- на ivi.ru . Примерь то, что хочешь купить: . Premium! Christian Louboutin, YSL.
Тактика истребительной авиации ПВО в 1941-1942 годах PDF Печать E-mail
29.10.2012 12:53

Истребители МИГ-3 из состава 120 иап ПВО Москвы. Аэродром Внуково, 7 марта 1942 года

Считалось, что истребительная авиация (ИА) в системе ПВО является самым маневренным и результативным средством борьбы с вражескими бомбардировщиками на подступах к оборонительным объектам и средством препятствия воздушной разведки врага.

Самыми эффективными способами перехвата вражеских самолетов считалось дежурство на аэродромах и патрулирование в воздухе. Основными средствами целеуказания и наведения были посты системы ВНОС, специальные самолеты-лидеры с мощными приемопередаюшими станциями, радиосигнализация с КП начальника ПВО и со своего аэродрома, а также выстрелы по воздушным целям зенитных орудий с применением цветных дымов.

Истребительная авиация выполняла боевые задания в групповом полете в составе звена, эскадрильи, полка или целой дивизии. Действия одиночными самолетами были возможны лишь в специальных условиях, например, в ночном бою.

Основной боевой единицей являлось звено из трех самолетов. Наиболее приемлемым строем звена для боя с истребителями противника считался клин, а для атаки бомбардировщиков – пеленг. Эскадрильи действовали в строях: клин, пеленг и колонна звеньев.

Истребительные авиационные полки летали колонной, клином или змейкой эскадрилий. Боевой порядок полка или дивизии составляли ударная (3/4 общего состава) и прикрывающая (1/4 состава) группы. Управление в воздухе осуществлялось командирами подразделений на основе зрительной связи.

Части ИА были привязаны к обороне отдельных объектов, что существенно ограничивало возможный маневр истребителями. Однако, на тот момент это было оправдано слабой воздушной разведкой, плохой обеспеченностью радиосвязью и малым количеством самолетов.

Среди недостатков тактики ИА можно отметить плохую проработку вопросов ночного боя, не была решена проблема наведения истребителей на воздушные цели при массированной атаке противника в ночное время. Приемы и способы взаимодействия ИА с зенитной артиллерией (ЗА) не соответствовали их организационной структуре и степени обеспечения средствами связи. Недостаточно была изучена тактика Люфтваффе, применявшаяся немцами в воздушных боях на Западе в 1940 году.

Части и соединения ИА к началу войны были в основном вооружены истребителями устаревших конструкций И-153 и И-16. Новых истребителей МИГ-3 и ЯК-1 в составе ИА ПВО было не более 9%*.

Тактика советской ИА ПВО зависела от тактики Люфтваффе. В первые дни войны немецкие бомбардировщики действовали преимущественно группами до 20 самолетов с малых и средних высот (500-3000 м) и без сопровождения истребителей. Такая тактика была известна и учитывалась при подготовке обороны объектов.

Значительные потери Люфтваффе вынудили немцев изменить тактику. К концу июля 1941 года высота действий ударных групп при дневных налетах на объекты увеличилась до 5500-6000 м. Создавались специальные отвлекающие группы и группы подавления зенитных средств, производилось маневрирование в зоне зенитного огня. Кроме того, немцы стали прикрывать свои бомбардировщики истребителями. Ночные налеты бомбардировщиков Люфтваффе обычно проходили при расчленении боевых порядков групп. Прорыв к объекту осуществлялся чаще всего мелкими группами и одиночными самолетами.

Характерными примерами являются воздушные бои над советской столицей. Первый налет на Москву произошел в ночь на 22 июля 1941 года. 220 немецких самолетов действовали на высоте 2000-3000 м. Вторжение в зону огня ЗА производилось мелкими группами и одиночными самолетами на широком фронте (25-30 км). Бомбометание осуществлялось с горизонтального полета или с пикирования. Широко применялись осветительные и зажигательные авиабомбы. Налет длился 5 часов. В последующем произошли некоторые изменения. Высота была увеличена до 5500-6000 м. Головные самолеты сбрасывали преимущественно зажигательные авиабомбы, чтобы создать ориентир для остальных. Время и длительность июльских налетов были примерно одинаковы: начинались около 22 часов и продолжались 4-5 часов.

В 1941 году массированные ночные удары с участием более 100 самолетов производились в основном по Москве и Ленинграду. В октябре-ноябре 1941 года немцы начали проводить и дневные налеты на Москву.

В 1942 году немецкое командование перестало применять авиацию на широком фронте. Оно сосредоточивало ее на одном направлении и использовало массированно против отдельных объектов, преимущественно прифронтовых. На сталинградском направлении крупные силы Люфтваффе стали совершать налеты на город группами в 25-45 самолетов. В массированном ударе 23 августа принимала участие большая часть самолетов 4-го воздушного флота.

Вскоре в войска начала поступать новая техника. К 1 января 1942 года в ИА ПВО находилось около 44% ЯК-1, МИГ-3 и ЛАГГ-3.** Увеличивалось количество радиолокационных станций обнаружения РУС-2 («Редут» и «Пегматит»).

В ходе начального этапа войны расширилась область применения ИА ПВО и характер ее использования. Истребители также стали прикрывать коммуникации, например, «Дорогу жизни» (7 иак ПВО); железную дорогу Мурманск-Обозерская (126 иад ПВО); заволжскую железную дорогу (102 иад ПВО). Было положено начало перехода от пунктового к зональному принципу противовоздушной обороны.

В апреле 1942 года штабом Войск ПВО были изданы инструкции по организации наведения истребительной авиации с помощью РУС-2. Истребители теперь наводились в тактически выгодное положение относительно воздушного противника, а не только указанием направления на цель, как было ранее. В то же время стали отказываться от постоянного патрулирования ИА в воздухе. Целесообразнее было вылетать на выполнение боевых задач из положения «дежурство на аэродроме». Патрулирование оправдывало себя лишь при обороне объектов, близко расположенных к линии фронта. В советской ИА ПВО начал применяться принцип «свободной охоты». Однако, его имело смысл использовать при условиях завоеванного господства в воздухе.

Боевые порядки также претерпели изменения. Строй клина был заменен узкой змейкой. Дистанция и интервалы между самолетами увеличены до 50-70 м. В дальнейшем создаются боевые порядки из пар самолетов. Звено стало включать 4 самолета. Как правило пара действовала в боевом порядке «фронт» (плоский пеленг). Этот порядок облегчал полный круговой обзор и позволял избегать внезапного нападения противника. «Пеленг» (правый и левый) применялся при атаке парой вражеского самолета.

Боевой порядок звена состоял из боевых порядков пар («фронт пар» и «пеленг пар»). Боевой порядок эскадрильи подразделялся на группы – ударную и прикрытия. Обычно в прикрывающую группу входили скоростные самолеты новых типов. Боевой порядок полков включал три группы – ударную, прикрытия и поддержки. При прикрытии объектов истребители часто эшелонировались по высоте.

Летом 1942 года советское командование стало требовать главными силами атаковывать бомбардировщики, сковывая мелкими группами истребители сопровождения. Новинкой для истребительной авиации ПВО стала тактика ночного боя в световых прожекторных полях и вне их. Для этого определялись зоны ночного боя, а за ними, на дальних подступах – зоны свободного поиска. Управление истребителями в воздухе обычно осуществлялось с командных пунктов командиров авиационных соединений.

Подведя итог можно сказать, что за начальный период войны в ИА ПВО Советского Союза были разработаны новые способы маневренного использования истребителей при обороне промышленных районов, железнодорожных коммуникаций. При наведении на цель стали все чаще использоваться радиолокационные станции, росло насыщение войск радиосвязью. Были внедрены новые боевые порядки и тактика ночного боя при взаимодействии с прожекторами.

* ЦАМО СССР, ф. 72, оп. 173022, д. 3, лл. 208-374;
** ВИЖ, 1974, №6, с. 28;


Источник:
Н. Комаров, И. Михайленко «Развитие тактики истребительной авиации ПВО в первом периоде войны», ВИЖ №12, «Красная Звезда», М. 1978.

Обновлено 29.10.2012 13:02
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU