| |
Вспомогательный крейсер "Orion" (Schiff 36, рейдер А) PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
05.01.2011 12:25

Рейдер "Orion" был создан на базе построенного в 1930 году в Гамбурге сухогруза "Kurmark". Другие пять транспортных кораблей этого типа носили названия: "Bitterfield", "Neumark", "Nordmark", "Stassfurt" и "Uckermark". После вступления в строй рейдер "Orion" получил оперативное обозначение "Schiff 36". Британцы же его именовали как "рейдер А".

 

 

В ночь с 6 на 7 апреля 1940 года "Orion" вышел из Киля и направился на коммуникации союзников в южных широтах. Капитаном корабля был фригаттен-капитан Вейхер. Первоначально "Orion" маскировался под голландский сухогруз "Beemsterdijk" (6869 брт.). Сначала этот рейдер сопровождали два самолета, эсминцы "Seeadler" и "Luchs" и два торпедных катера. После преодоления Фризийского заграждения рейдер был передан под конвой U-64 капитан-лейтенанта Вильгельма Шульца. После выхода в открытый океан U-64 оставила "Orion" и вернулась в Нарвик.

На следующий день поступила радиограмма о том, что настоящий голландский "Beemsterdijk" находится в Вест-Индии. Теперь "Orion" стали маскировать под советский транспорт "Совет" с портом приписки Владивосток.

В середине апреля от рейдеров потребовали активных действий для привлечения внимания кораблей союзников. Командование Кригсмарине таким образом пыталось отвлечь внимание от берегов Норвегии, где в то время разворачивались активные действия. Рейдеру "Orion" отводился район с координатами 20-30° с.ш., 40-45° з.д., который находился на полпути между Британскими островами и Панамой.

Первой жертвой рейдера стал небольшой английский пароход "Haxby" (5207 брт.), захваченный 24 апреля 1940 года. После этого "Orion" отправился через Тихий океан к Австралии и Новой Зеландии для постановки мин. 13 июня 1940 года рейдер удачно ставил крупное минное заграждение в заливе Хаураки перед Оклендом (Новая Зеландия). При этом он остался незамеченным входившим в порт новозеландским легким крейсером "Achilles" и британским вспомогательным крейсером "Hector", также находившимся поблизости. В результате этой операции 62 мины было установлено у входа в залив и еще 162 мины - в самой бухте. Через пять дней в этом месте с координатами 35°53' ю.ш., 174°54' в.д. подорвался на мине и затонул пассажирский пароход "Niagara" (13 415 брт.) с крупным грузом золота на борту на сумму 12 миллионов долларов. Удалось спасти 146 человек из 203, находившихся на борту.

Новозеландцы попытались протралить акваторию, но это оказалось сложной задачей. Мин было слишком много и стояли они бессистемно. 9 августа подорвался еще один пароход - британский "Port Bowen" (8267 брт.). Он выбросился на берег, экипаж и часть груза удалось спасти, однако было признано, что сам пароход восстановлению не подлежит.

14 мая 1941 года в точке с координатами 35°55' ю.ш., 174°50' в.д. рыболовный сейнер затралил мину рейдера "Orion". К ней подошел новозеландский вспомогательный тральщик "Puriri" и в результате неосторожных действий экипажа подорвался.

После минных постановок "Orion" два месяца скрывался среди островов южных морей. 16 августа он потопил французский пароход "Notou" (2489 брт.), который следовал из Новой Зеландии в Нумеа - столицу Французской Новой Каледонии. В плен попало 36 членов экипажа и один пассажир - десять европейцев и 27 матросов с островов Океании.

Через четыре дня рейдер атаковал британский турбоход "Turakina" (9691 брт.), шедший в Новую Зеландию. Турбоход в попытке уйти от преследования развил скорость 14 узлов и вышел в эфир с сигналом "QQQ", его радиограммы были получены в Новой Зеландии и Австралии. На борту британского транспорта находилось 102-мм орудие, которое незамедлительно открыло огонь по немецкому рейдеру. Завязался ожесточенный морской бой. "Orion" выпустил по противнику 115 снарядов калибра 150 мм. Только после этого сопротивление прекратилось. Чтобы пустить на дно турбоход "Turakina" рейдеру потребовалось дополнительно выпустить по нему две торпеды. Британский транспорт затонул в точке с координатами 38°33' ю.ш., 167°12' в.д., был спасен 21 моряк, причем один из них был тяжело ранен и вскоре скончался.

18 октября "Orion" в районе Маршалловых островов получил топливо от танкера "Regensburg", базировавшегося в Японии. Было перекачено 2800 т топлива для дальнейших операций. После заправки "Orion" встретился со вспомогательным крейсером "Komet", замаскированным под японское судно "Tokyo Maru", который сопровождало судно снабжения "Kulmerland" с маскировкой под японский пароход "Manyo Maru". В конце 1940 года к ним присоединились еще рейдеры "Atlantis" и "Pinguin".

12 января рейдер "Orion", закамуфлированный под японское судно "Maebasi Maru", был поставлен на ремонт машины на Марианских островах у острова Мэуг. 19 января из японского порта Кобе прибыл "Regensburg" (замаскированный под "Toyo Maru"), доставивший продовольствие и 100 т воды. 1 февраля к острову Мэуг подошел "Munsterland" под командованием Убеля с необходимыми для ремонта деталями, продовольствием и новым самолетом Nakajima 90-11, купленным в Японии немецким военным атташе контр-адмиралом Паулем Веннекером. 6 февраля ремонт был завершен и рейдер направился в Индийский океан.

В середине июня "Orion" обогнул мыс Доброй Надежды и направился в Атлантику. 1 июля севернее островов Тристанда-Куньи он встретился с рейдером "Atlantis". 29 июля 1941 года рейдер пустил на дно свою последнюю жертву - британское судно "Chaucer" (5792 брт.). По пути во французский порт рейдер встретил судно снабжения "Annelise Essberger", от которого принял 581 тонну топлива.

9 августа "Orion" сменил маскировку, став испанским транспортом "Contramaestre Casado". 16 августа в точке с координатами 37° с.ш., 37° з.д. он встретился с U-75 капитан-лейтенанта Гельмута Рингельмана для того, чтобы перекачать ей необходимое топливо. 20 августа состоялась встреча с U-205 Франца Георга Решке. Подлодке была перекачена 21 тонна топлива. 24 августа 1941 года "Orion" возвратился в порт Бордо.

Рейдер "Orion" находился в плавании 511 дней, пройдя за это время 127 337 миль. Им было потоплено и захвачено 13 судов, не считая тех, которые подорвались на минах, поставленных рейдером.

В 1942 году кораблю вернули его первоначальное имя "Kurmark". В 1943 году начались работы по его переоборудованию, а 12 января 1944 года он вступил в строй, но на этот раз в роли учебного артиллерийского корабля "Hector".

В 1944-1945 годах у него сменилось три капитана: корветтен-капитан Мейер (Meyer, январь - октябрь 1944 года), корветтен-капитан Кизеветтер (Kiesewetter, октябрь - ноябрь 1944 года), капитан-цур-зее Йоахим Асмус (Joachim Asmus, ноябрь 1944 - май 1945 года).

Корабль нес службу на Балтике. С января 1945 года он вновь был переклассифицирован во вспомогательный крейсер "Orion". Он принял активное участие в эвакуации беженцев и солдат Вермахта из Восточной Пруссии в Готенхафен.

4 мая в Свинемюнде был собран конвой, в состав которого кроме вспомогательного крейсера "Orion" вошли транспорт "Russelheim", тральщик М-603 и миноносец Т-36. На борту вспомогательного крейсера "Orion" находилось около 4000 человек - беженцы, порядка 200 раненых и бóльшая часть экипажа старого учебного линкора "Schlesien", который незадолго до того подорвался на мине и потерял ход. Конвой был атакован советскими штурмовиками Ил-2 из 7-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС КБФ. Первая бомба угодила в судовой лазарет, а вторая пробила крышу люка и взорвалась в трюме. Погибло 15 человек. "Orion" затонул в четырех милях от Свинемюнде на малой глубине таким образом, что часть палубы и надстройки остались непогруженными. Это обстоятельство несомненно спасло множество жизней. В таком положении вспомогательный крейсер простоял до 1952 года, когда он был поднят и отбуксирован на слом.

Тактико-технические характеристики
Водоизмещение:  15 700 брт.;
Длина: 148 м;
Ширина: 18,6 м;
Осадка: 8,2 м;
Энергетическая установка: паровые турбины Blohm & Voss мощностью 6200 л.с.
Дальность похода: 35 000 миль;
Максимальная скорость: 14,5 узлов;
Экипаж: 16 офицеров и 356 рядовых и унтер-офицеров;

Вооружение: шесть 150-мм орудий, одно 75-мм орудие (трофейное польское), два двухствольных 37-мм и четыре 20-мм зенитных орудия, шесть 53,3-мм торпедных аппаратов (четыре надводных и два подводных) с боезапасом 24 торпеды, 228 морских мин и один самолет Arado Ar-196 A-1.


 

Источники:
1. Кащеев Л. Б., Вспомогательные крейсера Кригсмарине, "Морская коллекция" №2, 2010
2.

Обновлено 10.01.2011 21:13
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("