9-я разведывательная фотоэскадрилья (9th PRS) PDF Печать E-mail
26.08.2013 15:48


Двухмоторные самолеты-разведчики F-4 Lockheed на палубе транспортного судна в порту Карачи. Самолеты предназначались американской 9-й разведывательной фотоэскадрилье (9th PRS). Фотография сделана в сентябре 1942 года.

9-я разведывательная фотоэскадрилья была сформирована на аэродроме Митчел Фильд (Mitchel Field, Нью-Йорк) 1 февраля 1942 года. Вскоре эскадрилью погрузили на транспорт "SS Mariposa" - океанский лайнер, служивший в годы войны для переброски войск. 24 июля 1942 года "SS Mariposa" прибыл в порт Карачи. В то время Карачи было жарким и грязным местом. Британцев теснили на Дальнем Востоке. Сил едва хватало, чтобы удержать линию обороны вдоль индийской границы.

На первых порах личному составу эскадрильи были выданы британская форма и снаряжение, предназначенное для жаркого климата - пробковые шлемы, рубашки с короткими рукавами, шорты, палатки и прочее. Покуда пилоты 9-й эскадрильи ждали прибытия своих самолетов изнывая от жары, энтузиасты из наземного технического персонала начали собирать истребители Р-66, используя для этого огромный дирижабельный ангар Китайских ВВС.

Первые самолеты эскадрильи - разведывательные Lockheed F-4 Lightning - прибыли по морю в начале сентября 1942 года. Тринадцать разобранных двухмоторных самолетов были выгружены с палубы транспортного судна и доставлены в дирижабельный ангар, где тут же закипела работа.

К ноябрю три F-4 уже были в строю и совершили полет через Гималаи в Кунминг, где были включены в состав Китайской оперативной авиагруппы Клейра Ченнолта (Claire Chennault). Было положено начало боевого пути. Оперативный центр был развернут в Динжане (Dinjan, индийский штат Ассам), получивший известность как "отряд Динжана" (Dinjan Detachment).

Эскадрилья была развернута полностью лишь в феврале 1943 года. К этому времени два экипажа потерпели крушение, а один (капитана Дона Вебстера/Don Webster) был вынужден совершить аварийную посадку. Самолет Вебстера получил попадание зенитного снаряда по пути обратно в Дум-Дум 14 декабря 1942 года. Он приземлился в низменной долине реки, но каким-то образом вытащил самолет на футбольное поле, с которого смог взлететь.


Самолет F-5A-10-L0 Lockheed из состава американской 9-й разведывательной фотоэскадрильи (9th PRS). Военнослужащий с нашивкой стаф-сержанта указывает пальцем на 56 отметок, указывающих на количество боевых вылетов, выполненных на этом самолете. Фотография сделана в Пандавешваре (Индия) в 1943 году.

К маю 1943 года стала очевидна проблема фотосъемки с больших высот. Фотооборудование начинало замерзать на высоте более 20 000 футов (6096 м). Cистема обогрева F-4 не справлялась со своей задачей, нужен был другой самолет. Выбор пал на три бомбардировщика B-25, которые вскоре оснастили платформами с фотокамерами.

Крушения самолетов преследовали 9-ю эскадрилью весь 1943 год. 17 июля возле Нанура (Nanur, Индия) разбился F-4 второго лейтенанта Ченси Л. Прис (Chauncey L Preece). 4 августа другой F-4 (серийный номер 41-2138) рухнул на землю незадолго после взлета, унеся с собой жизнь флайт-офицера Джека Реардона (Reardon). На следующий день в районе аэродрома Дум-Дум разбился B-25, экипаж которого получил серьезные увечья.

В числе боевых потерь 9-й эскадрильи можно указать F-5 Lightning капитана Дона Вебстера, сбитый над Рангуном старшим сержантом Такава из знаменитого 64-го сентая. Другой ас из того же 64-го с 30 победами на своем счету капитан Юрохико Курое 13 сентября над Рангуном сбил F-5 первого лейтенанта Френка Тилкока (Tilcock). F-4, за штурвалом которого сидел лейтенант Роберт Мартин (Martin), получил попадание в правый двигатель во время боевого вылета в центральной Бирме 5 октября 1943 года. Летчик был вынужден покинуть самолет. Трое суток он пешком добирался до аэродрома. Джон Данлеп (Dunlap) разбился 2 декабря на своем F-4 возле Читтигонга, закрыв печальный список потерь 9-й эскадрильи за 1943 год.

1944 год для пилотов эскадрильи начался с хороших новостей. Неопределенный срок экспедиции на Дальнем Востоке внезапно подошел к концу и многим летчикам приказали вернуться в США для направления в другие части. В марте в силу вступил новый контракт, который ограничивал срок экспедиции. Другим хорошим известием стало оснащение эскадрильи новыми самолетами модификации F-5B.

Однако, не все было столь гладко. После прибытия в июне 1944 года первых трех самолетов F-5B обнаружилось, что к ним не подходят детали от ранних модификаций. F-5B сравним с P-38J по углубленному выступу нижней части радиатора и увеличенному запасу топлива. При ремонте самолетов модификации F-5B невозможно было использовать старые детали, нужно было заказывать новые и ждать их доставки.


Классический рисунок девушки и имя пилота на носу двухмоторного самолета F-5 Lockheed из состава американской 9-й разведывательной фотоэскадрильи (9th PRS). Фотография сделана в 1944-1945 годах.

С прибытием новых самолетов изменился и их внешний вид. Камуфляж больше не использовался, самолеты оставались неокрашенными. Такое решение было принято в середине 1944 года командованием ВВС США (USAAF). Причиной тому послужила малая доля вероятности нанесения японцами авиаударов по американским аэродромам. К тому же по мнению пилотов окрашенный самолет все равно хорошо заметен в воздухе, а неокрашенный - хоть немного, но быстрее.

Во второй половине 1944 года возросло число целей для фоторазведки. После падения Мьичина (Myitkyina) в начале сентября внимание участников кампании в Бирме обратилось на юг. Самолеты 9-й эскадрильи все чаще вылетали на Мандалай и Рангун. Британцы нашли эти вылеты крайне полезными для наступления на Рангун в конце 1944 года - начале 1945 года.

Эскадрилья продолжала расширять свое оперативное пространство, базируясь на аэродромах Ledo Road Sector, Tingkhawk Sakan и Мьичина в Бирме и на аэродроме Читтагонг (Индия, ныне Бангладеш). Несмотря на значительное сворачивание боевых действий в данном регионе в последние месяцы 1944 года пилоты 9-й эскадрильи не оставались без дела. Одной из последних потерь 1944 года стала гибель второго лейтенанта Томаса Симко (Simco) 1 декабря во время испытательного полета на аэродроме Мьичина.

В начале января 1945 года эскадрилья насчитывала двенадцать самолетов F-5 и около 60 офицеров и 300 рядовых и сержантов. Основным аэродромом базирования 9-й эскадрильи был Мьичина, с которого совершались вылеты в южную Бирму и западный Китай. В апреле 1945 года она была переброшена на аэродром Пиардоба (Бенгалия, Индия). Кампания в Бирме фактически завершилась взятием Рангуна 6 мая 1945 года (операция "Дракула"). Боевая деятельность эскадрильи была постепенно свернута и она приступила к тренировочным полетам.


 

Источники:
Model Aircraft Monthly, No 9, 2007

Обновлено 26.08.2013 16:46
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("