Подводные лодки типа "Декабрист" PDF Печать E-mail
16.01.2015 08:46


Подводная лодка Д-4 ("Революционер") Черноморского флота.

1 ноября 1926 года на Балтийском судостроительном заводе было создано специальное Техническое бюро № 4 (Техбюро) для подготовки рабочих чертежей головной подводной лодки. Его возглавил инженер Б. М. Малинин. В 1924 году им был разработан эскизный проект двухкорпусной семиотсечной торпедной подводной лодки водоизмещением 755 т. Ее вооружение должно было состоять из трех носовых, шести траверзных торпедных аппаратов и двух зенитных орудий (100 и 76 мм).

В состав Техбюро кроме Б. М. Малинина были включены еще два инженера, хорошо знакомых с устройством подводных лодок - Э. Э. Крюгер и А. Н. Щеглов. Наряду с ними трудились конструкторы-чертежники А. И. Корониным, А. С. Трошенков, Ф. 3. Федоров и Л. К. Шлюпкин. Этому небольшому коллективу предстояло спроектировать в соответствии с классификацией корабельного состава ВМФ того времени позиционную торпедную подводную лодку. Б. М. Малинин писал впоследствии в автобиографии: "Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас н Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников, так как наличие к моменту образования группы по проектированию и постройке составляло 7 человек, считая в том числе и меня самого."

Перед работниками Техбюро ставилась задача создать корабль не менее боеспособный, чем современные подводные лодки крупнейших западных государств. Решение этой задачи было связано с претворением в жизнь крупных проблем в теории и практике подводного кораблестроения. Известно, что все боевые качества корабля определяются его проектом, а главной задачей общего проектирования является выбор оптимальных главных размеров и водоизмещения. В ограниченном объеме прочного корпуса подводной лодки нужно было разместить многотонные дизели, элементы аккумуляторной батареи, главные гребные электродвигатели, баллоны с воздухом высокого давления, торпедные аппараты, многие тонны боеприпасов, десятки и сотни механизмов различного назначения, контрольных и измерительных приборов, всевозможных предохранителей, проложить тысячи метров электрических кабелей, водяных и воздушных магистралей, установить навигационно штурманское и радиотехническое оборудование, обеспечить личному составу нормальные условия обитаемости. Нужно было определить места размещения топливных и масляных цистерн, цистерн для пресной воды, а на верхней палубе — артиллерийских орудий. И все это — с учетом строгой экономии каждого килограмма веса.

Управление Военно-Морских Сил создало специальную комиссию для наблюдения за разработкой проектно-технической документации и постройкой подводных лодок (комнаб Мортехупра). Ее председателем был назначен А. П. Шершов. Главным строителем и ответственным сдатчиком подводных лодок, которые должны были строиться для Балтики, назначили бывшего офицера-подводника Балтийского флота К. Ф. Терлецкого. Сдаточным механиком являлся Г. М. Трусов, участвовавший в мировой войне на подводных лодках "Минога", "Вепрь" и "Тур". Обязанности сдаточного капитана были возложены на Л. Г. Шишкина — бывшего помощника командира "Пантеры", участника потопления английского эсминца "Витториа".

К февралю 1927 года был подготовлен комплект "закладочных" чертежей - эскиз общего расположения, теоретический чертеж и чертежи средней части корпуса подводной лодки без переборок, цистерн, надстроек и оконечностей. Официальная закладка первых советских подводных лодок состоялась на Балтийском заводе 5 марта 1927 года. Ее производил С. М. Киров, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), руководитель ленинградской большевистской организации. На торжественной церемонии присутствовали член РВС СССР, начальник Военно-Морских Сил Р. А. Муклевич, начальник Морских сил Балтийского моря М. В. Викторов, член РВС БФ Г. П. Киреев, представители администрации завода, работники Техбюро. Первую заклепку в детали днищевого набора головной подводной лодки забил С. М. Киров.


На цистерне быстрого погружения подводной лодки укрепили серебряную пластину ("закладную доску") со следующим текстом:
"5 марта 1927 года на Балтийском судостроительном и механическом заводе государственного судостроительного треста ВСНХ СССР начата постройкой подводная лодка "Декабрист" в бытность: Председателем РВС СССР и наркомвоенмором К. Е. Ворошилова, заместителем Председателя РВС и заместителем наркомвоенмора И. С. Уншлихта, начальником ВМС РККА Р. А. Муклевича, начальником Технического управления ВМС РККА Н. И. Власьева, предкомнаба Балтийского моря А. П. Шершова, Председателем ВСНХ В. В Куйбышева, председателем правления Ленсудотреста Г. Д. Абрамова, членом правления по технической части Судотреста В. П. Костенко, директором Балтийского завода К. Н. Коршунова, помощником директора Балтийского завода по технической части В. К. Скорчеллетти, заведующим постройкой подводных лодок на Балтийском заводе Б. М. Малинина."
Ниже был изображен силуэт подводной лодки и указаны ее основные элементы (проектные): длина 76 м, ширина 6,4 м, углубление 3,64 м, водоизмещение 910 т. и скорость 16 узлов. Аналогичные "закладные доски" были укреплены на двух других одновременно заложенных подводных лодках, получивших названия "Народоволец" и "Красногвардеец".

14 апреля 1927 года в Николаеве заложили подводные лодки для Черноморского флота "Революционер", "Спартаковец" и "Якобинец". Руководил их постройкой начальник Бюро подводного плавания Николаевского завода Г. М. Синицын, сдаточным капитаном назначили Б. М. Ворошилина — бывшего командира подводных лодок "Тигр" (БФ). Наблюдение за постройкой также осуществляли представители Военно-морских сил - Николаевский комнаб.

Подводные лодки дореволюционной постройки были однокорпусными, т. е. имели только прочный корпус с легкими оконечностями, надстройкой и ограждением рубки. "Декабристы" создавались двухкорпусными, клепаной конструкции. Помимо прочного корпуса, способного выдерживать колоссальное забортовое давление воды при плавании на предельной глубине погружения, у них был второй, так называемый легкий корпус, полностью охватывавший прочный.

Прочный герметичный водонепроницаемый корпус состоял из обшивки и набора. Обшивка представляла собой оболочку корпуса и изготовлялась из стальных листов. Для "Декабристов" была выделена сталь повышенного качества, применявшаяся до революции при постройке линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Все листы толстой обшивки прочного корпуса изготовлялись горячей выколоткой по пространственным шаблонам. Набор прочного корпуса состоял из шпангоутов и служил для обеспечения устойчивости обшивки, придания всей конструкции достаточной жесткости. Торцы оболочки прочного корпуса представляли собой концевые переборки, а поперечные переборки делили его внутренний объем на отсеки. Прочный корпус разделялся на семь отсеков шестью стальными сферическими водонепроницаемыми переборками. Для сообщения между отсеками в переборках имелись круглые лазы диаметром 800 мм с быстро закрывающимися с помощью кремальерного клинового устройства дверями.

Легкий корпус с плавными обтекаемыми обводами также имел обшивку с подкрепляющими ее ребрами жесткости: поперечными - шпангоутами и продольными - стрингерами, являвшимися крышами балластных цистерн. Его носовой и кормовой проницаемым оконечностям была придана заостренная форма для уменьшения волнового сопротивления. Пространство между прочным и легким корпусами (междубортное) делилось поперечными переборками на шесть пар цистерн главного балласта. В подводном положении они заполнялись водой и сообщались с забортной средой через кингстоны (клапаны особой конструкции). Кингстоны (по одному на каждую цистерну) находились в нижней части легкого корпуса по диаметральной плоскости подводной лодки. Они обеспечивали одновременное заполнение цистерн обоих бортов водой. При погружении вода поступала в цистерны через кингстоны самотеком, а воздух из них вытеснялся через клапаны вентиляции, установленные на продольных стрингерах легкого корпуса выше ватерлинии. При плавании подводной лодки в подводном положении кингстоны всех цистерн главного балласта были открыты, а клапаны вентиляции — закрыты. Для всплытия из подводного положения в надводное водяной балласт удалялся (продувался) из цистерн сжатым воздухом.


Д-5 "Спартаковец" в 1930 году.

Вопросами ходкости, маневренности и прочности прочного корпуса подводной лодки занимался сам Б. М. Малинин. Расчеты прочности наружного (легкого) корпуса, внутренних цистерн и выгородок, а также плавучести и остойчивости в надводном и подводном положениях были поручены А. Н. Щеглову, проектирование гребного вала, рулевых, шпилевых и перископного устройств - Э. Э. Крюгеру, систем погружения и всплытия, трубопроводов общекорабельных систем, а также расчеты непотопляемости и прочности сферических переборок - С. А. Базилевскому. Разработку электрооборудования взяло на себя электротехническое бюро Балтийского завода, руководимое А. Я. Барсуковым. Вскоре Техбюро № 4 было разделено на четыре отдела, которыми руководили А. Н. Щеглов (корпусной), Э. Э. Крюгер (механический), С. А. Базилевский (сектор систем) и П. П. Большедворский (электротехнический).

Требовалась особенно высокая точность, с которой вес погруженной подводной лодки должен был совпадать с ее плавучестью. При постройке "Декабриста" не был организован весовой контроль, а контрагентские поставки и даже металл для корпуса принимались с большими положительными допусками. В результате создавалась перегрузка примерно в 10 тонн, которую пришлось компенсировать установкой специальных цилиндрических поплавков в надстройке и ограждении рубки.

За основу выбора расположения поперечных переборок на "Декабристе" были приняты следующие обстоятельства. На подводной лодке имелись два отсека: носовой и дизельный, длина которых определялась оборудованием, находившимся в них. В одном размещались казенные части торпедных аппаратов, устройства для их обслуживания и запасные торпеды, в другом — дизели, фрикционные муфты на линии гребного вала и посты управления. Все остальные отсеки допускали уменьшение длины в достаточно широких пределах. Поэтому именно эти два отсека и должны были лимитировать потребный запас плавучести. Он был принят по аналогии с расчетами прочности равным двукратному объему наибольшего из отсеков (объему нетто, без учета техники и оборудования).

Особые требования предъявлялись отсеку-убежищу (отсеку живучести). Он должен был иметь необходимые устройства для управления общекорабельными системами погружения и всплытия, водоотливной (осушительной), а также для выхода личного состава на поверхность. На "Декабристе" в качестве отсека-убежища был выбран центральный пост (ЦП), в котором располагались главный и запасной командные пункты (ГКП и ЗКП).

Наибольшей трудностью оказалась проблема погружения и всплытия. Метод расчета заполнения цистерн главного балласта самотеком для "Декабристов" создавался заново. Междубортные цистерны были разделены по диаметральной плоскости сплошным вертикальным килем без облегчающих вырезов. Но в то же время для упрощения системы на каждую пару бортовых цистерн был поставлен один общий кингстон, врезанный в вертикальный киль и не обеспечивающий плотность их разделения ни в открытом, ни в закрытом состоянии. Трубы вентиляции каждой пары таких цистерн также соединялись между собой в надстройке и снабжались одним общим клапаном. Для клапанов вентиляции были применены пневматические приводы как наиболее простые и надежные, а кингстоны управлялись валиковыми приводами, выведенными на уровень жилой палубы в тех же отсеках, где был установлен и сам кингстон. Контроль положения всех тарелок кингстонов и клапанов вентиляции осуществлялся из ЦП с помощью электрических контактных датчиков и ламповых указателей. Для надежности все клапаны вентиляции были снабжены дублирующими ручными приводами.


Капитан 1-го ранга В. Семин из политуправления Черноморского флота выступает перед экипажем подводной лодки Д-4, июнь 1943 года.

В основу инструкции по погружению и всплытию был положен твердый принцип: прием главного балласта производить только одновременно во все цистерны. При этом центр тяжести принимаемого водяного балласта остается все время в наинизшем положении из всех возможных. Это обеспечивает наибольшую остойчивость веса. Для погружения главный балласт принимался в две копцевые, шесть пар междубортных и одну среднюю (всего 15) цистерны. Последняя была расположена также в междубортном пространстве, но в нижней его части, около миделя, и отличалась меньшим объемом и повышенной прочностью. Этим предполагалось обеспечить возможность ее более быстрого продувания воздухом высокого давления в случае аварии. Идея этого устройства была заимствована у дореволюционных подводных лодок типа "Барс".

Нововведением являлось применение цистерны быстрого погружения. Заранее заполненная водой, она придавала подводной лодке отрицательную плавучесть, что значительно сокращало время перехода нз надводного в подводное положение. При достижении подволной лодкой перископной глубины эта цистерна продувалась и лодка приобретала нормальную плавучесть, близкую к нулевой. Если у подводных лодок типа "Барс" переход из надводного в подводное положение требовал не менее трех минут, то "Декабристу" было достаточно для этого и 30 секунд.

Подводная лодка "Декабрист" имела две палубные (надстроечные) цистерны, предназначавшиеся для плавания в позиционном положении. Срочное погружение при наличии палубных цистерн требовало значительно меньшего времени, но с переходом к приему главного балласта самотеком надобность в этих цистернах отпала. На подводных лодках последующих типов (кроме "Малютки" VI серии) от палубных цистерн отказались.

Особую роль на подводных лодках выполняет сжатый воздух, который является практически единственным средством для продувания цистерн главного балласта в подводном положении и хранится в специальных баллонах. Для разных целей используется сжатый воздух различного давления. Продувание главного водяного балласта, особенно при аварийном всплытии, требует воздуха высокого давления. В то же время для целей дифферентовки, для системы механического перемешивания электролита в аккумуляторных элементах и нормального всплытия можно использовать более низкое давление воздуха.

На "Декабристах" каждая из двух систем продувания (высокого и низкого давления) имела магистраль с отростками, по одному на две цистерны. Перепуск воздуха на другой борт обеспечивался только через трубы вентиляции. Для более равномерного распределения воздуха по бортам выходные невозвратные клапаны правого и левого борта чередовались в шахматном порядке. Кроме того, они были снабжены ограничительными шайбами, с помощью которых можно было добиться почти одинаковой продолжительности продувания всех цистерн по длине подводной лодки. Раздельные по бортам клапаны вентиляции были поставлены только на трубах цистерн № 3 и 4 в районе прочной рубки, мешавшей соединению цистерн между бортами, вторые же клапаны тех же цистерн не были разделены. Все это было сделано конструкторами сознательно, а не явились результатом каких-либо ошибок.


Лидер "Ташкент" швартуется с подводной лодкой Д-5 Черноморского флота. Подводная лодка 2-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады подводных лодок Д-5 (командир капитан-лейтенант И. Я. Трофимов), вероятно, готовится к своему третьему транспортному походу в Севастополь с грузом снабжения для осажденного города.

Анализ вероятности погружения подводной лодки на разные глубины предложил ввести понятия "рабочая" и "предельная" глубина погружения. Предельная глубина погружения принималась при этом в качестве расчетной. Позднее к предельной глубине были добавлены запасы на возможное переуглубление, вызванное ошибками рулевого-горизонтальщика или другими случайными причинами. Во многих случаях переход подводных лодок советской постройки на предельную глубину (на 30—50%) не приводил к их гибели. Подводная лодка Д-2 ("Народоволец"), например, 25 июня 1938 года при дифферентовке потеряла плавучесть и проскочила до глубины 115-120 м. При этом были обнаружены лишь капли воды в сальниках и на болтах съемных листов прочного корпуса. Тем не менее предельная глубина погружения подлодок типа "Декабрист" равнялась 90 м.

Недостатком "Декабриста" можно считать размещение основного запаса топлива вне прочного корпуса ("топливо в перегрузку"). Из общего запаса топлива в 128 тонн внутри прочного корпуса находилось лишь 39 тонн, остальные 89 тонн были размещены в четырех бортовых балластных цистернах. Последующий боевой опыт показал, что подобное размещение топлива часто приводило к потере подводной лодкой скрытности из-за нарушения плотности швов обшивки легкого корпуса при близких разрывах глубинных или авиационных бомб и артиллерийских снарядов.

Принципиально новой системой, нигде ранее не применявшейся, была система регенерации воздуха внутренних помещений "Декабристов". Это удаление избытка углекислого газа и пополнение убыли кислорода в воздухе, т. е. поддержание в подводной лодке воздушной смеси благоприятной концентрации. Система регенерации воздуха сохраняла автономность всех отсеков. Она обеспечивала возможность непрерывного пребывания лодки иод водой в течение 72 часов.

Много внимания уделялось условиям обслуживания аккумуляторной батареи (АБ). Аккумуляторные ямы сделали герметичными, а элементы в них поставили в шесть рядов с продольным проходом посредине. Высота помещений была достаточной для прохода человека и обслуживания всех элементов. Но это потребовало значительного расширения и увеличения высоты аккумуляторных ям, что ухудшило обитаемость расположенных над ними жилых и служебных помещений и вызвало затруднения в размещении некоторых механизмов, приводов и трубопроводов. Кроме того, повышение центра тяжести несколько отразилось на остойчивости подводных лодок — их метацентрическая высота в надводном положении получилась около 30 см.

Не простым делом оказалось решение проблемы главных механизмов для "Декабристов". Ограниченность объема внутренних помещений, особенно в высоту, затрудняла применение на них двигателей желаемой мощности. Немецкая фирма "MAN", выполнявшая заказы русского флота на изготовление дизелей до мировой войны, занялась постройкой тепловозов, для которых приспособила дизели, предназначавшиеся ранее для подводных лодок. В начале 20-х годов она поставила несколько таких двигателей для первых советских тепловозов. Эти двигатели могли развивать мощность до 1200 л. с. при 450 об/мин в течение часа. Длительная же их работа гарантировалась при мощности в 1100 л. с. и 525 об/мин. Именно их и было решено использовать для первых двух лодок типа "Декабрист". В 1926-1927 годах в Советском Союзе был создан компрессорный нереверсивный дизель для подводных лодок марки 42-Б-6 мощностью 1100 л. с. Эти дизели пошли в серийное производство и устанавливались затем (по два) на последующих подводных лодках I серии. Они обеспечивали им надводную скорость 14,6 узла.


Расчет 100-мм орудия Б-24 подводной лодки Д-4 Черноморского флота, 1943 год.

Большая подводная скорость в то время не считалась одним из главных тактических элементов подводной лодки, поэтому при проектировании "Декабриста" основное внимание было обращено на увеличение дальности плавания подводной экономической скоростью. Для этого были созданы специальные электродвигатели с двумя якорями разной мощности (525 и 25 л. с. для экономического хода), аккумуляторная батарея была разделена на четыре группы. В каждой группе аккумуляторной батареи было по 60 свинцовых элементов марки "ДК", номинальное напряжение на шинах главной станции могло меняться от 120 до 240 В. Якоря малой мощности обоих электродвигателей экономического хода могли переключаться с параллельного соединения между собой на последовательное, что приводило к уменьшению напряжения на их щетках до 60 В при сохранении полного напряжения в обмотках возбуждения. В таком режиме была достигнута подводная скорость в 2,9 узла в течение 52 часов. Это соответствовало совершенно небывалой дальности подводного плавания в 150 миль! Главные гребные электродвигатели "Декабриста" позволяли развивать подводную скорость около 9 узлов в течение двух часов. Эго вполне отвечало требованиям того времени.

Основным оружием подводных лодок типа "Декабрист" были торпеды. Проектировать их начали одновременно с подводными лодками. Торпед еще не было и к концу постройки "Декабристов", которые долго плавали с решетками в торпедных аппаратах, позволявшими пользоваться для учебных стрельб торпедами меньшего калибра (450 мм). Создание новой 533-мм торпеды оказалось более длительным процессом. Одновременно В. А. Скворцовым и И. М. Иоффе конструировались торпедные аппараты. Трудности возникли при разработке устройства их перезарядки в подводном положении. Те места, где было наиболее удобно разместить такое устройство, требовались для установки рулевых и шпилевых моторов с их приводами.

Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух 100-мм орудий, установленных на палубе надстройки в закрытых щитах-обтекателях, замыкающих плавные обводы ограждения рубки. Вскоре пришли к мысли о необходимости поднять носовое орудие над палубой, чтобы исключить заливание его волной. В связи с этим пришлось отказаться от кормового орудия такого же калибра, чтобы подводная лодка не теряла остойчивость в надводном положении. Носовое орудие, огражденное фальшбортом, поставили на уровень ходового мостика. Вместо кормового 100-мм орудия был установлен 45-мм зенитный полуавтомат. В ходе капитального ремонта и модернизации подводных лодок "Декабрист" в 1938-1941 годах 100-мм орудие, стеснявшее и без того узкий мостик и затруднявшее обзор, особенно при швартовке, установили на палубе надстройки.

Рулевое устройство "Декабриста" состояло из одного вертикального и двух пар горизонтальных рулей. Для перекладки рулей были применены электрические и ручные приводы. Управление электрическим приводом вертикального руля осуществлялось путем регулирования возбуждения сервогенератора, приводимого во вращение с постоянным числом оборотов от спаренного с ним электромотора постоянного тока. Его ручной привод имел три поста управления: на мостике, в ЦП и в кормовом отсеке. Все они соединялись между собой валиковыми приводами и работали на общую с электрическим приводом дифференциальную муфту. Эта муфта создавала независимость ручного привода от электрического и позволяла переходить с одной системы управления на другую без всяких переключений.

Ось баллера вертикального руля была наклонена в нос па 7°. Считалось, что при перекладке на борт он будет дополнять работу горизонтальных рулей, помогая удерживать подводную лодку от всплытия на циркуляции. Однако эти предположения не оправдались и в дальнейшем от наклонного вертикального руля отказались. Управление горизонтальными рулями находилось только в ЦП и было связано с концевыми отсеками валиковыми приводами. В ЦП были установлены электромоторы и ручные штурвалы рулей, здесь же совершалось их переключение с помощью кулачковых муфт. Носовые горизонтальные рули могли складываться вдоль борта надстройки (заваливаться) для уменьшения сопротивления воды на больших подводных ходах и для защиты от поломок на крутой волне в надводном положении, когда размах вертикальной качки возрастает. Их заваливание и отваливание выполнялось из носового отсека. Для этой цели использовался электромотор, который обслуживал шпилевое устройство и брашпиль надводного якоря типа Холла.


Подводная лодка Д-4 ("Революционер") Черноморского флота.

На "Декабристе" был предусмотрен и подводный якорь - свинцовый, грибовидный, с тросом вместо якорной цепи. Но его устройство оказалось крайне неудачным. Во время испытаний "Декабрист" становился на якорь на 30-метровой глубине (при глубине места 50 м), якорный трос соскочил с барабана и заклинился. Подводная лодка оказалась "привязанной" ко дну. Грибовидный якорь обладает большой держащей силой и не случайно используется в качестве мертвого якоря для удержания на штатном месте плавучих маяков, буев н других навигационно-гидрографических ориентиров. Лишь после того как был дан большой воздушный пузырь в носовую балластную цистерну, "Декабрист" смог выскочить на поверхность с дифферентом на нос в 40°. Грибовидный якорь на "Декабристах" сохранили, но после этого случая подводники предпочитали не пользоваться им.

После завершения проектно-конструкторских работ общее расположение оружия, технических средств и размещение личного состава па подводной лодке "Декабрист" было следующим.
Первый (носовой торпедный) отсек являлся самым большим по объему. В нем размещались шесть торпедных аппаратов для торпед калибром 533 мм. На стеллажах хранились шесть запасных торпед. Отсек имел в верхней части комбинированный торпедопогрузочный и входной люк. В отсеке находились также специальное торпедопогрузочное устройство, электромотор, который обеспечивал работу шпиля, брашпиля надводного якоря и носовых горизонтальных рулей, и провизионная цистерна. Кроме того, в отсеке размещались торпедозаместительная и дифферентная цистерны. Первая служила для компенсации веса израсходованных запасных торпед и заполнялась самотеком забортной водой из торпедных аппаратов или из-за борта. Носовая дифферентная цистерна, как и аналогичная кормовая, предназначалась для придания подлодке таких углов продольного наклонения, при которых она способна погружаться и свободно маневрировать под водой. Первый отсек служил также жилым помещением для части личного состава.

Вот как описывает носовой отсек один из командиров подводной лодки типа "Декабрист": "Больше всего подводников располагалось в первом отсеке - самом просторном на "Декабристах" жилом помещении. В нем же размещалась и столовая личного состава. Палуба первого отсека была выложена стальными плитами, которые подошвами сапог и ботинок стерлись до блеска. А легкий слой солярового масла делал их слегка матовыми. <...> Вдоль торпед устанавливались трехъярусные койки, заваливающиеся в дневное время, что несколько увеличивало свободное пространство. Посередине отсека располагался обеденный стол, на котором ночью спали еще три подводника."

Во втором отсеке, в нижней части прочного корпуса, в аккумуляторной яме находилась первая группа аккумуляторной батареи из 60 элементов, над которой располагались радиорубка и жилое помещение.

В третьем отсеке размещались еще две группы батарей, а над ними - жилые помещения командного состава, камбуз, кают-компания и системы вентиляции с электровентиляторами для принудительной и естественной вентиляции отсеков и аккумуляторных ям.


Боцман подводной лодки Д-4 старшина группы рулевых мичман Иов Григорьевич Литвинюк в отсеке.

Четвертый отсек был отведен под центральный пост. Здесь был оборудован ГКП, где были сосредоточены приборы управления кораблем, его оружием и техническими средствами. В нижней части отсека располагались уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения. Первая служила для компенсации остаточной плавучести для статического уравновешивания подводной лодки на заданной глубине. С помощью второй цистерны обеспечивалось минимальное время ухода подводной лодки на заданную глубину при срочном погружении. В нижней части отсека размещался также артиллерийский погреб (снарядов калибра 100 мм - 120, 45 мм - 500). Кроме того, в отсеке были установлены водоотливной насос и одна из воздуходувок для продувания сжатым воздухом цистерн главного балласта при всплытии. Над отсеком находилась рубка диаметром 1,7 м, которая имела два входных люка: верхний - для выхода на ходовой мостик и нижний - для сообщения с центральным постом.

Пятый отсек, так же как второй и третий, являлся аккумуляторным. В нем размещалась четвертая группа аккумуляторной батареи, окруженная цистернами смазочного масла (их обычно называли масляными). Над аккумуляторной ямой находилось жилое помещение старшин, а по борту - вторая воздуходувка для всплытия подводной лодки.

В шестом отсеке были установлены двигатели внутреннего сгорания - дизели. Здесь же находились разобщительные муфты двух гребных налов, цистерны смазочного масла, вспомогательные механизмы. В верхней части дизельного отсека был оборудован входной люк для машинной команды. Как и остальные входные люки, он имел двойной запор (сверху и снизу) и выступающий внутрь отсека удлиненный комингс (шахту), т. е. мог служить спасательным люком для выхода личного состава на поверхность.

В седьмом (кормовом торпедном) отсеке размешались главные гребные электродвигатели и электродвигатели экономического хода, а также их станции управления. В этом электромоторном отсеке были установлены горизонтально в ряд два кормовых торпедных аппарата (без запасных торпед). В отсеке находились также рулевые приводы и вспомогательные механизмы, кормовая дифферентная цистерна, в верхней части - комбинированный торпедопогрузочный и входной люк.

3 ноября 1928 года головная подводная лодка I серии "Декабрист" сошла со стапеля в Неву. Ходовые приемосдаточные испытания подводных лодок типа "Декабрист" проводили государственные комиссии под председательством уполномоченного Постоянной комиссии по испытаниям и приемке вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей Я. К. Зубарева. При первом испытании "Декабриста" в мае 1930 года при погружении после открытия кингстонов цистерн главного балласта (при закрытых клапанах вентиляции) возникло кренение подводной лодки. Одной из причин явился перегруз. Другой причиной было грубейшее нарушение инструкции по погружению и всплытию, требовавшей принимать главный водяной балласт одновременно во все цистерны. Несомненно, подобного можно было бы избежать при участии в испытаниях "Декабриста" его конструкторов. Но к тому времени Б. М. Малинин, Э. Э. Крюгер и С. А. Базилевский были репрессированы.


Д-3 "Красногвардеец" в гавани Полярного.

Для устранения конструкторских и построечных дефектов были установлены продольные переборки в палубных балластных цистернах и введена раздельная вентиляция цистерн главного балласта. Кроме того, сняли компрессоры воздуха высокого давления, якорь с цепью и укрепили на надстройке дополнительные плавучие объемы (поплавки). Выявилась также необходимость в регулирующей заслонке на распределительной коробке воздуха низкого давления, чтобы регулировать его подачу в цистерны каждого борта для всплытия подводной лодки при сильном волнении моря.

Во время одного из испытательных погружений "Декабриста" на значительную глубину неожиданно раздался сильный удар снизу, после чего лодка потеряла плавучесть и легла на грунт на глубине, несколько превышавшей предельную. После срочного всплытия выяснилось, что кингстон цистерны быстрого погружения, открывавшийся внутрь, отжало забортным давлением от его седла. До этого пустая цистерна самопроизвольно заполнилась водой, которая ворвалась в цистерну под большим давлением, что и вызвало гидравлический удар. Этот недостаток конструкции клапанов цистерны быстрого погружения вскоре был устранен.

Приемный акт "Декабриста" (заводской № 177) был утвержден 12 ноября 1930 года. Приказ РВС СССР о зачислении "Декабриста" в строй Балтийского флота подписан 16 декабря 1930 года. 11 октября и 14 ноября 1931 года вступили в строй "Народоволец" и "Красногвардеец". Командирами первых подводных лодок советской постройки стали Б. А. Секупов, М. К. Назаров и К. Н. Грибоедов. Также в 1931 году были приняты в состав Морских сил Черного моря "Революционер" (5 января), "Спартаковец" (17 мая) и "Якобинец" (12 июня). Командирами были назначены В. С. Сурин, М. В. Лашманов, Н. А. Жимаринский. Экипажи подводных лодок типа "Декабрист" первоначально насчитывали 47, а затем 53 человека.

Осенью 1932 года "Декабрист" был подвергнут специальным научно-исследовательским испытаниям для точного выявления всех его тактико-технических элементов. Испытания проводила комиссия под председательством Я. К. Зубарева. В испытаниях участвовал находившийся под арестом Базилевский. Прогрессивные испытания на мерной линии показали достаточно близкое приближение расчетных скоростей в надводном и подводном положении к полученным в действительности. При проверке допустимой отрицательной плавучести лодки на подводном ходу с постепенно уменьшавшейся скоростью, медленным приемом воды в уравнительную цистерну ее дифферент доводился до 3 на корму (большего дифферента нельзя было допустить из-за малой глубины в районе испытаний). При испытании залповой торпедной стрельбы число торпед в залпе постепенно увеличивалось от двух до шести. При этом подводная лодка продолжала удерживать заданную глубину. Результаты испытаний подтвердили, что подводные лодки типа "Декабрист" по своим тактико-техническим элементам при меньшем водоизмещении не уступали однотипным английским и американским лодкам того же периода постройки.

На "Декабристе" были установлены гидроакустическая аппаратура для связи с подводными лодками и надводными кораблями (дальность действия 5—6 миль) и шумопеленгатор, имевший 16 приемников, расположенных в подводной части корпуса. Шумопеленгатор позволял обнаруживать подводные лодки и надводные корабли на расстоянии до 3—6 миль. Кроме того, можно было пеленговать движущиеся торпеды с точностью до 1—2°.


Подводная лодка Д-3 "Красногвардеец" в гавани Полярного.

В 1933 году лодки типа "Декабрист" совершили вместе с несколькими надводными кораблями переход по Беломорско-Балтийскому каналу и прибыли в Заполярье, положив начало будущему Северному флоту. Во время перехода 21 июля в Сорокской губе Белого моря на кораблях побывали руководители партии и правительства И. В. Сталин, С. М. Киров и К. Е. Ворошилов. Первенцам советского подводного кораблестроения предстояло пройти строгие испытания на Северном Ледовитом океане.

В сентябре 1934 года подводным лодкам были присвоены литерно-цифровые наименования Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6. В том же году Д-1 ("Декабрист", командир В. П. Карпунин) и Д-2 ("Народоволец", командир Л. М. Рейснер) предприняли первый поход к Новой Земле. В Баренцевом море их встретил жестокий шторм - "новоземельская бора". Пришлось укрыться в Кольском заливе. В следующем году подводная лодка Д-1 посетила губу Белушью на Новой Земле.

В 1936 году Д-1 (командир капитан 3 ранга В. П. Карпунин) и Д-2 (командир капитан 2 ранга Л. М. Рейснер) впервые в истории дошли через пролив Маточкин Шар, разделяющий Новую Землю на два огромных острова, до Карского моря. Вернувшись в Баренцево море, они посетили Русскую Гавань, расположенную на северном побережье Новой Земли. Выходить из гавани пришлось, преодолевая арктические льды. Затем Д-2 и Д-3 ("Красногвардеец", командир капитан 3 ранга М. Н. Попов) совершили высокоширотное плавание до острова Медвежий (Бьёрнё) и Шпицбергенской банки. После этого Д-2 направилась к Лофотенским островам, расположенным у западного побережья Норвегии. Поход проходил в условиях жесточайшего шторма силой до 9 баллов. За время этого автономного плавания Д-2 прошла 5803 мили в надводном положении и 501 милю под водой, Д-3 - в общей сложности 3673,7 мили.

Зимой 1938 года Д-3 приняла участие в экспедиции по снятию со льдины первой в истории дрейфующей полярной станции "Северный полюс". Командовал Д-3 старший лейтенант В. Н. Котельников, на ее борту находились командир бригады подводных лодок капитан I ранга К. Н. Грибоедов, флагманский штурман бригады старший лейтенант Ф. В. Константинов, флагманский механик военинжеиер 3 ранга В. И. Рыбаков. Следуя в Гренландское море, Д-3 пересекла нулевой меридиан и первой из советских подводных лодок вышла в Западное полушарие. 13 февраля она впервые в истории прошла под арктическим льдом путь около 5 каб да глубине 50 м. Выполнив задание, Д-3 вернулась в базу, оставив за кормой 2410 миль.

21 сентября того же года вышла из Полярного подводная лодка Д-1 под командованием старшего лейтенанта М. П. Августиновича. Более 44 суток продолжалось ее автономное плавание по маршруту Цып-Наволок, о. Варде, мыс Нордкап, о. Медвежий, о. Надежды (Хепен), о. Междушарскнй (Новая Земля), о. Колгуев, мыс Канин Нос, мыс Святой Нос, о. Кильлин. В надводном положении Д-1 прошла 4841 милю, в подводном - 1001 милю. В обшей сложности она находилась под водой 11 суток, причем совершила 24 -часовой переход без регенерации воздуха.


Командир подводной лодки Д-2 капитан 3- го ранга Р. В. Линденберг (слева) в центральном посту управления. Справа лейтенант В. И. Сизов.

В апреле - мае 1939 года Д-2 под командованием старшего лейтенанта А. А. Жукова, обеспечивая радиосвязью самолет Героя Советского Союза В. К. Коккинаки во время его беспосадочного перелета в США, вышла вблизи Исландии в северную часть Атлантического океана.

В годы Великой Отечественной войны особенно отличилась подводная лодка Д-3, которой последовательно командовали капитан-лейтенант Ф. В. Константинов и капитан 3 ранга М. А. Бибеев. Она потопила восемь транспортных судов противника общим тоннажем 28 140 брт и повредила один (3200 брт). Она стала первым в истории Советского Военно-Морского Флота Краснознаменным гвардейским кораблем. Подводная лодка Д-2 вела боевые действия на Балтике. В октябре 1939 года она прибыла по Беломорско-Балтийскому каналу в Ленинград на капитальный ремонт. Начавшаяся война помешала ее возвращению на север. В августе 1941 года Д-2 была вновь зачислена в состав Краснознаменного Балтийского флота. Она действовала в самом удаленном районе Балтийского морского театра - к западу от о. Борнхольм. Под командованием капитана 2 ранга Р. В. Линденберга Д-2 потопила транспорты "Якобус Фритцен" (4090 брт) и "Нина" (1371 брт) и на длительный срок вывела из строя торпедами железнодорожный паром "Дойчланд" (2972 брт).

Экипажи подводных лодок Д-4 ("Революционер") и Д-5 ("Спартаковец") Черноморского флота, которыми последовательно командовал капитан-лейтенант И. Я. Трофимов уничтожили пять транспортных судов общим тоннажем 16 157 брт, в том числе "Бой Феддерсен" (6689 брт), "Санта Фе" (4627 брт) и "Варна" (2141 брт). Всего на боевом счету подводных лодок типа "Декабрист" 15 потопленных (49 758 брт) и два поврежденных (6172 брт) транспортных судна противника.

 

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 934 (1361) т;
длина - 76,6 м;
ширина - 6,4 м;
осадка - 3,76 м;
число и мощность двигателей - 2 х 1100 л.с. (дизельные), 2 х 525 л.с. (электрические);
скорость - 14,6 (9,5) уз.;
дальность плавания при полной скорости - 2570 мили (16,4 суток);
дальность плавания при экономической скорости (8,9 уз.) - 8950 миль;
автономность - 28, затем 40 суток;
глубина погружения (рабочая) - 75 м;
глубина погружения (предельная) - 90 м;
вооружение - 8 ТА (боезапас 14 торпед), одна 100-мм пушка (120 выстрелов) и одна 45-мм пушка (500 выстрелов).

 


 

Источники:
1. Дмитриев В. И., Советское подводное кораблестроение. — М.: Воениздат, 1990.

 

Комментарии:

Обновлено 17.01.2015 09:32
 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.