Подводный крейсер "Сюркуф" ("Surcouf") PDF Печать E-mail
17.01.2015 22:20


Вашингтонский договор 1922 года наложил ограничения на тоннаж и численность надводных кораблей, но не подводных лодок. Ведущие морские державы воспользовались этой лазейкой, начав строить субмарины, способные выполнять функции крейсеров. Идея была не столь абсурдной, так как артиллерия считалась весьма эффективным вооружением для подводных лодок. В 1927 году во Франции была заложена серия из трех подводных крейсеров проекта Q5, первым кораблем в которой стал "Сюркуф" ("Surcouf"). Однако вскоре в силу вступил Лондонский морской договор, ограничивший главный артиллерийский калибр подлодок 155-мм орудиями. Тем не менее подводный крейсер был спущен на воду 18 октября 1929 года и включен в состав флота в мае 1934. Его назвали в честь знаменитого капера Робера Сюркуфа и он предназначался для крейсерских действий на океанских коммуникациях. На лодке имелось даже специальное помещение для пленных с потопленных судов. Она имела мощное вооружение, но довольно длительное время погружения - до двух минут.

Основное артиллерийское вооружение "Сюркуфа" состояло из двух морских орудия 203-мм/50 образца 1924 года, установленных в спаренной башенной установке и имевших боекомплект 60 снарядов. Управление огнем осуществлялось с помощью оптического дальномера с пятиметровой базой, обеспечивавшего замеры на дальности до 11 км. Для ведения авиационной разведки лодка несла гидросамолет "Бессон" ("Besson" MB.411) в герметичном ангаре, на крыше которого размещались два 37-мм зенитных орудия и четыре 13,2-мм пулемета "Гочкисс".

До начала Второй мировой войны "Сюркуф" успел совершить несколько зарубежных походов. На момент объявления войны Германии 3 сентября 1939 года подводный крейсер находился на Французских Антильских островах. 26 сентября он в составе британского конвоя KJ-2 отбыл с Ямайки во Францию и по прибытии встал на ремонт в сухой док в Бресте. 10 мая 1940 года Вермахт перешел в наступление на Западе, а "Сюркуф" все еще стоял в доке. Когда немецкие войска уже стали приближаться к Бресту, он вышел в море. "Сюркуф" пересек Ла-Манш на одном работающем двигателе и 18 июня 1940 года прибыл в английский Девонпорт.

3 июля 1940 года в два часа ночи офицер Деннис Спрейг, командир подводной лодки "Thames", поднялся на борт "Сюркуфа" с абордажной группой британских моряков с целью захвата лодки. Спрейг в сопровождении старшего лейтенанта Патрика Гриффитса с английской подлодки "Rorqual" и двух вооруженных матросов спустился в офицерскую кают-компанию. Спрейг разрешил французскому офицеру отлучиться в гальюн, не зная, что французы хранили там оружие. Началась перестрелка, в которой Спрейг получил семь пулевых ранений. Гриффитсу выстрелили в спину, когда тот полез по трапу за помощью. Позже оба офицера скончались. Один из английских матросов - Хит был ранен пулей в лицо, а другой - Альберт Уэбб с подводной лодки "Revenge" - убит наповал. Был застрелен также французский офицер Ив Даниэль.

Французскому экипажу все же пришлось сложить оружие, но лишь 14 из 150 человек дали согласие остаться в Англии и участвовать в боевых действиях. Остальные вывели из строя оборудование и уничтожили карты и документацию, прежде чем их увезли в лагерь для военнопленных в Ливерпуле. Офицеры были отправлены на остров Мэн, на "Сюркуфе" остался только Луи Блезон, старший помощник, позже назначенный командиром. Новый экипаж был сформирован из числа находившихся в Англии французских военных моряков и матросов торгового флота, примкнувших к Свободной Франции. К лодке прикомандировали британского офицера связи и двух матросов. На рубке был нанесен бортовой номер Королевского флота - 17Р.


1 апреля 1941 года "Сюркуф" вышел из Галифакса в канадской провинции Новая Шотландия, чтобы присоединиться к конвою НХ 118. 10 апреля ему был дан приказ полным ходом следовать в Девонпорт, а 14 мая - выйти в Атлантику и вести свободный поиск немецких блокадопрорывателей до исчерпания автономности, после чего направиться на Бермуды.

В августе 1941 года "Сюркуф" отправили на ремонт в американский Портсмут, штат Нью-Гэмпшир, который продолжался до 11 ноября. 21 ноября Блезон вывел лодку из Нью-Лондона, штат Коннектикут, но во время маневрирования произошло столкновение с американской подводной лодкой. В результате удара появились течи в третьей и четвертой носовых балластных цистернах.

До декабря 1941 года на маленьком острове Сен-Пьер у южной оконечности Ньюфаундленда работал крупный центр радиосвязи под контролем правительства Виши, который постоянно передававший информацию о проходящих конвоях немцам. В декабре на остров высадились канадские военные и захватили радиоцентр. Тут же, 24 декабря 1941 года, по приказу генерала де Голля к острову подошли "Сюркуф" и три французских корвета (К11 "Mimosa", К58 "Aconite" и К100 "Alysse"). Французские моряки в резкой форме предложили канадцам покинуть остров и после их ухода подняли над ним и над соседним Микелоном флаг Свободной Франции.

В начале 1942 года "Сюркуф" получил приказ перейти в Тихий океан, но на пути из Галифакса в Сен-Пьер лодка попала в сильный шторм. Ударами волн повредило рубку и заклинило орудийную башню, у лодки были повреждены люки, палубные надстройки и торпедные аппараты. "Сюркуф" был вынужден вернуться в Галифакс и встать там на ремонт. Не дожидаясь окончания ремонта в Галифаксе лодка получила новое задание - следовать на Таити с заходом на Бермуды. Там главнокомандующий английскими военно-морскими силами в Вест-Индии адмирал Чарльз Кеннеди-Пэреис по просьбе адмирала Макса Хортона должен был принять доклад британского офицера связи Бэрни.

"Сюркуф" вышел из Галифакса 1 февраля 1942 года и должен был прибыть на Бермуды 4 февраля, но пришел с опозданием, получив при переходе новые повреждения. Возникли проблемы с двигателями, для устранения которых требовался длительный ремонт. Тем временем в телеграмме, направленной Хортону, Кеннеди-Пэрвис писал о положении дел на подводной лодке: "Дисциплина неудовлетворительна, офицеры почти утратили контроль. В настоящее время подводная лодка потеряла боевую ценность. По политическим соображениям, возможно, будет сочтено желательным оставить ее в строю, но, с моей точки зрения, ее следовало бы направить в Великобританию и списать". Адмирал Хортон не желал ничего слышать о повреждениях - "Даже если промежуточный ремонт на Бермудах окажется неудовлетворительным, на пути в Таити "Сюркуф" все равно сможет уйти под воду, пользуясь одним двигателем." 9 февраля лодка получила приказ следовать на Таити через Панамский канал. 12 февраля 1942 года она вышла в море с одним исправным двигателем. Больше о ней ничего не было известно.


19 февраля советник британского консульства на Колона-порт (у входа в Панамский канал со стороны Карибского моря) направил в Адмиралтейство странную телеграмму: "Французский подводный крейсер "Сюркуф" не прибыл, повторяю, не прибыл <...> Военный транспорт США "Thomson Lykes", вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22.30 18 февраля в 10°40'N, 79°30'W. Транспорт вел поиск в этой точке до 08.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след - нефтяное пятно. У "Thomson Lykes" серьезно повреждена нижняя часть форштевня <...> Ведется широкий поиск самолетами. По неофициальным сведениям предварительное расследование указывает на то, что неопознанным судном был сторожевой катер".

15 марта 1942 года в Новом Орлеане состоялось закрытое заседание официальной комиссии по расследованию инцидента с "Thomson Lykes". В одном из докладов говорилось: "Никто из свидетелей не видел корабля, с которым произошло столкновение. Приблизительно через минуту после столкновения под килем "Thomson Lykes" раздался сильный взрыв. Обширные повреждения форштевня транспорта значительно ниже ватерлинии дают основание полагать, что корабль, в который он врезался, был большого тоннажа и низко сидел в воде. Как корабли, следовавшие встречными маршрутами, они ("Сюркуф" и "Thomson Lykes") неизбежно должны были пройти на близком расстоянии друг от друга". Комиссия, в итоге, постановила только, что столкновение произошло с "неопознанным судном неизвестной национальности, в результате чего это судно и его экипаж полностью погибли". Судьба подводной лодки до сих пор остается загадкой. По одной из версий на "Сюркуфе" произошел бунт, после чего лодка направилась на Мартинику.

 

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 3250 т (надводное), 4304 т (подводное);
длина - 110 м;
ширина - 9,1 м;
осадка - 7,25 м;
силовая установка - два дизеля по 7400 л.с., 2 электродвигателя по 3400 л.с.;
максимальная скорость - 18,5 уз. (надводная), 10 уз. (подводная);
дальность плавания - 10 000 миль (надводным ходом 10 уз.), 70 миль (подводным ходом 4,5 уз.);
рабочая глубина погружения - 80 м;
автономность - 90 суток;
артиллерийское вооружение - 1 х 2 203-мм/50 орудия, 2 х 1 37-мм автомата и 2 х 2 13,2-мм пулемета "Гочкисс";
торпедное вооружение - 8 х 550 мм (14 торпед) и 4 х 400 мм (8 торпед)*
экипаж - 8 офицеров, 110 матросов.

* По другим сведениям, ТА располагались иначе - 4 носовых 550-мм ТА с 8 торпедами и 2 х 3 подвижные установки - 550-мм средняя труба и 400-мм крайние трубы. "Сюркуф" стал единственной французской подлодкой, у которой можно было перезарядить внешние торпедные аппараты только в надводном положении.

 


 

Источники:
1. Л. Кащеев., Становление подводного флота Франции., "Моделист-Конструктор" №10'2014.

 

Комментарии:

Обновлено 19.01.2015 08:54
 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

document.write("