Пиратский . | . | Аренда .
Авианосцы типа "Illustrious" PDF Печать E-mail
17.09.2013 09:15


Авианосец "Илластриес" в Индийском океане в апреле-мае 1944 года.

"HMS Illustrious" ("Илластриес") был заложен 27 апреля 1937 года на верфи "Виккерс-Армсгронг" в Барроу, спущен на воду 5 апреля 1939 года, в строю с 25 мая 1940 года, списан 3 ноября 1956 года.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 23000 (28210) тонн;
размеры - 225,5 х 32,5 х 8,8 м;
силовая установка - 3 ПТ, 6 котлов;
мощность силовой установки - 111 000 л.с.;
скорость - 30,5 уз.;
запас нефти - 4850 тонн.;
бронирование - пояс и борт ангара 114 мм, траверзы 114—64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76—25 мм;
вооружение - 16х 114-мм универсальных орудий, 48х 40-мм автоматов;
экипаж - 1229 человек;
авиагруппа (в 1940 году) - 24 торпедоносца "Суордфиш" (Fairey Swordfish), 12 истребителей "Фулмар" (Fairey Fulmar), два истребителя "Гладиатор" (Gloster Sea Gladiator).

"HMS Formidable" ("Формидейбл") — был заложен 17 июня 1937 года на верфи "Харланд знд Волф" в Белфасте, спущен на воду 17 августа 1939 года, в строю с 24 ноября 1940 года, списан в ноябре 1953 года.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 23000 (28210) тонн;
размеры - 225,5 х 32,5 х 8,8 м;
силовая установка - 3 ПТ, 6 котлов;
мощность силовой установки - 111 000 л.с.;
скорость - 30,5 уз.;
запас нефти - 4850 тонн.;
бронирование - пояс и борт ангара 114 мм, траверзы 114—64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76—25 мм;
вооружение - 16х 114-мм универсальных орудий, 48х 40-мм автоматов;
экипаж - 1229 человек;
авиагруппа (в марте 1941 года) - 10 торпедоносцев "Албакор" (Fairey Albacore), четыре торпедоносца "Суордфиш" (Fairey Swordfish), 13 истребителей "Фулмар" (Fairey Fulmar).

"HMS Victorious" ("Викториес") — был заложен 4 мая 1937 года на верфи "Виккерс-Армстронг" в Тайне, спущен на воду 14 сентября 1939 года, в строю с 15 мая 1941 года, списан в 1969 году.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 23000 (28210) тонн;
размеры - 225,5 х 32,5 х 8,8 м;
силовая установка - 3 ПТ, 6 котлов;
мощность силовой установки - 111 000 л.с.;
скорость - 30,5 уз.;
запас нефти - 4850 тонн.;
бронирование - пояс и борт ангара 114 мм, траверзы 114—64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76—25 мм;
вооружение - 16х 114-мм универсальных орудий, 48х 40-мм автоматов;
экипаж - 1229 человек;
авиагруппа (в апреле 1944 года) - 21 торпедоносец "Барракуда" (Fairey Barracuda), 28 истребителей "Корсар" (Chance Vought F4U Corsair).

"HMS Indomitable" ("Индомитейбл") — был заложен 10 ноября 1937 года на верфи "Виккерс-Армстронг" в Барроу, спущен на воду 26 марта 1940 года, в строю с 10 октября 1941 года, списан в 1955 году.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 23000 (29084) тонн;
размеры - 229,8 х 35,4 х 8,75 м;
силовая установка - 3 ПТ, 6 котлов;
мощность силовой установки - 111 000 л.с.;
скорость - 30,5 уз.;
запас нефти - 4500 тонн.;
бронирование - пояс 114 мм, борт ангара 37 мм, траверзы 64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76—25 мм;
вооружение - 16х 114-мм универсальных орудий, 48х 40-мм автоматов, 8х 20-мм автоматов;
экипаж - 1392 человек;
авиагруппа (в августе 1942 года) - 24 торпедоносца "Албакор" (Fairey Albacore), 24 истребителя "Харрикейн" (Hawker Sea Hurricane), шесть истребителей "Мартлет II" (Grumman Martlet Mk.II);
авиагруппа (в мае 1945 года) - 15 торпедоносцев "Эвенджер" (Grumman TBF Avenger), 33 истребителя "Хэллкет" (Grumman F6F Hellcat).

"HMS Indefatigable" ("Индефетигейбл") — был заложен 3 ноября 1939 года на верфи "Джон Браун" в Клайдбэнке, спущен на воду 8 декабря 1942 года, в строю с 3 мая 1944 года, списан в 1956 году.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 23450 (32100) тонн;
размеры - 233,6 х 34,9 х 8,9 м;
силовая установка - 4 ПТ, 8 котлов;
мощность силовой установки - 148 000 л.с.;
скорость - 31,5 уз.;
запас нефти - 4690 тонн.;
бронирование - пояс и борт ангара 114 мм, траверзы 114—64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76—25 мм;
вооружение - 16х 114-мм универсальных орудий, 44х 40-мм автоматов, 40х 20-мм автоматов;
экипаж - 1585 человек;
авиагруппа (в январе 1945 года) - 21 торпедоносцев "Эвенджер" (Grumman TBF Avenger), 12 истребителей-бомбардировщиков "Файерфлай" (Fairey Firefly), 40 истребителей "Сифайр" (Supermarine Seafire).

"HMS Implacable" ("Имплекейбл") — был заложен 21 февраля 1939 года на верфи "Фэйрфилд" в Глазго, спущен на воду 10 декабря 1942 года, в строю с 28 августа 1944 года, списан в 1955 года.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 23450 (32100) тонн;
размеры - 233,6 х 34,9 х 8,9 м;
силовая установка - 4 ПТ, 8 котлов;
мощность силовой установки - 148 000 л.с.;
скорость - 31,5 уз.;
запас нефти - 4690 тонн.;
бронирование - пояс и борт ангара 114 мм, траверзы 114—64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76—25 мм;
вооружение - 16х 114-мм универсальных орудий, 44х 40-мм автоматов, 40х 20-мм автоматов;
экипаж - 1585 человек.

"Илластриес" имел бронированную полетную палубу, которая существенно повышала защиту корабля от воздушных атак. "Илластриес" и пять однотипных ему авианосцев стали самой большой серией тяжелых авианосцев Королевского флота. Тем не менее, они несколько отличались друг от друга. Первые три корабля имели одноярусный ангар и трехвальную энергоустановку. "Индомитейбп" отличался двухъярусным ангаром и более тонкой броней на его стенках. Последние два авианосца этого типа были немного крупнее первых четырех, имели двухъярусный ангар и четырехвальную силовую установку.

Проектирование "Илластриеса" началось в 1936 году. Он предназначался для европейского театра военных действий, где вероятность встречи с вражескими бомбардировщиками берегового базирования считалась весьма высокой. Поэтому было необходимо обеспечить надежную защиту корабля от 500-фунтовых (227-кг) бомб.

Стандартное водоизмещение авианосца не могло превышать 23000 тонн — предела, установленного Лондонским морским договором 1930 года. Бронирование корабля оказалось довольно мощным. 62% площади полетной палубы прикрывала 76-мм броня. Пояс и стенки ангара имели толщину 114 мм, траверзы - от 114 до 64 мм. Ангарная палуба имела толщину 25 мм, нижняя палуба — 76 мм.

Противоторпедная защита включала в себя три продольные переборки, из которых внутренняя имела толщину 37 мм. Центральный из трех отсеков ПТЗ заполняла нефть, два крайних были пустыми и служили камерами расширения.

Для столь мощной брони пришлось пожертвовать численностью авиагруппы. На авианосце по проекту размещалось всего 36 самолетов. Однако, на последних трех кораблях серии за счет перепланировки внутренних помещений и ослабления брони ангар сделали двухъярусным. Размеры ангара на первых трех авианосцах - 139,6 х 18.9 х 4,9 м. У "Индомитейбла" верхний ангар имел те же размеры, но высоту 4,27 метра, нижний был 51,2 х 18,9 х 4,9 м. Верхние ангары двух последних авианосцев имели такой же размер, как "Индомитейбл", а нижний увеличился - 63,4 х 18,9 х 4.27 м. Благодаря этому численность авиагруппы "Индомитейбла" увеличилась до 48 машин, "Имплекейбла" — до 54.

"Илластриес" был оборудован двумя лифтами размером 13,7 х 6,7 м и грузоподъемностью 6,4 т. От ангара их отделяли раздвижные двери 114-мм толщины. На последних трех кораблях размеры носового лифта увеличили до 13,7 х 10 м. Подъем самолета на полетную палубу занимал 30 секунд. Авиационно-техническое оборудование включало гидропневматическую катапульту, шесть тросовых аэрофинишеров и два аварийных барьера. При использование катапульты 50 самолетов могли быть подняты в воздух за 20—25 минут. Запас авиационного бензина на первых трех кораблях составлял 230 тысяч литров, у "Индомитейбла" — 342 тысячи, у "Имплекейбла" - 430 тысяч литров¹.

Зенитное вооружение включало 114-мм универсальные орудия Мк.III в двухорудийных башнях и восьмиствольные 40-мм автоматы «пом-пом», а в годы войны было усилено. "Илластриес" к 1945 году получил еще три 40-мм "бофорса" и 52 20-мм "эрликона". Остальные так же было дополнительно вооружены "бофорсами" и "эрликонами". Все авианосцы были оснащены радиомаяками типа 72 и радиолокаторами обнаружения воздушных целей типа 79. В 1943—44 годах на авианосцах были установлены радары типа 272 и 277, а также управления артогнем типа 282. К концу войны на кораблях появилась аппаратура опознавания, а также РЛС 281В и 293.


Авианосец "Илластриес" в сухом доке "Капитан Кук" в Сиднее.

"Илластриес" 5 сентября 1940 года вошел в состав Средиземноморского флота. В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года торпедоносцы "Илластриеса" атаковали итальянские корабли в военно-морской базе Таранто и вывели из строя три линкора. 21 декабря его самолеты потопили близ островов Керкена два итальянских транспорта.

10 января 1941 года 45 немецких пикировщиков Ju-87 атаковали конвой, с которым шел "Илластриес". Британский авианосец получил прямые попадания семи 500-кг и 250-кг авиабомб. Пожар продолжался почти сутки. Несмотря на тяжелые повреждения но сумел дойти до Ла-Валетты. 16 января во время ремонта "Илластриес" получил еще три бомбовых попадания. Была повреждена полетная палуба. Через три дня еще один близкий разрыв вывел из строя энергоустановку левого борта.

В марте корабль ушел через Суэцкий канал на капитальный ремонт в США. Работы производились в Норфолке в мае-ноябре 1941 года. Возвращаясь в Англию, "Илластриес" столкнулся с авианосцем "Формидейбл", и опять был отправлен в ремонт, на этот раз в Биркенхенд.

В апреле 1942 года "Илластриес" отправился в Индийский океан, где в мае-июне поддерживал высадку десанта в Диего-Суаресе, на острове Мадагаскар. В январе 1943 года он вернулся в Англию для ремонта и модернизации. В августе 1943 года перешел в Средиземное море, где прикрывал высадку десанта в Салерно. В октябре вернулся и встал на очередную модернизацию - удлинение полетной палубы, замены катапульты.

С начала 1944 года "Илластриес" действовал в составе британского Восточного флота. 29 января 1945 года при обстреле нефтеперерабатывающих заводов в Сунги-Геронг получил два случайных попадания с линкора «Король Георг V». В феврале-марте прошел ремонт в Сиднее и был переведен в состав британского Тихоокеанского флота. 6 апреля 1945 года самолет, управляемый камикадзе, с 500-кг бомбой взорвался возле борта авианосца, серьезно повредив обшивку корпуса. 15 апреля "Илластриес" ушел в Англию. В момент окончания Второй мировой войны он находился на капитальном ремонте в Розайте.

"Формидейбл" в феврале 1941 года участвовал в блокаде итальянского Сомали. В марте через Суэцкий канал он перешел в Средиземное море, где прикрывал конвои на Мальту. 17 марта и 21 апреля 1941 года самолеты авианосца совершили налет на Триполи. 28 марта 1941 года во время морского сражении у мыса Матапан торпедоносцы с "Формидейбла" повредили итальянский крейсер "Витторио Венето" и тяжелый крейсер "Пола". 26 мая 1941 года авианосец, следуя из Александрии к Криту для прикрытия эвакуации с острова британских войск подвергся атаке бомбардировщиков Ju-87. Две 500-кг бомбы попали в небронированные участки палубы вблизи носового и кормового лифтов и взорвались во внутренних отсеках. Некоторые помещения оказались затопленными. Авианосец был возвращен в Александрию, а оттуда через Суэцкий канал ушел в США для ремонта.

В начале 1942 года "Формидейбл" был направлен в Индийский океан и в марте вошел в состав Восточного флота. В августе он вернулся в Англию. С ноября 1942 года он опять очутился в Средиземном море, где во время высадки союзников в Северной Африке (операция "Torch") его самолеты потопили германскую подлодку U-331. Обеспечивал десанты на Сицилию и в Салерно в 1943 года. В ноябре 1943 — мае 1944 годов корабль находился на капитальном ремонте в Белфасте, после чего вошел в состав Флота метрополии и принял участие в бомбардировках линкора "Тирпиц" 17 июля и 22-29 августа 1944 года.

В начале 1945 года "Формидейбл" вошел в состав британского Тихоокеанского флота. В апреле-мае он наносил удары по японским аэродромам на островах Сикисима. 4 мая японский истребитель "Зеро" с 250-кг бомбой врезался в полетную палубу авианосца. Разгоревшийся пожар повредил радарное оборудование и уничтожил 11 истребителей. Вечером 9 мая "Формидейбл" снова был атакован камикадзе. Японский самолет, взорвавшийся в кормовой части палубы уничтожил 11 "корсаров" и четыре "эвенджера". Неделю спустя случайный пожар в ангаре вывел из строя еще 30 самолетов. Ввиду серьезных повреждений и потери почти всех машин авианосец отправили в Сидней на ремонт, после которого в июле-августе 1945 года он участвовал в бомбардировке территории Японии.


Истребитель "фулмар" на палубе авианосца "Викториес", 1942 год.

"Викториес" в мае 1941 года участвовал в охоте на немецкий линкор "Бисмарк", а в феврале-марте 1942 года - на крейсер "Лютцов" и линкор "Тирпиц". Он сопровождал атлантические и «северные» конвои, доставлял истребители на Мальту. 21 ноября 1942 года самолеты авианосца потопили в Атлантике немецкую подводную лодку U-517.

В декабре 1942 года корабль отправили на Тихий океан для совместных действий с американским флотом. В Норфолке был произведен ремонт и установка американского оборудования. На Тихом океане "Викториес" нес три истребительные эскадрильи и одну ударную из 15 "эвенджеров". С 27 июня по 25 июля 1943 года он вместе с авианосцем "Саратога" обеспечивал десант на Новую Георгию. 31 июля 1943 года авианосец отбыл обратно в Англию.

До февраля 1944 года он проходил ремонт в Ливерпуле, после чего был переведен в британский Восточный флот и 3 июля прибыл в Бомбей. Весной 1945 года самолеты с "Викториеса" атаковали японские аэродромы на островах Сикисима. 9 мая 1945 года в корабль врезались два камикадзе. Первый попал в район носового лифта, повредил его и вызвал пожар. Второй срикошетил от кормовой части, но успел уничтожить четыре истребителя. После краткого ремонта в Сиднее авианосец вернулся в Англию в октябре и до конца 1945 года ремонтировался в Портсмуте.


Палуба авианосца "Индомитебл" после атаки самолетов камикадзе 4 мая 1945 года.

"Индомитейбл" в декабре 1941 года был включен в состав Восточного флота Великобритании. В начале апреля 1942 года он участвовал в отражении рейда японских авианосцев в Индийский океан, а в мае вместе с авианосцем "Илластриес" обеспечивал высадку британцев в районе Диего-Суареса.

В начале августа он был переведен в Англию для сопровождения конвоев. 12 августа 1942 года его сильно повредили немецкие пикирующие бомбардировщики - две 500-кг бомбы разрушили небронированные участки палубы возле носового и кормового лифтов; одна разорвавшаяся рядом бомба проделала девятиметровую пробоину в кормовой оконечности. До марта 1943 года авианосец находился на ремонте в США.

В июле 1943 года он участвовал в поддержке союзных десантов на Сицилию. 16 июля в корабль попала торпеда, выпущенная с Ju-88. Авианосец удалось сласти только благодаря контрзатоплению отсеков. Очередной ремонт в США длился до марта 1944 года. Затем "Индомитейбл" был включен в состав Восточного, а затем Тихоокеанского флота Великобритании, где находился до окончания Второй мировой войны.

"Индефетигейбл" участвовал в ударах по линкору "Тирпиц" 17 июля и 22—29 августа 1944 года. В конце 1944 года он вошел в состав британского Восточного флота и отправился в Индийский океан, после чего перешел в Сидней, в Тихоокеанскый флот, бомбил аэродромы камикадзе на островах Сикисима. 1 апреля один из камикадзе врезался в "остров", в результате чего погиб 21 и ранено 27 членов экипажа. Самолеты авианосца принимали участие в бомбардировках японских аэродромов на острове Формоза и объектов в самой Японии.


Авианосец "Имплекейбл" в сиднейской гавани, 1945 год.

"Имплекейбл" в октябре-декабре 1944 года провел три рейда против немецких конвоев у берегов Норвегии, в ходе которых было уничтожило судов общим тоннажем около 40 тысяч тонн. 27 октября его самолеты потопили немецкую транспортную подлодку U-1060. В мае 1945 года авианосец вошел в состав британского Тихоокеанского флота и наносил удары по японской базе на острове Трук и по объектам на территории Японии.


 

 

¹ 430 тысяч литров бензина хватало для пяти полных заправок авиагруппы.

 

Источники:
1. В. В. Бешанов, "Энциклопедия авианосцев", Минск "Харвест", М. "АСТ", 2002

Обновлено 17.09.2013 10:03
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("