Arnold, Henry Н. (Генри Х. Арнольд), генерал армии PDF Печать E-mail
Автор: Филипп Ташлинский   
17.01.2015 09:50


Генерал-лейтенант Генри Арнольд смотрит на карту на совещании о доставке грузов по ленд-лизу в СССР через Аляску и Чукотку, октябрь 1942 года.

Будущий генерал армии и единственный обладатель звания генерал ВВС, которое присвоил ему Конгресс США, Генри Харли Арнольд по прозвищу “Счастливчик” родился в городе Глэдвайн, штат Пенсильвания, Соединенные Штаты, 25 июня 1886 года в семье местного врача. Его военная карьера началась в 1903 году, когда он был зачислен в армию Соединенных Штатов Америки. Престижную американскую военную академию Вест-Поинт он окончил в 1907 году. В 1911 году Генри Арнольд был 2-м лейтенантом и очень старался получить звание 1-го лейтенанта и делал для этого все возможное.

Примерно в это же время министерство обороны США дало добро на создание первой экспериментальной военной эскадрильи самолетов. Самолет был изобретен братьями Райт – Уилбуром и Орвиллом в конце 1903 года. В то время поднять самолет в воздух считалось чудом, самолеты того времени были сложно управляемыми. Братья Райт поставили свой летальный аппарат в министерство обороны США в 1904 году. Армейское командование сначала не приняло данный аппарат, было огромное количество скептиков, но к 1911 году уже была создана первая эскадрилья. Генри Арнольд решил записаться на летную подготовку. Его командующий офицер, когда узнал об этом то сказал, что нет лучшего способа для подающего немалые надежды молодому офицеру покончить с собой.

Генри Арнольд стал одним из первых пилотов в мире, и в Америке в частности. В школе на летном поле братьев Райт в Дейтоне кадеты начинали с азов – сперва осваивали простую авиационную терминологию, а затем наконец, учились летать на простейших летательных аппаратах того времени. В письме из штата Огайо, города Дейтона своему скептически настроенному старшему офицеру-связисту Генри Харли Арнольд докладывал о своих успехах: “Сэр, имею честь доложить о своих достижениях в освоении управлением самолета братьев Райт. За эту неделю я совершил 12 полетов с инструктором и 1 полет самостоятельно. Мое обучение под руководством инструктора завершено, и теперь все полеты будут совершаться мной в одиночку для получения опыта. С уважением, Генри Арнольд, 2-й лейтенант, 24-я пехотная дивизия”.

Арнольд был одним из первых американцев кто получил “крылья” – значок пилота вооруженных сил Соединенных Штатов Америки. Он всегда гордился этим символом, своим достижением, уважал его и наслаждался каждым полетом. Его инструктором был один из изобретателей самолета – Орвилл Райт. Он также был одним из первых курьеров в службе авиапочты США, в сентябре 1911 года был первым человеком в США, доставившим почту по воздуху. В 1912 году Генри Арнольд поставил рекорд по высоте полета – 6450 футов, это примерно 2083 метра. Получение им разнообразного опыта полетов выдвинуло Арнольда в первые ряды военной авиации, он вскоре осознал не только необходимость совершенствования конструкции самолетов, но также и повышение мастерства пилотов и летных экипажей. Став летным инструктором Генри Арнольд помог разработать программу, которая обучила целое поколение американских летчиков.

Когда в 1917 году Америка вступила в Первую мировую войну, большинство американцев еще не догадывались о военном потенциале авиации. И вот возникла немалая потребность в хорошо обученных летчиках. Их набирали из разных служб, умных, устойчивых к стрессу, с хорошей реакцией. Немалая потребность возникла в самолетах. Обязанностью Генри Арнольда стали административные проблемы, включая производство самих машин. В ходе Первой мировой войны Арнольд не участвовал в боях, а занимался лишь подготовкой пилотов. Арнольд освоил несколько важнейших уроков работая в тылу. Эти уроки очень пригодятся ему в будущем. Во-первых, он понял, что военная мобилизация процесс медленный. Разработка и производство летательных аппаратов как правило занимают годы, а не месяцы. Заказанные для войны самолеты и двигатели для них были изготовлены слишком поздно. Генри Арнольд для себя твердо решил, что Соединенные Штаты Америки больше не будут испытывать подобные нехватки. С окончанием Первой мировой американская нация впала в расслабленное состояние. В послевоенные годы Генри Арнольду и другим американским воздухоплавателям предстояло доказать значимость военно-воздушных сил для своей страны.


Генри Арнольд в кабине биплана на аэродроме Крисси Филд (Crissy Field), 1920 год.

Летчики зарождающихся военно-воздушных сил США принялись за работу. Они использовали какие-то старые немецкие линкоры, чтобы продемонстрировать прицельное бомбометание на море. Инженеры ВВС разрабатывали более безопасные парашюты, а летчики-асы ставили все новые рекорды скорости. Воздушные наблюдатели могли замечать лесные пожары еще до того, как они выходили из под контроля. Войска связи тем временем экспериментировали с фоторазведкой. Зимой 1932 года Генри Арнольд руководил сбрасыванием гуманитарной помощи занесенным снегом индейцам на северо-западе Соединенных Штатов Америки. Несмотря на равнодушие общества к военным делам в мирное время, Арнольд и другие его коллеги-воздухоплаватели постепенно создавали военно-воздушные силы своей страны. Это был военный флот, в который входили небольшие модернизированные самолеты, а также новые и все более мощные модели. При этом Арнольд несмотря ни на что сохранял в своей жизни равновесие. Даже с возрастом он все равно оставался жизнерадостным и полным оптимизма, каким его и узнали миллионы людей во всем мире.

В 1934 году первый новый самолет B-6 сошел со сборочного конвейера. Он представлял из себя цельнометаллический бомбардировщик с бомбовой нагрузкой в 2000 фунтов и самым быстрым в то время. Под командованием Арнольда B-6 предпринял дальний испытательный полет от столицы Соединенных Штатов – города Вашингтона до штата Аляска, чтобы определить выполнимость воздушных операций в этой части земного шара. Даже в этих северных экстремальных арктических условиях операция прошла безупречно. В 1938 году, за день до победы Гитлера в Мюнхене – передачи ему Судетской области Чехословакии, генерал-майор Генри Харли Арнольд был назначен главнокомандующим силами ВВС США. С самого начала на своем посту Арнольд стал доверенным советником Верховного Главнокомандующего – президента США. Рузвельт уважал и разделял его мнение, и они оба понимали, что настало время их стране строить и развиваться. Пока мир готовился ко Второй мировой войне, Соединенные Штаты отчаянно нуждались в штурмовой авиации, в истребителях, бомбардировщиках дальнего действия и быстрых перехватчиках. Помня об итогах Первой мировой войны, Генри Арнольд добился уровня производства летательных машин способного поддержать глобальный конфликт, в войну гораздо большего масштаба, чем мир когда-либо знал. Задача стояла громадная, но он помнил уроки братьев Райт – все возможно. Арнольд верил в это, несмотря на сопротивление тех, кто все еще верил, что океан – единственная и необходимая для США защита.

События в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года показали, что они, конечно, ошибались и сделали необходимость производства большого количества самолетов, а также людей для их обслуживания. Осознавая необходимое на это количество времени, денег и других ресурсов, Генри Арнольд неуклонно расширял учебную программу воздушных войск, согласовав рост личного состава с ростом парка военно-воздушной техники. Еще с 1939 года им владела мысль использовать гражданские летные школы для первой стадии обучения военных пилотов. Обучение в воздушных силах стало системным, к нему привлекались молодые парни разной профессии. Перед Арнольдом стояла огромная задача руководства американскими ВВС на международном поле боя. В начале Второй мировой отдельные операции уже предрекали будущую эффективность дальних бомбардировок. Дерзкий рейд американских бомбардировщиков на Токио, известный как “Рейд Дулиттла” был тщательно спланированной операцией, показавшей Японии, что такое настоящая война. Лидер этой успешной миссии Джеймс Дулиттл был радушно принят дома довольным начальником. Генри Арнольд всегда интересовался и гордился достижениями своих солдат, и старался чтобы они всегда знали об этом. В последующие месяцы, сражаясь с самолетами Люфтваффе, американские пилоты продемонстрировали храбрость и отвагу, которая сделала честь военно-воздушным силам и воодушевила нацию.

Он использовал каждую возможность навестить своих солдат. Арнольда всегда принимали с энтузиазмом и любовью. Этот командир был самым любимым и глубоко уважаемым в американской армии. Пока он строил американские ВВС, в его уме начала зарождаться новая идея. Теперь ему виделась мощь полетов дальних бомбардировщиков массивным строем. Каждый, как воздушная крепость, бомбящая позиции и города противника. Превосходство в воздухе – величайшая задача жизни Генри Арнольда. Вместе с шефом по производству он объезжал заводы и фабрики, со временем его репутация только росла. Предельно серьезный, но всегда добродушный – вот как Генри Арнольд вел дела. Воздушные силы – никто так не годился для разговора о них, как Генри Арнольд, или для того чтобы перейти от слов к действиям и превратить американские ВВС в самые сильные в мире. Его глубокое понимание значимости воздушного превосходства сделало его незаменимым на международных переговорах. Когда Союзники образовали единое целое, на конференциях от Вашингтона в США до Касабланки в Марокко, Арнольд высказался за массовые дневные рейды против городов и военных заводов Германии. План был встречен без энтузиазма. Британцы предпочитали ночные бомбардировки, так как темнота обеспечивала относительную безопасность. Арнольд, однако утверждал, что точные дневные бомбардировки могут нанести несравненно больший урон, чем ночные. В итоге, было принято решение, что американцы бомбят днем, а британцы ночью.

На долю Арнольда выпала координация самого разрушительного и решающего использования воздушных сил в этой войне – систематического уничтожения немецкой военной машины. Но участие Арнольда не ограничилось Германией. На Атлантике немецкие субмарины серьезно угрожали возможности Союзников снабжать свои армии. Арнольд приказал своим бомбардировщикам B-24 атаковать подлодки, и в итоге все меньше кораблей Союзников становились жертвами немецких “волчьих стай”. На Дальнем Востоке возникли другие проблемы. Арнольд рассмотрел с генералом Джефом Стилвеллом потребности этого фронта в помощи с воздуха. Здесь было решено, что сложный воздушный маршрут через горы Гималаи может обеспечить поток продовольствия в Китай. Эта операция, названная пилотами как “Перелет через хребет”, была одним из выдающихся достижений этой войны. Генри Арнольд, как командующий воздушными силами армии США, был членом союзнической верхушки, встречавшейся для обсуждения дальнейшего хода войны. На конференции в Каире в Египте, а затем в Квебеке в Канаде, Арнольду отдали должное за его проницательность и здравый смысл. Среди международных лидеров Генри Арнольд был не просто благодушным человеком с энциклопедическими знаниями самолетов и всего что относилось к военно-воздушным силам, он был первоклассным дипломатом на которого мог положиться американский Генеральный штаб. К этому времени его программа дневных бомбардировок была окончательно одобрена, и это было для Арнольда личной победой, которой он будет весьма доволен и которая ускорит успехи Союзников во Второй мировой войне. Из-за отчаянной нужды в экипажах для самолетов, Арнольд поддержал создание женского подразделения ВВС. Пилоты женской воздушной эскадрильи известные как “Осы”, перевозили грузы, а также самолеты через океан и обратно, обслуживали самолеты в тылу, освобождая множество мужчин для наземных боевых действий. На первой церемонии выпуска Арнольд был почетным гостем.


Генри Арнольд (в центре) на конференции в Дели 18 февраля 1943 года.

2 августа 1943 года 9-я воздушная армия совершила опасный рейд на низкой высоте на нефтяные месторождения в Плоешти в Румынии. Плоешти был большим источником драгоценного горючего для Гитлера, и 127 бомбардировщиков B-24 из Триполи нанесли ему весьма серьезный урон. К 1944 году программа по массовым высотным бомбардировкам начала набирать свою силу. Ежедневно тысячи стратегических бомбардировщиков и сопровождавшие их истребители пересекали территорию, захваченную немцами. Не было сомнений, что этот прием эффективен, но оставался вопрос, можно ли им будет пользоваться достаточно долго чтобы выиграть войну. Арнольд, еще давно запомнивший, что возможно все, нашел ответ – планирование. Он проследил, чтобы армия была непрерывно обеспечена пилотами, самолетами, горючим и бомбами. Он всем дал понять, что ничто не помешает его плану использовать военно-воздушные силы для победы над Германией. В итоге он достиг чего так желал – полного господства в воздухе. Союзнические бомбардировщики нападали на Германию, оставаясь неуязвимыми. На конференции в Потсдаме, где Большая Тройка сыграла последнюю для Европы игру, Арнольд помог спланировать окончательную победу в Азии, и после Потсдама Арнольд, все еще излучая сияние победы, признал вклад всех войск в победу над Германией. “Это вполне подходящий повод, поскольку сегодня мы отмечаем 38-ю годовщину военно-воздушных войск Соединенных Штатов. Именно сейчас наше новейшее из служб признает, как многим она обязана сухопутным войскам и военно-морским силам. Мы опускаем крылья перед их великими традициями, и именно сегодня хочется отдать честь всем тем, кто летает и делает полеты возможными, будь это люди самых разных профессий, из морской пехоты или флота, или гражданской авиации или военно-воздушных сил, ведь все они ковали победу в этой войне!”

Получив возможность полностью сосредоточиться на войне с Японией, он улетел на базы в Тихом океане. Дружелюбный и доброжелательный, он узнавал все что хотел, не прикладывая усилий. Человек тонкий и уравновешенный, он был в прекрасных отношениях со своими командирами и всегда чувствовал их проблемы. На Тихом океане Арнольд получил в свое распоряжение новое оружие, созданное под его же надзором – B-29, самый большой в мире самолет, так называемый “Суперфортресс” – “Суперкрепость” был первым межконтинентальным бомбардировщиком. Он мог пронести огромную бомбовую нагрузку несколько тысяч миль и благополучно вернуться на базу. Впоследствии именно он нес положившую конец войне атомную бомбу. Через 3 месяца после победы над Японией генерал Генри Арнольд ушел в отставку.

Два года спустя, в 1947 году его мечта осуществилась, министерство обороны США сделало ВВС самостоятельным родом войск наравне с армией и флотом. Генри Арнольд был единственным человеком в США обладающим 5-ю звездами сразу в 2-х родах войск – в армии и в ВВС. Генерал ВВС Генри Харли Арнольд за все время своей службы был награжден наградами 17-ти типов: орден “Солнце Перу”, орден Алауитского трона, медаль “За выдающиеся заслуги” (3), медаль военных заслуг, орден “Легион заслуг”, Крест летных заслуг, “Американская медаль за оборону”, Медаль победы во Второй мировой войне, Медаль победы в Первой мировой войне, Воздушная медаль, медаль “За службу на Американском театре военных действий”, медаль “За службу на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий”, орден “Южный крест”, медаль “За участие в военных действиях на Европейском, Африканском, Ближневосточном и Средневосточном театрах”, Рыцарь Большого Креста ордена Бани, Кавалер Большого Креста ордена Ацтекского орла, Кавалер Большого Креста ордена Почетного Легиона. Он ушел из жизни выполнив свое предназначение 3 года спустя, 15 января 1950 года и был похоронен на Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне. Но многое будет напоминать о вкладе Арнольда в развитии авиации. Заслуженно носит его имя конструкторский центр в Теннесси. Здесь инженеры ВВС смотрят далеко в будущее, разрабатывая технологии, которые позволят вооруженным силам США оставаться мощными и в 21 веке. Наверное, самый важный мемориал Арнольду – это военно-воздушная академия Соединенных Штатов Америки. Кадеты академии ВВС глубоко почитают человека, который умер задолго до их рождения, память о нем, в их усердии и преданности, а уровень требования академии во многом опирается на пример, поданный самым первым лидером военно-воздушных сил США.

 


 

Комментарии:

Обновлено 17.01.2015 10:37
 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

document.write("