интернет магазин lacoste . Смотрите http://www.climate-sis.ru стоимость системы центрального кондиционирования цена. . строительство коттеджных поселков
Эскадренный миноносец "Смелый" PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин   
28.03.2010 14:21

Схема эсминца "Смелый"

К началу второй мировой войны советские эскадренные миноносцы и лидеры по своим боевым тактико-техническим характеристикам превосходили лучшие корабли таких же классов, построенные в других странах. Эсминцы типов «Гневный» и «Сторожевой» и лидер типа «Ленинград» были вооружены 130-мм орудиями, трех- и четырехтрубными торпедными аппаратами, спаренными зенитными автоматами, пулеметами, имели параван-охранители, несли на борту глубинные бомбы и мины заграждения. По мощности артиллерийского залпа и дальности стрельбы эти корабли имели значительное преимущество перед новейшими в то время германскими эсминцами серии 2 и американскими типа «Бристоль».

Если самые быстроходные немецкие корабли подобного класса развивали скорость хода до 37 узлов, то наши могли ходить со скоростью почти 39 узлов. Для лидеров типа «Ленинград» эта величина превышала 43 узла. К началу второй мировой войны эти корабли считались самыми быстроходными в мире. На базе опыта, полученного в эксплуатации первых двух серий эсминцев, советские кораблестроители в предвоенные годы приступили к проектированию новой серии еще более и более совершенных эскадренных миноносцев типа "Огневой" с башенной артиллерией и более экономичными механическими установками.

Стрельба из открытых орудий главного калибра как на наших, так и на иностранных эсминцах сильно затруднялась в штормовых условиях боя, когда волны и брызги не позволяли обеспечить быстрое заряжание орудий и вести прицельный огонь. Для нового корабля разработали двухорудийные башни, которые были пуленепробиваемы и водонепроницаемы. Они имели новую систему наводки орудий и более совершенные приборы управления стрельбой. Была спроектирована и новая механическая установка. Паровые турбины лидеров типа «Ленинград» имели необычно высокий КПД: достаточно сказать, что их относительный КПД составил 78% вместо 72%, обычно получаемых на подобных установках. Правда, эти турбины отличались повышенным расходом топлива на малых и промежуточных ходах.

Проектировщикам силовых установок хорошо известно, что чем выше частота вращения турбины, тем выше ее КПД и меньше габариты. С другой стороны, чем выше частота вращения гребного винта, тем ниже его КПД. Искусство конструктора, таким образом, здесь сводится к оптимальному выбору частот вращения турбин и гребного винта, иначе говоря, к определению наиболее выгодного зубчатого редуктора. Тщательный анализ расчетных норм редукторов и данных эксплуатации советских эсминцев позволили создать для новой серии этих кораблей турбинную установку высокой надежности и экономичности. Частота вращения гребного винта была принята ниже, чем на эсминце типа «Сторожевой», что обеспечивало более высокий КПД гребного винта.

В конце 1939 года мне довелось в составе советской правительственной делегации судостроителей посетить ряд военно-морских верфей Германии и осмотреть некоторые немецкие корабли. На эсминцах серии 2 стояло по четыре турбины, работавших на один редуктор. Но поскольку все эти турбины невозможно разместить так, чтобы они непосредственно работали на один редуктор, немцам пришлось устанавливать их через паразитные шестерни. Получилась громоздкая, тяжелая машина с пониженной экономичностью, работавшая с невыносимым шумом. Не знаю до сих пор, почему в те годы немецкие конструкторы шли по такому странному пути компоновки турбин. Даже на их знаменитом линкоре «Бисмарк» на один редуктор работало одновременно пять турбин. После осмотра машинного отделения германского эсминца серии 2 № 22 типа «Антон Шмидт» мне стало ясно, что немецкие конструкторы не задумывались об оптимальном выборе частоты вращения гребного винта и турбин. На том корабле частота вращения винта была принята 475 об/мин, что, конечно, предопределяло низкий КПД винта. Немцы стремились получить по возможности минимальный расход топлива на лошадиную силу, в то время как наши конструкторы точно обеспечивали получение минимального расхода топлива на милю в час. В целях снижения этого расхода на 1 л.с./ч немецкие конструкторы для своих кораблей приняли неоправданно высокие параметры пара: 75 атм - начальное давление и 430° - температура перегрева. Самый простой расчет показывает, что повышение начального давления пара в котлах с 50 до 75 атм дает ничтожный эффект. Неприятности у механиков этих немецких кораблей начинались на малых и крейсерских ходах. Если при полном ходе корабля и можно получить некоторое уменьшение расхода топлива на 1 л. с., то при промежуточных ходах этот расход становится недопустимым: выше, чем при начальном давлении пара 20 атм. Вот почему германские эсминцы, имея более мощные установки, развивали скорость меньшую, чем наши корабли типа «Ленинград».

Хотя в 1939 году немецкие кораблестроители сообщали нам, что дальность плавания их эсминцев достигает 4000 миль, мы оценивали эту величину цифрой не более 2000 миль. Во время так называемой Нарвикской операции в составе германской эскадры наряду с крейсерами участвовало восемь новейших эсминцев. Пройдя 2000 миль, эскадра прибыла в норвежский порт Нарвик. Обратно выйти в море эти корабли не смогли: в их топливных цистернах остался только мертвый запас 35 т. Все корабли были потоплены в чужом порту английской авиацией. В составе этой эскадры находилось два старых эсминца, силовые установки которых имели обычные параметры пара. В их бункерах оставалось 50 процентов топлива, и это позволило им сняться с якоря и уклониться от ударов британских бомбардировщиков. Принятая немцами слишком высокая частота вращения гребных винтов эсминцев приводила не только к увеличению расхода топлива на милю, но и к повреждению гребных винтов кавитацией. После нескольких часов плавания корабля на полном ходу лопасти гребных винтов отваливались. В цехах судостроительных заводов Германии тех лет я видел груды поврежденных гребных винтов с новых эскадренных миноносцев.

Проводя сравнение наших кораблей этого класса с германскими, можно утверждать, что советские эсминцы были легче, быстроходнее, маневреннее и имели большую дальность плавания. Выше была у наших кораблей и дальнобойность башенной артиллерии. А если говорить о живучести немецких эсминцев, то она ни в какое сравнение не идет С живучестью наших кораблей. Линейное расположение в машинном отделении механизмов на немецких кораблях делало их уязвимыми по сравнению с нашими, где применялось только эшелонное расположение механизмов.

В первые месяцы войны отечественная судостроительная промышленность понесла большой урон. В августе 1941 года враг захватил крупнейший центр судостроения на Черном Море - Николаев. По приказу начальника николаевской военно-морской базы контр-адмирала Кулешова из строя было выведено все оборудование кораблестроительных заводов, взорваны на стапелях строившиеся крейсеры «Фрунзе» и «Куйбышев». Недостроенный эсминец «Огневой» решено было использовать для эвакуации семей рабочих и служащих заводов. Для этого на корабле оборудовали временные жилые помещения, а трюмы загрузили бронзовой арматурой и другим ценным имуществом.

В августе, на “Огневой” следовал на буксире в Севастополь, и имея на борту несколько сотен женщин, детей и стариков, следовал был атакован немецкими самолетами. Корабль спасло то, что за несколько часов до выхода «Огневого» в море николаевские судостроители сумели смонтировать на нем 76-мм двуствольную зенитную установку, а командование базы укомплектовало ее опытным орудийным расчетом.

После окончания Великой Отечественной войны проект эсминца «Огневой» был откорректирован с учетом накопленного опыта войны. На корабле значительно усилили зенитное вооружение, установили более мощные турбо-генераторы и радиолокационное оборудование. Получились отличные корабли!

Тем не менее, пока серия «Огневой» достраивалась, конструкторы уже приступили к модернизации этого корабля. Вооружение и оборудование остались почти прежними, изменения коснулись главным образом корпуса и технологии постройки. Перед войной наши кораблестроители очень осторожно, даже с опаской, подходили к использованию сварки. Сварные конструкции применялись тогда только на легких надстройках военных кораблей. Опыт войны стимулировал использование сварки в широких масштабах не только в кораблестроении, но и во всех отраслях военной промышленности, особенно в танкостроении. Корпус эсминцев типа «Огневой» перепроектировали на сварку, и вместо подетальной сборки на стапеле, «по листу» была разработана методика постройки корпуса из секций, а позже и из блоков, изготовлявшихся в цехах. По старой технологии со стапеля спускался пустой корпус корабля, нагрузка и монтаж механизмов, оборудования и вооружения производились у достроечной набережной, что было сопряжено с огромными затратами труда и времени. Теперь корабль выводился из эллинга на спусковое устройство или сходил со стапеля готовым полностью. После спуска на воду сразу же начинались швартовные испытания, погрузка снабжения, запасных частей и комплектации.

Головной корабль этой серии был назван «Смелый». Это был по тем временам самый современный, самый мощный по вооружению и самый быстроходный корабль этого класса в мире. По тактико-техническим данным он выгодно отличался от лучших эсминцев типа «Флетчер», строившихся во время второй мировой войны в США. Хотя американские корабли этого типа обладали высокой надежностью механической установки, они уступали нашему кораблю по скорости хода и мощности залпа орудий главного калибра и их дальнобойности. После окончания войны, в 1945 году, мне пришлось работать в инвентаризационной комиссии по германским кораблям, капитулировавшим в западном полушарии, и осмотреть немецкий эсминец типа 2 № 36 - один из последних кораблей этой серии. Механическая установка этого корабля находилась в плачевном состоянии. Все трубопроводы, арматура, крышки конденсаторов и пр., сделанные из стали, проржавели буквально до дыр. Почти все электродвигатели постоянного тока в машинных и котельных отделениях вышли из строя из-за недопустимо высокой температуры. Во время осмотра вызванный на корабль бывший старший механик рассказал, что эксплуатация механической установки всегда была связана с постоянными неполадками и что за время службы корабля он ни разу не мог развить полную мощность установки. В результате изучения документации этого корабля удалось установить, что по сравнению с эсминцем N222 его турбины были переделаны: частота вращения гребных винтов изменена с 475 на 390 об/мин. Бывший механик № 36 сообщил, что это было единственное средство избежать катастрофического разрушения лопастей гребных винтов от кавитации.

Эсминец типа «Смелый» считается в истории отечественного кораблестроения выдающимся проектом.


Источники:
1. "Моделист-Конструктор" №1, 1981;
2. "Моделист-Конструктор" №2, 1981.

Обновлено 28.03.2010 14:27
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("<\/a>") //--> Яндекс цитирования
Военно-исторические ресурсы
Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU