. | | Щебень гравийный купить на сайте . |
Средний танк М4 Sherman PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер и Олег Бегинин   
21.09.2010 12:50



Танк М4 Sherman разработан в 1942 году как основной боевой танк армии США. Выпускался в пяти модификациях различными фирмами: "Фишер-Броди", "Форд", "Крайслер".


Описание конструкции
Принципиально все модели танка Sherman (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) ничем не отличались друг от друга за исключением разного вооружения. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть - все было одинаковым. Все модели получили единую литую лобовую деталь - крышку трансмиссионного отсека (вместо сборной из 3-х частей, применявшейся ранее), овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое другое.

Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса; затем их закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце 1943-го - начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса. Правда, пришлось изменить угол наклона лобовой брони с 47° до 56°. Еще одним главным отличием Sherman'ов друг от друга был тип силовой установки. Дизельный М4, обозначенный как М4А2 поставлялся по Ленд-лизу. Американцы использовали этот танк исключительно в корпусе морской пехоты, потому что на флоте проблем с соляркой не возникало. Танков с горизонтальной подвеской HVSS было получено Россией 183 шт.



Советскими танкистами танк Sherman в целом пришелся по душе. Не уступая по защищенности и вооружению отечественной "тридцатьчетверке", этот танк обладал значительно лучшей эргономикой, более просторной башней, общей продуманностью конструкции, было много приятных "мелочей", которые порой сильно упрощали ежедневное обслуживание машины. А с введением на последние модели Sherman'ов новой 76-мм пушки вкупе с высококачественными боеприпасами, также поставлявшимися из США, танк по своим "противотанковым" характеристикам превзошел даже новую "тридцатьчетверку" с 85-мм пушкой. Броня Sherman'а была толще таковой у Т-34, но менее твердой, а в целом защищенности обоих танков были примерно одинаковые. Но американская броня была более вязкой, что вызывало меньше вторичных осколков при ударе снаряда. В качестве основных недостатков советскими танкистами отмечался слишком высоко расположенный центр масс танка, что приводило к частым опрокидываниям машины.

Как и на остальных танках американского производства, гусеницы Sherman'ов были резинометаллическими. Вопреки некоторым публикациям, нельзя однозначно сказать, было это достоинством или недостатком по отношению с советской цельнометаллической гусенице. Достоинством было то, что ресурс американской гусеницы был свыше 5000 км, в то время, как стальной гусеницы танка Т-34 - всего 2000-2500 км. Кроме этого, Sherman при движении не производил характерного гусеничного лязга, в то время как отечественная "тридцатьчетверка" лязгала так, что немцы за пять-десять километров ее слышали, что существенно затрудняло скрытное перемещение наших танковых частей вдоль фронта. К недостаткам резинометаллической гусеницы следует отнести риск выгорания резины от огня или даже просто высокой температуры. Кроме того, такая гусеница не обеспечивала надежного сцепления с землей зимой и в гололедицу, танк становился плохо управляем. Наши танкисты обматывали гусеницы проволокой и цепями, вбивали в нее болты и шипы. Американцы, получившие рекламацию, разработали и стали поставлять в СССР штатные грунтозацепы и шипы, но полностью проблемы это так и не сняло.

Боевое применение
Впервые на передовой танки Sherman появились в октябре 1942 года в Битве при Эль-Аламейн. Эти танки находились на вооружении британской армии и конструктивно немного отличались от своих американских собратьев. Это касалось, например, радиостанции. Появление танков M4 Sherman на африканском фронте повлияло на ход боевых действий. Немцы только совсем недавно успели познакомится с неуклюжими танками M3 Grant с его 75-мм пушкой, установленной в спонсоне, как на сцене появляется более совершенная машина с 75-мм пушкой, установленной уже в башне. На тот момент эта пушка была грозным оружием против немецких танков Pz. III и Pz. IV. Но у М4 Sherman имелся большой недостаток - тонкая броня. Поэтому средний немецкий танк Pz. IV имел все шансы первым его подбить.



Война в Африке постепенно переместилась на территорию Туниса, где немцы представили свое новое сокрушительное оружие - тяжелый танк Panzerkampfwagen VI Tiger, имевший очень толстую броню и сокрушительную 88-мм пушку. M4 Sherman был просто бесполезен против этого стального монстра. В тщетных попытках хоть как-то усилить броню американские танкисты цепляли на нее все, что оказывалось под рукой. Чаще всего в этой роли выступали гусеничные траки, навешанные на корпус танка, а также мешки с песком, которые укладывались и на пол боевого отделения танка, чтобы защитить экипаж от противотанковой мины. Наваривались даже дополнительные бронелисты, но все это давало лишь призрачное чувство безопасности перед грозным врагом.

Короткая 75-мм пушка позднее была заменена на более мощную 76-мм. Однако, к этому моменту опасность для средних танков серии М4 представляли не только Pz. VI Tiger, но и новые средние немецкие танки Pz. V Panther, пришедшие на замену устаревшим Pz. IV. Немецкий танк Pz. V Panther со своей 75-мм пушкой с легкостью пробивал броню M4 Sherman с расстояния 1000 метров, а иногда и больше. В то же время экипаж Sherman'a не мог рассчитывать одолеть Panther'у на расстоянии более 300 метров.

Вооружить танки M4 Sherman более мощной противотанковой пушкой было невозможно, корпус для этого не годился. Некоторые модификации танка были оснащены 105-мм короткоствольной пушкой на базе гаубицы, имевшей довольно малую скорость снаряда, поэтому и низкую бронебойность. Такие "гаубичные" танки использовались для поддержки пехоты, для подавления огневых точек противника.



Ответ немецким танкам Tiger и Panther смогли дать британцы. У них получилось установить в башню Sherman'a свою 17-фунтовую противотанковую пушку. Это орудие имело массивный казенник и серьезную отдачу. Из-за этого заднюю часть башни пришлось увеличивать за счет бронеящика, куда была помещена радиостанция. Этот же ящик создавал противовес длинному стволу пушки, позволяя сбалансировать башню. Несмотря на такой же калибр (76 мм), этот образец противотанкового оружия был гораздо мощнее своего американского аналога. Полученный таким образом танк получил название Firefly (с анг. "светлячок").

Firefly появился впервые на сцене войны в Европе в ходе боев в Нормандии в июне 1944 года. Обычно в бою четырем танкам Sherman придавался один Firefly. И это в лучшем случае. Тактика охоты на немецкие танки заключалась в том, что Sherman'ы делились на две группы: одна отвлекала, другая наносила удар. Это была очень опасная игра, часто заканчивающаяся для союзников весьма трагично. За каждый подбитый Tiger или Panther приходилось отдавать несколько танков Sherman.

Несмотря на все трудности союзники имели численное превосходство над противником во Франции летом 1944 года. Вышедший из строя Sherman тут же заменялся на боеспособный в самые кротчайшие сроки. Немцы же к концу 1944 года стали испытывать острую нехватку в танках из-за обессилевшей промышленности и нехватки сырья. Другая слабость немецких танков заключалось в их громоздкости. Sherman'ы были более маневренными.  

6 июня 1944 года в высадке в Нормандии приняли участие специальные танки-амфибии на базе все того же Sherman'a. Это еще одно британское изобретение носило название Douplex Drive или просто DD. По краям корпуса танка устанавливались специальные складные экраны. Перед погружением в воду они поднимались вверх, обеспечивая машине плавучесть. Для того, чтобы танк имел возможность двигаться в воде самостоятельно, его снабжали винтами. На суше экраны опускались и отбрасывались, танк приводился в боевое положение. Для успешного применения танков Sherman DD была необходима малая высота волны, иначе был риск утопить машину, вода могла хлынуть через низкие борта. Он больше подходил для формирования рек и озер. В 1945 году эти танки использовали при форсировании Рейна.

Нормандия стала сценой еще для одной британской разработки на базе среднего танка Sherman - артиллерийская реактивная установка Tulips (с анг. "тюльпаны"). Это было абсолютно неофициальное вооружение. Ранее эти 76,2-мм ракеты использовались британскими штурмовиками Hawker Typhoon и было даже отмечено, что они пробивают броню немецких танков Tiger и Panther, но лишь при прямом попадании. Точное прицеливание таким оружием было весьма проблематичной задачей. Была отмечена высокая эффективность этих ракет против ДОТов и ДЗОТов противника, а также против его бронетехники.

Позднее американцы представили свой вариант подобной установки под названием T34 'Calliope'. Она заряжалась 117-мм ракетами. Существовала еще и модель 'Whiz-bang' с 183-мм ракетами. Оба образца не проучили широкого применения в войсках.

На тихоокеанском театре военных действий американские танки господствовали на поле боя. Японские бронированные машины были слишком легкими, чтобы противостоять им. M4 Sherman здесь использовался сугубо для поддержки атакующей пехоты. Для этой роли танки вооружали 105-мм гаубицами и огнеметами, чтобы уничтожать огневые точки противника. 

Американские танки M4 Sherman поступали на вооружение армий США, Англии и поставлялись по ленд-лизу в Советский Союз, Участвовали в боевых действиях во всех операциях 1943-1944 гг. Последняя партия поступила летом 1945 г. на вооружение 9-го гвардейского мехкорпуса и 6-й гвардейской танковой армии и приняла участие в разгроме Квантунской армии. После окончания войны эти танки находились на вооружении во всех странах НАТО И СЕАТО. В армии США они эксплуатировались до 1955 года.Танки Sherman обладали удовлетворительными вооружением и бронированием лобовой части, а также достаточной быстроходностью. Однако имели слабую проходимость, плохую устойчивость на кренах и недостаточную надежность. Могли противостоять только немецким средним танкам Т-III и Т-IV.

Тактико-технические характеристики M4A2:

экипаж: 5 человек;
вес: 31 360 кг;
длина: 5,9 м;
ширина: 2,6 м;
высота: 2,74 м;
вооружение: 75-мм пушка, 7,62-мм пулемёт и 12,7-мм зенитный пулемёт на башне;
броня: 15-76 мм;
двигатель: два дизельных двигателя General Motors 6-71;
мощность двигателя: 500 л.с. (373кВт);
скорость (по дороге): 46,4 км/ч;
запас хода: 161 км;
ширина рва: 0,9 м;
высота стенки: 0,61 м;
глубина брода: 2,26 м.

Тактико-технические характеристики M4A3:
экипаж: 5 человек;
вес: 32 284 кг;
длина: 7,52 м (с пушкой) и 6,27 м (длина корпуса);
ширина: 2,68 м;
высота: 3,43 м;
вооружение: 75-мм пушка, 7,62-мм пулемёт;
броня: 15-100 мм;
двигатель: один бензиновый Ford GAA;
мощность двигателя: 400 или 500 л.с. (335,5 или 373 кВт соответственно);
скорость (по дороге): 47 км/ч;
запас хода: 161 км;
ширина рва: 0,91 м;
высота стенки: 0,61 м;
глубина брода: 2,26 м.




Источники:
1. Philip Trewhitt, Armoured fighting vehicles, Grange books, 2003;
2. Chris Bishop, Encyclopedia: Weapons of World War II, Barnes & Noble, 1998;
3. George Forty, World War Two tanks, Osprey Automotive;
4. War Machine, Volume 5, Issue 53, Orbis Publishing Ltd.

Обновлено 23.09.2010 11:01
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("