Ковры, , текстильные коврики. | | Пожарный резервуар .
Легкий артиллерийский тягач Raupenschlepper Ost (RSO) PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
08.04.2010 12:16

RSO тянет полевую гаубицу, сентябрь 1943 года

Артиллерийский гусеничный тягач Raupenschlepper Ost (RSO) начал разрабатываться после неудачи Вермахта в зимней кампании на Востоке 1941-42 годов, когда немецкие тягачи показали себя не с лучшей стороны, так как глубокий снег и сильные морозы очень затрудняли их работу. Проект нового тягача был выполнен «Танковой комиссией» рейхсминистерства вооружений и боеприпасов под председательством Фердинанда Порше совместно с инженерами фирмы «Штайр–Даймлер–Пух» (Steyr-Daimler-Puch). Причём в проекте даже не участвовали специалисты из Управления Вооружений сухопутных войск. Трудно сказать, чем бы закончилось это соперничество между двумя ведомствами, если бы Гитлер вдруг не высказался в пользу Порше и его концепции гусеничного трактора «русского типа» с большим клиренсом для применения в условиях русских снегов. По мнению некоторых специалистов, название Raupenschlepper Ost (сокращенно — RSO) дал сам Гитлер. Хотя стоит отметить, что первоначально RSO проектировался не как тягач, а как машина обеспечения повышенной проходимости для замены «Мулов».

 

В сборочном цеху завода "Штейр"

Описание
Все главные части нового трактора заимствовались у хорошо освоенного в производстве грузового автомобиля «Штайр» (Steyr) 1500/02. Восьмицилиндровый V-образный двигатель объемом 3,5 литра и мощностью 85 л.с. позволял развивать RSO небольшую скорость — всего 20 км\ч. Опорные катки изготавливались штамповкой из листовой стали и не имели бандажей. Гусеницы шириной 340 мм типа Kgs 66/340/120 также не имели резиновых подушек (какие были у полугусеничных машин) и могли изготавливаться даже из нелегированной стали. Убранство кабины было весьма скромным. Все это делало машину очень дешевой в производстве, но снижало скоростные характеристики. Главным плюсом конструкции RSO был высокий клиренс.

В декабре 1941 года австрийская фирма «Штайр» получила заказ на производство 50 тягачей RSO. Уже весной 1942 года RSO подвергся модернизации с целью удешевления в производстве. Вскоре к производству подключилась фирма «Клекнер–Гумбольдт–Дейтц» (Kloeckner-Humboldt-Deutz), предложившая использовать более надежный четырехцилиндровый дизельный двигатель KHD F4L 514.

Осенью 1942 года увеличился объем выпуска тягачей RSO. К январю 1943 года планировалось увеличить месячный выпуск этих машин до 2000 единиц. Для выполнения этого требования было решено удешевить процесс производства. Кабина изменила свою форму, теперь изготавливалась из дерева и листовой стали. Несмотря на эти нововведения, достигнуть цифры в 2000 единиц так и не удалось. В январе 1943 года с конвейера вышло всего 1452 тягачей RSO. Линейка этих машин, основанная на упрощении производства, получила следующие обозначения: RSO/01 выпуска весны-лета 1942 года, RSO/02 конца 1942 года и, наконец, машины RSO/03 стали выпускать с января 1943 года.

Всего до конца войны было выпущено 28151 единица тягачей Raupenschlepper Ost в различных вариантах.

Производство тягачей велось до апреля 1945 года:

  1942 1943 1944 1945
RSO, штук 1454 14 012 11 403 1282


Модификации

RSO/01 (Steyr)
RSO/01 (Steyr) - легкий гусеничный тягач с цельнометаллической двухместной обогреваемой кабиной и деревянной грузовой платформой с брезентовым верхом. На этих машинах ставился двигатель Steyr V8.

Тактико-технические характеристики RSO (Steyr):
Длина: 4425 мм;
Ширина: 1990 мм;
Высота: 2530 мм;
Боевая масса: 3,8 т;
Двигатель: Steyr V8, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя: 85 л.с. (62,6 кВт) при 3000 оборотов в минуту;
Рабочий объем двигателя: 3500 см3;
Трансмиссия: четырехскоростная коробка передач (4+1), дифференциал, гидравлические тормоза на ведущем колесе и ленивце;
Ходовая часть: четыре опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения с цевочным зацеплением, направляющее колесо, подвеска рессорная, ширина гусеницы 340 мм;
Максимальная скорость: 20 км/ч;
Объем бака: 180 л.;
Запас хода: 250 км;  
Экипаж: 2 человека.

RSO/02 и RSO/03 (KHD/Magirus)
RSO/03 (KHD/Magirus) имел стальную кабину упрощенной формы, также брезентовый верх. Двигатель - Deutz F4L514, 4-цилиндровый карбюраторный, мощностью 65 л.с. и рабочим объемом 5322 см3.

САУ 7,5 cm PaK 40/4 auf Raupenschlepper Ost (Sf)
7,5 cm PaK 40/4 auf Raupenschlepper Ost (Sf) - САУ, представляющая собой 75-мм противотанковую пушку Pak 40/4 на шасси тягача RSO. Имела низкопрофильную кабину с броневой защитой порядка 5 мм. Пушка устанавливалась в открытом кузове с откидными деревянными бортами. Всего было произведено 60 подобных САУ.

Разработка этого орудия на шасси RSO началась летом 1940 года. В августе начались первые испытания. Существовало два варианта кабины: низкая и более высокая, способная защитить водителя и сидящего справа от него члена экипажа. В итоге предпочтение было отдано прототипу с низкой кабиной. В отличие от серии "Куниц" (САУ Marder I, II, III), которыми вооружались противотанковые подразделения Вермахта, ПТП на базе RSO имела горизонтальную наводку все 360°. Недостатками были малая площадь кузова, где приходилось двигаться расчету из четырех человек, и их беззащитность перед осколками при обстреле противником.

Гитлер вскоре был проинформирован о разработке этой САУ и одобрил выпуск первой партии в количестве 50 машин для испытаний в войсках на Восточном фронте. Был заплонирован также серийный выпуск еще 400 таких орудий.

Тактико-технические характеристики 7,5 cm PaK 40/4 auf Raupenschlepper Ost (Sf):
Производитель: Steyr-Daimler-Puch AG, Steyr-Oberdonau;
Тип и модель: самоходная противотанковая пушка на шасси Steyr 470;
Двигатель: 8-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Штейр" тип V8;
Объем двигателя: 3517 см3;
Мощность двигателя: 80 л.с. при 3000 оборотов в минуту;
Зажигание: катушка зажигания;
Стартер: электрический;
Электросистема: 12 Вольт;
Сцепление: сухое однодисковое;
Трансмиссия: четырехскоростная коробка передач (4+1), дифференциал, гидравлические тормоза на ведущем колесе и ленивце;
Длина: 4570 мм;
Ширина (стандарт): 1990 мм;
Ширина (с зимними гусеницами): 2050 мм;
Высота: 2600 мм;
Боевая масса: 5,2 т;
Орудийная платформа (длина х ширина): 2100 мм х 1860 мм;
Клиренс (дорожный просвет): 5500 мм;
Ширина колеи: 1350 мм;
Ширина гусеницы (стандарт): 340 мм;
Ширина гусеницы (зимние): 600 мм;
Количество звеньев и тип гусеницы: 65 звеньев, тип KGS66/340/120;
Угол горизонтальной наводки: ±30°;
Угол вертикальной наводки: от -5° до +22°;
Прицел: ZF3;
Экипаж: 4 человека.



ЗСУ RSO mit 2 cm Flak 38
RSO mit 2 cm Flak 38 - ЗСУ в виде 20-мм автоматической пушки Flak 38 на горном лафете, установленной в кузове тягача RSO. Было изготовлено всего 12 таких машин. В серийное производство этот вариант RSO не попал.

Raupenschlepper-Gebirge (RSG) - САУ, уменьшенный вариант тягача RSO с установленной в кузове трофейной бельгийской 75-мм горной пушкой образца 1934 года. Один из источников сообщает, что 12 подобных машин состояли в 1-м горном артиллерийском дивизионе.

Кроме перечисленных выше вариантов существовали также прототипы тягачей-амфибий, но дальше испытательных образцов дело не дошло. Существовал также по крайней мере один прототип седельного тягача RSO, который мог перевозить в своем прицепе до 50 солдат. Некоторые тягачи RSO переделывались под санитарные машины, о чем свидетельствуют фотографии военных лет.

Применение
Тягачи RSO широко применялись немецкими войсками при перевозке грузов в частях службы снабжения. Машина идеально подходила для этой роли, особенно при пересеченной местности. Также часто применялись эти машины и для буксировки различных орудий калибром до 105 мм включительно.

Несмотря на то, что был запланирован массовый выпуск 75-мм противотанковых САУ на базе RSO в количестве 400 штук, было выпущено не более 100 подобных машин в испытательных целях. Заводские испытания орудия проходили в декабре 1943 и январе 1944 годов. Боевые испытания начались в конце января 1944 года, когда порядка 50 единиц САУ были переданы в группу армий "Юг". Кроме того, доподленно известно, что некоторое количество машин получила 1-я лыжная егерская бригада (Skijäger Brigade 1) из группы армий "Центр" и два противотанковых дивизиона из группы армий "Север" (Panzerjäger Abteilung 751 и Panzerjäger Abteilung 752).

1-я лыжная егерская бригада, позднее ставшая дивизией, имела в своем составе два полка. В каждом полку была 9-я рота, ставшая после добавления третьего батальона 13-й противотанково-зенитной. Организационно эти роты состояли из двух взводов 20-мм зенитных пушек Flak 38, установленных на однотонных полугусеничных грузовиках Sd.Kfz. 10/5, двух взводов 75-мм противотанковых пушек Pak 40/4 на шасси RSO и одного эскортного пехотного взвода. 13-я рота 2-го полка имела только по одному взводу таких типов. По воспоминаниям обер-лейтенанта доктора фон Крамма (von Cramm), бывшего командира 13-й роты, противотанковый взвод роты оснащался тремя 75-мм САУ на базе RSO, одним грузовиком "Мул" и одним легковым автомобилем VW Kübelwagen. Экипажи самоходок расшифровывали аббревиатуру "RSO" на свой лад - "Rollender Sarg Ost", т.е. (с нем.) "самоходный восточный гроб".

Точно неизвестно сколько 75-мм САУ на базе RSO сохранились по сей день. По крайней мере одна была захвачена союзниками и переправлена в музей в США. Захваченная машина была окрашена в темно-песочный цвет (Dunkelgelb II), имела регистрационный номер "WH 695 405" и бортовой номер "121".



Дополнительный материал

Фотогалерея RSO

Схема окраски САУ 7,5 cm PaK 40/4 auf Raupenschlepper Ost (Sf)


Источники:
1. Бронеколлекция, 5/1997;
2. М. Свирин. «Он покорил Советский Союз», журнал «Полигон», 1/2001;
3. Курт Ригер. «Немецкие полугусеничные машины в боях», М., 1996;
4. Peter Kwok, Heiner F. Duske, 7,5cm Pak 40/4 auf gep. Selbstfahrlafette Raupenschlepper Ost (RSO), Nuts & Bolts, Vol.9;
5.
;
6. 
;
7.
;

Обновлено 12.04.2010 11:52
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("