Вы можете заказать кровать в нашем магазине. | Дома из бруса без предоплаты еще на . | 2023 руб. детский Подробнее. . . Артикул TLSO-250(Р)
Легковой автомобиль Kfz.1 (KdF Typ 82 Kübelwagen) PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин   
28.06.2010 12:56

Kfz.1 (KdF Typ 82 Kübelwagen)

Среди множества легковых автомобилей различных типов, использовавшихся в годы Второй Мировой войны фронтовыми частями и тыловыми учреждениями Вермахта, а также войск СС, наибольшее распространение получили легковые автомобили Kfz.1, имевшие также обозначения KdF (Kraft durch Freude – сила через радость) Typ 82 и Kübelwagen. KdF Typ 82 был предельно простым, непритязательным, экономичным и практичным автомобилем.


История создания
История создания этой машины тесно связана с рождением первого массового немецкого легкого автомобиля Volkswagen. 11 февраля 1933 года, буквально через несколько дней после получения поста Рейхсканцлера, в своей речи на открытии Берлинского автомобильного салона Адольф Гитлер произнес исторический лозунг: “Каждому жителю Германии – свой собственный автомобиль”. Так, Гитлер объявил о развертывании проекта по созданию “автомобиля для народа” – Volkswagen. “Эта машина должна служить для немецкого народа”, сказал в праздник Вознесения Христова, 26 мая 1938 года, фюрер при закладке первого камня завода “Vokswagen” в Фаллерслебене, на котором планировалось организовать массовое производство “народного автомобиля”. Для постройки завода среди населения Германии была организована специальная система предварительных взносов, которые должны были учитываться при приобретении автомобиля.

Почетная миссия была доверена Фердинанду Порше, которому были выдвинуты требования создать простой и экономный в производстве автомобиль.

В то время как простой человек все еще надеялся, что Volkswagen будет для него “во все дни, воскресные и будничные, источником светлого, еще не испытанного счастья” (Адольф Гитлер), военное ведомство не без ведома фюрера уже одобрило его проект “легкой военной бронированной машины”. Это был час рождения легкого многоцелевого автомобиля VW. С началом военных действий завод быстро переквалифицировался с гражданского автомобилестроения на военное.

В основу конструкции Kfz.1 Порше положил разработанный им в предвоенные годы “народный автомобиль”.

В 1938 году Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) сформулировало требования к военной версии VW. 28 января 1938 года эти технические требования были представлены Фердинанду Порше. Автомобиль должен был перевозить четырех солдат в полной выкладке (по 100 кг каждый) при полной массе машины не более 950 кг. Масса шасси и двигателя должна была составлять 400 кг, еще 400 кг – масса пассажиров и груза, на кузов оставалось всего 150 кг (при этом у серийного автомобиля Vokswagen кузов весил 350 кг). Отдельно оговаривались вопросы разработки вездеходной резины с развитым профилем, участие в проекте кузовной фирмы “Trutz” из Кобурга, порядок проведения испытаний и военной приемки. Здесь будет уместно сказать, что еще до получения армейских спецификаций, в конструкторском бюро Порше действовала группа, возглавляемая Рудольфом Рингелем, которая занималась разработкой армейского кюбельвагена. Благодаря этому заделу удалось выполнить заказ военных в кратчайшие сроки.

1 февраля 1938 года Министерство вооружений дало официальный заказ на разработку армейской модификации Volkswagen. Одновременно военные высказали свою заинтересованность в создании двухместного варианта Kübelwagen, вооруженного пулеметом. Прототип этого варианта, названного “Stuka” построили, но в серию он не пошел.

Прототип Kübelwagen (Porsche Typ 62) на шасси VW 38, представленный командованию 3 ноября 1938 г.

Официальная презентация армейского КdF произошла 3 ноября 1938 года спустя всего 9 месяцев после получения заказа. Армейская машина была создана на базе автомобиля VW 38. Металлический кузов обтекаемой формы не имел дверей, а переднее стекло не откидывалось. Полного привода не потребовали, рассчитывая облегчить переделку гражданской версии, а в условиях бездорожья он был желателен.

В том же месяце начались испытания Kübelwagen на полигоне в Мюнзинген, армейский вариант был быстро принят на вооружение. Новые испытания Kübelwagen состоялись 6 марта в Тироле, на этот раз в сравнении с аналогичными моделями других фирм. К этому времени было построено еще два прототипа.

Прототип Kübelwagen Typ 62, начало 1939 г.

В 1939 году в Венском автосалоне состоялась первая публичная демонстрация армейских машин нулевой серии VW Тур 62.

Тактико-технические характеристики VW Тур 62:
Экипаж: 4 чел.;
Длина: 3750 мм;
Ширина: 1550 мм;
Высота (без тента): 1111 мм;
Высота (с тентом): 1550 мм;
База: 2400 мм;
Колея: 1356x1360 мм;
Дорожный просвет: 290 мм;
Двигатель: 4-цилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель Volkswagen, рабочий объем 986 см3, мощность 23,5 л.с. при 3000 об/мин;
Колесная формула: 4x2;
Сухая масса: 725 кг;
Полная масса: 1175 кг;
Грузоподъемность: 450 кг;
Максимальная скорость: 80 км/ч;
Запас хода: 400-450 км.

По результатам проведенных испытаний Министерство вооружений сухопутных войск требовало усовершенствовать конструкцию Kübelwagen: увеличить дорожный просвет и изменить передаточное число трансмиссии. Эти переделки привели к тому, что сухая масса Kübelwagen увеличилась до 750 кг. Кузов Kübelwagen собирали из тонких жестяных листов, усиленных продольными выштамповками. Кузов имел четыре дверки, складное лобовое стекло и откидную брезентовую крышу. Новая модификация, готовая в декабре 1939 года, оснащалась тем же 4-цилиндровым двигателем, что и гражданский KdF. Ей присвоили обозначение Тур 82. От серийных автомобилей прототип отличался тем, что запасное колесо располагалось в гнезде на капоте, утопленное заподлицо. Серийный выпуск машин, официально обозначавшихся как le.gl.Pkw-K1 Typ 82, начался весной 1940 года. Первые 25 VW Тур 82 собрали на “Daimler-Benz” в Штутгарте, а дальнейший выпуск осуществлялся в KdF-Stadt’е. Там собирали шасси и монтировали к ним кузов фирмы “Ambi-Budd”, доставлявшиеся по железной дороге из Берлин-Йоханисталя.

В мае 1940 года построили 100 KdF Тур 82, в июне – 200, в июле – 275. К 20 декабря 1940 года было выпущено 1000 автомобилей Kübelwagen.

Всего выпущено 48464 машины четырех основных модификаций:
Kfz.1 – базовый четырехместный автомобиль повышенной проходимости, всего за годы войны построено 37320 единиц;
Kfz.2 – трехместный автомобиль с радиостанцией (3326 единиц);
Кfz.2/40 – двухместный автомобиль-мастерская (273 единиц);
Кfz.3 – четырехместный разведывательный автомобиль (7545 единиц).

К другим модификациям относятся – санитарный автомобиль, тягач легкого противотанкового орудия, была даже построена дрезина на базе этой машины. Всего же было построено более 52000 машин всех модификаций.

Тактико-технические характеристики Kfz.1 (KdF Typ 82 Kübelwagen):
Экипаж: 4 чел.;
Длина: 3740 мм;
Ширина: 1600 мм;
Высота (без тента): 1111 мм;
Высота (с тентом): 1650 мм;
База: 2400 мм;
Колея: 1356x1316 мм;
Дорожный просвет: 260 мм;
Двигатель: 4-цилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель Volkswagen, рабочий объем 986 см3, мощность 23,5 л.с. при 3000 об/мин;
Колесная формула: 4x2;
Сухая масса: 750 кг;
Полная масса: 1100 кг;
Грузоподъемность: 450 кг;
Максимальная скорость: 80 км/ч;
Запас хода: 400-450 км.

Описание конструкции
На автомобили Kübelwagen Typ 82, выпущенные до марта 1943 года, устанавливался 4-цилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения. Рабочий объем двигателя составлял 985 см3, мощность – 23,5 л.с. С марта 1943 года на машины стали устанавливать форсированный двигатель увеличенного объема (1131 см3, 25 л.с. при 3000 об/мин).

KdF Typ 82 в сборочном цехе

Шасси состояло из центральной трубы, к которой были приварены передняя и задняя оси. К трубе был приварен штампованный ребристый пол, образующий верхнюю часть шасси и придающий ему необходимую жесткость. Кузов машины имел плоские боковины с продольными усилительными выштамповками, четыре короткие боковые полудвери, открывавшиеся в разные стороны, плоскую и пологую клиновидную переднюю часть с углублением для укладки запасного колеса и плоскую короткую заднюю часть с крышкой моторного отсека. 4-дверный кузов был открытым, сверху он прикрывался брезентовым тентом, растягиваемым на штырях и раме лобового стекла. Рама, вместе со стеклом, могла откидываться вперед на капот и фиксироваться на защелках. Топливный бак вместимостью 40 л помещался в переднем отсеке-багажнике. Запасные канистры с бензином или водой помещались над моторным отсеком или на специальных наружных кронштейнах, шанцевый инструмент развешивался на свободных поверхностях кузова.

Машина имела привод, характерный для легковых машин и не оснащалась дифференциалом. Все колеса имели независимую подвеску. Между двигательным отсеком и спинкой заднего сиденья размещался багажник. Между сиденьями размещался держатель для четырех карабинов. Несмотря на максимально простую конструкцию в автомобиле была предусмотрена подача теплого воздуха для обогрева пассажиров.

Применение
Прототипы VW Тур 62 впервые были использованы во время Польской кампании в сентябре 1939 года. Первые le.gl.Pkw-K1 Typ 82 появились в рядах немецкой армии во Франции (май-июнь 1940 года). Здесь будет уместным упомянуть, что Эрвин Роммель стал первым немецким генералом, использовавшим Kübelwagen в качестве штабного автомобиля.

Фельдмаршал Эрвин Роммель садится в Kübelwagen Typ 82

В июне 1940 года первые автомобили Kübelwagen поступили на вооружение войск. Быстрое принятие на вооружение новой модели автомобиля объясняется тем обстоятельством, что Роммель в связи с предстоящими боями в Африке нуждался в легком автомобиле и считал, что для такой кампании лучше всего подходят двигатели с воздушным охлаждением.

В Северную Африку первые KdF Тур 82 попали в феврале 1941 года вместе с передовыми частями DAK. Эти машины были по-прежнему оснащены стандартными покрышками и выкрашены в темно-серый цвет. Некоторые автомобили Kübelwagen были вооружены пулеметом МG-34. Спустя некоторое время Kübelwagen’ы Африканского корпуса были оснащены расширенными низкопрофильными шинами размером 690x200 или 200-12 для передвижения по пескам пустыни.

KdF Typ 82 из состава Немецкого Африканского корпуса (Deutsches Afrika Korps (DAK))

Немецкие пилоты, сражавшиеся в небе Африки, по земле предпочитали ездить на KdF Тур 82. Сам фельдмаршал Роммель однажды лично поблагодарил Фердинанда Порше: “Вы спасли мне жизнь. Ваш автомобиль VW, на котором я ездил в Африке, остался цел во время пересечения минного поля, в то время как шедший за мной тяжелый Horch взлетел на воздух”.

С неприхотливостью и надежностью VW не могли сравниться никакие другие машины аналогичных типов, а двигатель с воздушным охлаждением превосходно выносил как арктический холод, так и тропическую жару.

О том, как автомобили Kübelwagen выдержали трудный экзамен в условиях пустыни, говорит донесение командира немецкой разведроты, написанное в июне 1942 года:
“1. Тягачи. Полугусеничная техника прошли по пустыне до 4000 км. Езда по каменистой местности приводила к тому, что резиновые части гусениц очень быстро изнашивались. Камни корежили гусеничные звенья, так что ремонт гусеницы становился очень хлопотным делом.

По сравнению с танковыми двигателями, двигатели полугусеничных тягачей лучше выдерживают дальние марш-броски. Но после 4000 км пробега многие двигатели находятся в аварийном состоянии.

Воздушные фильтры не спасают от запыленного воздуха.

Покрышки прицепов также подвержены быстрому износу при езде по каменистой почве.

2. Средний грузовой автомобиль Ford. Постоянной причиной аварий стало разрушение пружин клапанов. Пружины изготовлены из слишком твердой стали, поэтому очень быстро выходят из строя.

3. Средний грузовой автомобиль Opel. Из десяти автомашин нашей роты у пяти отмечено разрушение пружин.

4. Volkswagen. В первое время эти машины показали себя очень неплохо, но после того, как было пройдено 5000-6000 км, проявились многие недостатки.

5. Мотоциклы. Как показал опыт, мотоциклы меньше всего подходят для использования в пустыне и чаще всего нуждаются в ремонте. Наиболее подвержены воздействию пыли поршни, цилиндры, сцепление, и тросик Боудена.

Совершенно недостаточно техника укрыта брезентом. В результате песок проникает повсюду. Следует использовать самый плотный брезент, чтобы исключить проникновение пыли и песка. Вместе с тем следует избегать использовать импрегнированные материалы”
.

Этот рапорт необходимо вкратце прокомментировать. Этот документ определенно говорит за то, что Фольксваген был лучшим немецким автомобилем в пустыне. Однако следует заметить, что безаварийный пробег 5000-6000 км выглядит довольно скромно, по сравнению с тем, что американские джипы в среднем между капремонтами проходили по 12500-16000 км.

Колонна автомобилей мотоциклетного батальона попала в затор на дороге. Восточный фронт, 1941г. На переднем плане три Kübelwagen Typ 82 из 3-й мотоциклетной роты

Первый автомобиль Kübelwagen Typ 82 попал в руки американцев в конце 1942 года. Трофей отправили для испытаний в США на Абердинский полигон. Во время испытаний автомобиль прошел 3900 км. Американцы посчитали, что, несмотря на хорошие ходовые качества, Kübelwagen по проходимости значительно уступает Willys MB. Однако американцы понимали, что Willys изначально создавался в качестве армейского автомобиля, в то время как Kübelwagen представлял собой модификацию гражданской машины. Практическая скорость KdF Тур 82 составляла 65 км/ч (для джипа 80 км/ч), а максимальная скорость не превышала 80 км/ч. Американцы отметили тот факт, что жизненно важные детали автомобиля выполнены из материалов отличного качества, в то же время на всем второстепенном было сэкономлено.

Тяжелые условия российского бездорожья стали хорошим экзаменом для Kübelwagen. Там, где колеса тяжелых автомобилей Horch и Tatra пробуксовывали на непроходимом бездорожье или в песках, легкий Kübelwagen с легкостью справлялся с поставленной перед ним задачей. Конечно, как и прочая техника, VW’ы легко увязали в грязи, но при необходимости их могли поднять три человека, в то время как даже шесть человек не смогли бы приподнять тяжелый автомобиль Tatra. Двигатель воздушного охлаждения показал себя достаточно надежным при эксплуатации в тяжелых условиях. Например, для того чтобы пустить двигатель Mersedes 170 после зимней ночи следовало его прогреть паяльной лампой, кипятком или открытым огнем. В то же время для того, чтобы запустить двигатель KdF Тур 82, нужно было всего лишь несколько раз повернуть рукоятку или протолкать машину несколько метров.

Большим плюсом Тур 82 была его технологичность в производстве и простота в эксплуатации. Благодаря массовому использованию машины в войсках никогда не наблюдалось перебоев со снабжением запчастями. 1 ноября 1941 года генерал фон Шелл докладывал Гитлеру о необходимости использовать Kübelwagen в качестве единого легкого внедорожного автомобиля Вермахта. В начале 1944 года в танковые дивизии уже не поступал ни один типовой легковой автомобиль. Поистине дорого пришлось заплатить за то, что развитие типовых транспортных средств и автомобилей годами находилось в ведении Министерства вооружений сухопутных войск.

Благодаря массе в 750 кг, KdF Typ 82 могли поднять три человека. Восточный фронт, группа армий “Центр”, зима 1941-42 гг.

В начале 1942 года было принято решение сформировать легкие стрелковые роты, оснащенные мотоциклами и автомобилями KdF Typ 82. В марте 1943 года эти роты были переформированы в разведывательные подразделения. Роты оснащались автомобилями Kübelwagen и Schwimmwagen и состояли из 190 солдат, вооруженных винтовками, 22 пулеметами и 2 минометами. Роты отличались высокой мобильностью и действовали в составе танковых и гренадерских дивизий до самого конца войны.

Ко всем своим преимуществам Kübelwagen был очень дешев. Цена одного VW Typ 82 составляла всего 2945 рейхсмарок, что всего на 50% больше, чем у мотоцикла Zündapp KS750 с коляской.

Схема Kübelwagen Typ 82

 

Дополнительный материал

Фотографии
1. На этой фотографии можно наблюдать интерьер KdF Typ 82
2. KdF Typ 82, принадлежащий одной из частей Люфтваффе
3. KdF Typ 82, принадлежащий одной из частей Люфтваффе, на авиационном поле. Франция, май 1942 г.
4. Открытая стоянка машин Люфтваффе, зима 1940-41 гг.


Источники:

1. Кащеев Л.Б., “Kübelwagen, Schwimmwagen на службе в Вермахте”, “Военные машины” №42, 2000.
2. Кочнев Е., “Военные автомобили Вермахта и его союзников”, - М.: Яуза: Эксмо, 2009.
3. Dr. Bernd Wiersch “VW-Kübelwagen und VW-Schwimmwagen”, “Waffen-Arsenal” №105, Podzun-Pallas-Verlag, 1987.
4. Michael Sawodny, “VW at war. Kübelwagen, Schwimmwagen & special vehicles. German Trucks Cars in WWII vol.II”, Schiffer Publishing Ltd., 1991.

Обновлено 04.07.2010 16:03
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU