| | , карта сайта.
Средний танк М3 General Grant / General Lee PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин и Игорь Ладыгин   
20.09.2010 22:40



В середине 1940 американская промышленность получила заказ от командования на М3 - новый образец бронетехники с усиленным вооружением и бронированием, являвшийся развитием малосерийного М2. Поскольку опыта установки в башне сравнительно габаритной 75-мм пушки не было, ее разместили в корпусе. Так возник танк «М3», первый экземпляр которого появился в январе 1941 года. Ходовую часть М2 сохранили. Впервые в американском танкостроении применили 75-мм пушку, предназначавшуюся для борьбы с бронированными и другими защищенными целями.



По своему замыслу танк представлял собой машину, времен Первой мировой войны, с расположением орудия в бортовом спонсоне, как на английских танках Мk I, Mk VIII, а вместо неподвижной рубки - вращающаяся башня. Двигатель располагался сзади, трансмиссия - спереди, коробка передач - под поворотным полом башни. Между ними - боевое отделение. Двигатель соединялся с трансмиссией карданным валом. Под валом находились тяги управления двигателем. Все это закрывалось съемным кожухом.

Толщина брони была неизменной на всех моделях и составляла: два дюйма (51мм) - лобовая броня, по полтора дюйма (38мм) - бортовые и кормовые листы, полдюйма (12,7мм) - крыша корпуса. Днище имело переменную толщину: от половины дюйма (12,7мм) под двигателем до одного дюйма (25,4мм) в районе боевого отделения. Стенки башни имели броню - два дюйма с четвертью (57мм), а крыша - семь восьмых дюйма (22мм). Передняя плита устанавливалась под углом 60 градусов к горизонту, боковые и задние - вертикально. Броневые плиты крепились на заклепках (модификации МЗ, МЗА4, МЗА5) или на сварке (модификации МЗА2 и МЗАЗ) к внутреннему каркасу.

Танк получился с просторным боевым отделением, и, до сих пор, считается одним из самых комфортабельных. Изнутри корпус оклеивался губчатой резиной, чтобы предохранить экипаж от мелких осколков брони. По бортам устанавливали двери, имелись люки сверху и в пулеметной башне. Это обеспечивало быструю посадку экипажа, а самое главное - удобную эвакуацию раненых из танка, через бортовые двери, хотя двери и снижали прочность корпуса. У каждого члена экипажа имелись смотровые щели и амбразуры для стрельбы из личного оружия, защищенные броневыми козырьками. Танк МЗ имел достаточно сильное вооружение. Главная огневая сила - 75-мм орудие, установленное в спонсоне. Это орудие было спроектировано в арсенале Вестерфлейт на основе 75 мм французской полевой пушки Пюто и Дюпона, образца 1897 года, принятой на вооружение армии США после Первой мировой войны. 37-мм пушка была создана в том же арсенале в 1938 году. На танк М3 устанавливались ее модификации М5 или М6, во вращающейся на 360 градусов башне. На танке устанавливались четыре пулемета "Browning" калибром 0,30 дюйма (7,62 мм) образца 1919 года, применявшихся на танках еще в Первую мировую войну.

М3 отроились несколькими заводами, с карбюраторными двигателями различных марок. Это осложняло ремонт и обслуживание, подготовку танкистов и технического персонала. Крайне неудачна была и форма корпуса: танк получился слишком высоким, громоздким. Вертикальные броневые листы служили плохой защитой. Проходимость была низкой, ремонт в полевых условиях затруднен. Все эти недостатки были известны с начала производства, но за неимением лучшего М3 все же был пущен в серию.

M3 выпускали с апреля 1941-го по декабрь 1942 года в шести модификациях: М3, М3А1, М3А2, М3А3, М3А4, М3А5. Всего было изготовлено 6258 машин, отличавшихся типом двигателя и способом изготовления корпуса. Модификации А2 и А3 получили сварные корпуса, на М3А4 и А5 вернулись к заклепкам. Использовались радиальные авиамоторы и карбюраторные рядные двигатели. В последнем случае пришлось удлинить корпус, что привело к увеличению массы до 29 т.

Средние танки М3 первой серии, выпущенные специально для Британии с соблюдением ряда требований заказщика, получили обозначение 'General Grant' (Grant I). Последующие модели танка М3 именовались 'General Lee' (Lee I, II, III и т.д.).

Впервые в бою "М3 General Grant" приняли участие 26 мая 1942 года в составе английской армии под Эль-Газала в Северной Африке. Они оказались лучше вооружены и бронированы, чем немецкие и особенно итальянские танки. Но появление модернизированных немецких танков Pz.IVF с длинноствольной 75-мм пушкой ликвидировало это преимущество.

По Ленд-Лизу в СССР было поставлено около 1400 «М3». Вообще, в СССР танки М3 встретили без восторга. К середине 1942 году его броня уже не спасала от немецких танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Высокий силуэт танка, на русских дорогах имел плохую проходимость, с маломощным двигателем, к тому же весьма чувствительному к топливу и маслу, М3 не вызывал восторга у советских танкистов.

Самый большой недостаток M3 - резинометаллические гусеницы. Во время боя резина выгорала и гусеница разваливалась. Танк становился неподвижной мишенью. М3 советские танкисты окрестили «Братской могилой на шестерых». Примером может послужить рапорт командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.: «Американские танки в песках работают исключительно плохо, беспрерывно спадают гусеницы, вязнут в песке, теряют мощность, благодаря чему, скорость исключительно мала.

Модификации среднего танка M3
М3А1 - первая модификация танка (английское обозначение Lee II) имела литой обтекаемый корпус и 75-мм пушку М2, с укороченным стволом и противовесом у дульного среза. Остальные характеристики соответствовали базовой модели. Танки выпускались "American Locomotive company" с февраля по август 1942 года. Всего было изготовлено 300 машин.

МЗА2 (английское обозначение Lee III) имела сварной корпус и 75-мм пушку, с укороченным стволом и противовесом. Фирма "Baldvin" в январе 1942 года произвела всего 12 машин, после чего перешла на производство танков М3А3.

М3А3 (английское обозначение Lee V) отличалась от М3А2 только двигателем. На этих танках установили два дизеля "General Motors 6-71 6046" водяного охлаждения, суммарной мощностью 375 л.с. Это увеличило массу танка до 63000 фунтов (28602 кг), но, из-за большей мощности и экономичности дизелей, скорость возросла до 29 миль/час (46 км/час), а запас хода - до 160 миль (256 км). Внешнее отличие танка от базовой модели - несколько измененная форма моторного отсека. Всего фирмой "Baldvin" с марта по декабрь 1942 года было выпущено 322 танка МЗАЗ. Обозначением Lee IV англичане называли танк М3А3, но с двигателем "Wright Continental", при сохранении той же формы корпуса. По-видимому, замена двигателей производилась англичанами в процессе эксплуатации.

М3А4 (английское обозначение Lee VI) производилась концерном "Chrysler" на Детройтском арсенале с июня по август 1942 года. Всего было изготовлено 109 машин. Танк Отличался новым 30-цилиндровым многорядным двигателем Chrysler А 57", водяного охлаждения, спроектированным и поставленным на конвейер на заводах концерна. Установка этого двигателя повысила массу танка до 64000 фунтов (29056 кг) и длину до 19 футов 8 дюймов (5995 мм), что также вызвало и увеличение длины гусениц до 166 траков в каждой. Но скорость и запас хода остались, как и у базовой модели.

М3А5 - это тот же М3А3, только с клепанным корпусом. Выпускался фирмой "Baldvin" с января по ноябрь 1942 года параллельно с танком М3А3. Всего фирма сделала 591 танк.


Тактико-технические характеристики

боевая масса: 29,10 т;
мощность двигателя: 375 л.с.;
максимальное бронирование: 57 мм;
максимальная скорость: 46 км/ч;
экипаж: 6 человек;
вооружение: пушки 75 и 37 мм, 3 пулемёта 7,62 мм.


 

 

Источники:
1. Philip Trewhitt, Armoured fighting vehicles, Grange books, 2003;
2. Chris Bishop, Encyclopedia: Weapons of World War II, Barnes & Noble, 1998;
3. George Forty, World War Two tanks, Osprey Automotive;
4. War Machine, Volume 5, Issue 53, Orbis Publishing Ltd.;
5.
.

Обновлено 20.09.2010 23:12
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("