Смотрите проект строительства здания. | . |
Командирский автомобиль ГАЗ-М1 PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин   
20.03.2010 18:00

Командирский автомобиль ГАЗ-М1

Знаменитая "Эмка" (ГАЗ-М1) это второе поколение автомобилей ГАЗ. Перед началом Великой Отечественной войны в различных штабах и тыловых учреждениях Красной Армии использовалось более 10500 легковых автомобилей ГАЗ-М1.

Прежде чем начать рассказ о ГАЗ-М1, было бы не лишним упомянуть первые автомобили Горьковского автозавода, которым и пришла на смену “Эмка”. Легковые машины Горьковский автозавод начал строить в первый же год своей работы. Он приступил к выпуску грузовиков с января 1932 года, а уже в декабре с главного конвейера сошли первые легковые ГАЗ-А. Этот автомобиль предназначался для массового производства. Все детали, вплоть до самых малых, самых, казалось, незначительных, оценивались инженерами прежде всего по тому, насколько они приемлемы для главного конвейера. Максимальная простота (а значит, дешевизна изготовления) плюс максимальное удобство для быстрой сборки - вот девиз, которым руководствовались создатели модели ГАЗ-А.

Прежде чем начать жизнь на горьковском конвейере, этот автомобиль четыре года выпускался фордовскими заводами в Америке. ГАЗ еще только строился, но легковые машины модели "А" уже собирали горьковский автосборочный завод "Гудок Октября" и Московский завод имени КИМ (ныне АЗЛК). В 1930 году они выпустили 547 легковых машин, а на следующий год - 10 с лишним тысяч. Эти два предприятия стали своеобразной школой, где молодые советские рабочие и инженеры учились далеко не простому искусству производства автомобилей самыми современными методами.

И когда пришла пора развернуть на ГАЗе массовый выпуск машин, советские специалисты быстро справились с этой задачей.

ГАЗ-А пользовался репутацией автомобиля неприхотливого, простого в ремонте. В бак автомобиля можно был заиливать любой бензин, даже самый низкосортный. Двигатель отличался очень гибкой характеристикой. Простейший карбюратор, отсутствие бензонасоса и механизма для регулировки клапанов, несложное электрооборудование позволяли каждому быстро овладеть машиной. Очень многие узлы легковой модели и грузовика ГАЗ-АА были взаимозаменяемыми: двигатель, передний мост, крылья, капот, щиток приборов, передние сиденья, рулевой механизм. Благодаря этому упрощались ремонт машины и снабжение автохозяйств запасными частями, удешевлялось производство.

Характерный вид автомобилю ГАЗ-А придавали брезентовые тент и боковинки кузова с целлулоидными окнами, колеса с проволочными спицами, передний и задний буфера из двух упругих стальных полос.

Более совершенной моделью, пришедшей в 1936 году на смену ГАЗ-А, явилась “Эмка” – ГАЗ-М1.

Как для ГАЗ-А, так и для ГАЗ-М1 прототипами послужили машины фирмы Форд. Сам же ГАЗ-М1 был создан на базе автомобиля Форд 1933 года — Ford-V8-40. Правда, конструкторский отдел ГАЗа возглавляемый А.А.Липгартом внёс существенные изменения в фордовский прототип - учитывая накопленный опыт эксплуатации ГАЗ-А в условиях России - бездорожье продиктовало свои условия. Четырехцилиндровый двигатель был модернизирован и форсирован с 40 до 50 л.с. Была усилена рама автомобиля, вместо двух были поставлены четыре рессоры. Колёса, которые некогда были установлены на форде на спицах были заменены штампованными дисковыми и диаметр их был увеличен. Машина стала намного выносливее и прочнее. Претерпел изменения и внешний вид автомобиля. Машина стала казаться, по сравнению с фордовским прототипом, более вытянутой и поэтому более симпатичной.

Автомобиль ГАЗ-М1 имел неплохие скоростные характеристики. На шоссе он развивал скорость до 105 км/ч, для разгона с места до скорости 80 км/ч ему требовалось 24 секунды. Средний эксплуатационный расход топлива составлял 14,5 л на 100 км. Несмотря на то, что ГАЗ-М1 создавался как гражданская модель, его проходимость по грунтовым дорогам была достаточно высока, что позволило создать на его шасси бронеавтомобиль БА-20.

Автомобиль ГАЗ-М1 выпускался до 1943 года. Всего было выпущено 62888 машин этого типа, значительная часть которых использовались Красной Армией до конца войны.

На базе ГАЗ-М1 было разработано много модификаций “Эмок”. Например, пикап ГАЗ-М-415 мог перевозить до 400 кг грузов. С 1938 года появились “Эмки” ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3485 куб.см и мощностью 76 л. с. Динамика машины естественно резко улучшилась. Кстати потом этот двигатель ставили и на грузовые машины, а в годы войны – даже на легкие танки и на самоходные артиллерийские установки.

А вот на основе ГАЗ-11-73 была сделана “Эмка” ГАЗ-11-40 с кузовом типа фаэтон. Но в серию фаэтон не успели поставить - началась война. Конструктором В.А.Грачевым была создана полноприводная модификация ГА3-61 - эта “Эмка” выпускалась серийно. ГАЗ-61 мог преодолевать подъемы в 38º, спокойно поднимался по крутой пешеходной лестнице, броды глубиной до 720 мм для этой машины не помеха.

В 1938 году, в Париже ГАЗ-М1 был выставлен в экспозиции Советского Союза на Всемирной промышленной выставке. В наши дни “Эмки” (M1 и ГАЗ-11-73) можно увидеть в Москве, в Люблино на ул.Краснодарской, владение 58, в “Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов”.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-М1
масса в снаряженном состоянии без груза: 1370 кг;
мест в кабине: 5;
длина: 4625 мм;
ширина: 1770 мм;
высота: 1775 мм;
колесная формула: 4х2;
максимальная мощность двигателя: 50 л.с. на 2800 об/мин;
максимальная скорость по шоссе: 105 км/ч;
запас хода по шоссе: 460 км.


Источники:
1. Ломаков Д., статья в газете "Комсомольская Правда", 2001
2. Шунков В., "Красная Армия", АСТ, 2003
3. Долматовский Ю., Шугуров Л., "Незабываемая «ЭМКА»", "Моделист-Конструктор" №5, 1974

Обновлено 20.03.2010 18:13
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU