Doolittle, James Harold "Jimmy" (Дулиттл Джеймс Гарольд), генерал-майор PDF Печать E-mail
Автор: Филипп Ташлинский   
03.01.2015 19:49

Будущий герой США, автор “Рейда Дулиттла”, генерал-майор авиации Джеймс Гарольд Дулиттл родился 14 декабря 1896 года в городе Аламеда, штат Калифорния, США. Его военная карьера летчика началась в Первую мировую войну в 1917 году, сам он в боевых действиях не участвовал. Он был одним из самых преданных провидцев авиационных полетов. В 1917 году, когда развитие авиации только набирало обороты, лейтенант Дулиттл решил записаться в авиационный отдел войск связи США, но в Первую мировую войну он не участвовал в сражениях, а был летным инструктором.

Среди своих пилотов, оставшихся в живых после войны, он очень быстро заслужил репутацию молодого сорвиголовы. Но у Дулиттла были основания для того, что на первый взгляд может показаться воздушным озорством. Он постоянно и методично удовлетворял свое врожденное любопытство и пытался выяснить на что способен сам и его самолет. Дулиттл в течение всей своей летной карьеры, садясь за штурвал самолета всегда будет взвешивать возможные последствия и воздушные трюки для него были лишь одним из способов определить грани возможного. Все эти качества, вместе с исключительными летными навыками, позволили ему выжить и сделали его идеальным человеком для послевоенной карьеры летчика-испытателя, где он поставил и побил множество мировых рекордов в авиации. Побитые рекорды придавали известности потенциалу военно-воздушных сил и удовлетворяли личную потребность Дулиттла преодолевать сложности.

“Я пролетел от пляжа Пабло-Бич в Джексонвилле, штат Флорида, до Сан-Диего, в Калифорнии, расстояние примерно в 2200 миль, за 22 часа 21 минуту. В 1931 году я пролетел от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка за 11 часов 15 минут. Тот первый полет был первым случаем, когда континент был пересечен менее чем за сутки. Второй же полет был случаем, когда континент был пересечен менее чем за полсуток.” – слова Джеймса Дулиттла в одном из интервью.

В 1925 году в Балтиморе, штат Мэриленд, Дулиттл сел за штурвал элегантного гоночного самолета “Curtiss”, соревнуясь с лучшими пилотами мира в престижной гонке гидросамолетов имени Шнайдера. Кропотливо разработав инновационную технику полета и входа в повороты, буквально пикируя, Дулиттл разбил мировую скорость полетов, летя со средней скоростью в 232 миль/час, опережая ближайшего соперника более чем на 33 миль/час. Восторг от подобных побед был конечно приятен, но для Дулиттла эти гонки имели гораздо более важную цель чем слава – “Эти рекорды и полеты имеют особое значение. Соперничество, наверное, всегда было высшим стимулом к совершенствованию, и данная конкуренция послужила таким стимулом. Были улучшены характеристики самолетов и повышена их безопасность, причем улучшения эти стали применяться в военной авиации, а косвенно и в гражданской”.

Внешне Дулиттл часто казался шумным и энергичным, а в глубине души всегда был преданным исследователем полетов, человеком, пытающимся преодолеть интеллектуальный разрыв между теорией и практикой, между тайными подсчетами инженеров аэронавтики и будничными полетами. В 1924 году во время серии чрезвычайно опасных испытательных полетов, Дулиттл выжал максимум из себя и из своего самолета. Эти испытания привели к первым достоверным научным измерениям, влияние ускорения на самолет и его пилота. Дулиттл представил подробный отчет по малоизвестному феномену временной слепоты пилотов. В 1927 году пилотируя истребитель “Curtiss” он в очередной раз превзошел себя и успешно совершил первую обратную петлю в истории. Это лишь немногое из многих достижений в летной карьере Дулиттла.


Лейтенант Дулиттл в задней кабине тренировочного самолета Consolidated NY-2 Husky, NX7918.

Получив одну из первых в Америке докторских степеней по аэронавтике в 1925 году, Дулиттл продолжил карьеру как старший летчик-испытатель на военном поле Райт, и в 1928 году его избрали руководителем лаборатории в Фулл-Флайт. Это заведение было посвящено изучению проблем полетов в сложных погодных условиях. В сентябре 1929 года, после месяца тщательной подготовки, Дулиттл совершил полет, который затем назовет одним из самых важных в своей жизни – “Я совершил первый слепой полет, первый совершенно слепой полет. Я пролетел предписанный маршрут опираясь лишь на приборы. И приземлился по приборам не видя ничего за бортом самолета. Сейчас это звучит не столь впечатляюще, но это привело к созданию 2-х инструментов: искусственного горизонта и гироскопа курса, которые нынче являются стандартным оборудованием на любом самолете”. Этот полет действительно был важной вехой в истории авиации, завершение эры так называемого инстинктивного полета.

Подобное достижение было рискованным. Дулиттлу однажды пришлось прыгать из подбитого самолета, находившегося в 500-х футов над землей. Это отразилось и на его военной карьере. Доктор наук и национальный герой к 1930 году Джеймс Дулиттл все еще оставался лейтенантом гражданских воздушных сил. С неохотой подав в отставку, он пошел работать на Шелл Оил в качестве управляющего различными авиационными проектами. Тем не менее покинув воздушные войска он не покинул кабину самолета. В 1931 году обтекаемый биплан “Laird Super Solution” был разработан специально для его участия в гонках Бендикс. Вылетев из штата Калифорния, он через всю страну промчался в Альбукерке, где остановился для заправки, и раньше всех пересек финишную прямую. Но и в этот примечательный день ему все было мало, через несколько минут он снова отбыл, на этот раз в штат Нью-Джерси. Этот незабываемый полет сделал его первым человек, пересекшим континент менее чем за полсуток. После 15 часов в жуткой кабине он вернулся домой.

В следующем году Дулиттл надеялся пилотировать улучшенную модель судна Super Solution на национальных авиа гонках в Кливленде, но аварийная посадка разбила эти надежды, пока ему в замену не был предложен другой самолет, опасный GB1, развивающий скорость до 300 миль/час был самым быстрым самолетом в небе. К несчастью, этот самолет был одним из самых опасных. Жутко нестабильный и непрощающий ошибок, этот самолет мог убить многих пилотов, решивших сесть за этот штурвал. Дулиттл будет вспоминать об этом самолете как о самом сложном на котором он летал. На этом самолете он побил новый мировой рекорд в 296 миль/час. Затем он выиграл одну из самых престижных авиа гонок, кубок Томпсона. При средней скорости на 10 миль/час выше, чем у своего конкурента и при 15-ти тысячной толпе зрителей, эта победа была пиком карьеры Джеймса Дулиттла. По иронии судьбы, это было его прощание с гоночным пилотированием. Он вполне удовлетворил свои гоночные амбиции и воздухоплавательный спорт сыграл свою заметную роль, к тому же, как он объяснил прессе, он еще никогда не слышал, чтобы человек занимающийся спортом умер от старости. И даже перестав быть в центре внимания страны, Дулиттл продолжал осуществлять важнейший вклад в будущее американской воздушной мощи.

В начале 30-х воздушные войска боролись за сохранение своего существования и пытались осуществить тогда еще новую идею о том, что в будущем значение воздушных сил сделает создание отдельной организации, независимого воздушного рода войск. В 1934 году Дулиттл был назначен в совет Бейкера, который разрабатывал будущую военную авиацию Америки. Очень часто он оставался в этом совете в одиночестве. Этот одинокий голос, однако, окажется необычайно пророческим. Несколько поездок в Европу в конце 30-х годов убедили его что грядут опасные времена.

Добровольно вернувшись на службу, Дулиттл воссоединился с воздушными войсками в июле 1940 года. Он был 45-ти летним подполковником, когда Соединенные Штаты потерпели самое унизительное поражение в своей истории – Перл-Харбор. Всего 3 месяца спустя группа отобранных пилотов-добровольцев под командованием Дулиттла начала тренироваться на летном поле Эглин во Флориде. Пилоты не были посвящены во все детали своей миссии, они лишь знали, что от них требуется поднять полностью загруженный бомбардировщик “Митчелл B-25” в воздух на высоту до 500 футов.


Подполковник Дулиттл с экипажами бомбардировщиков B-25, отобранными для бомбардировочного рейда на Японию. В руках Дулиттл держит японскую медаль, которую он прикрутит проволокой к 225-кг бомбе для "возврата японцам с процентами". Апрель 1942 года.

2 апреля 1942 года авианосец “Хорнет” отправился в плавание в Тихом океане. На борту рейдеры Дулиттла были проинформированы о своей миссии – проследовать к точке в 450-милях к востоку от Японии и совершить то, что еще не делалось никогда – запустить бомбардировщик весом в 14 тонн с авианосца. Каждый из 16-ти самолетов B-25 под командованием Джеймса Дулиттла во время рейда на Японию мог нести 3 пятисотфунтовые бомбы и одну зажигательную бомбу. По плану им предстояло сбросить свои бомбы на Токио и затем проследовать к аэродромам в Китае. По пути к месту вылета 80 пилотов были подробно проинструктированы об их миссии. Они старались держать форму и проводили шуточные церемонии, привязывая японские медали к 500-фунтовым бомбам чтобы вернуть их владельцам, да еще и с процентами. Все тщательное планирование пошло насмарку ранним утром 18 апреля.

В 200-х милях от намеченного запуска, конвой авианосцев заметил патруль японских кораблей. Корабли были уничтожены, но не ясно было успели ли они доложить о замеченных американцах. Адмирал Хелси, командир конвоя, не мог рисковать своими авианосцами следуя дальше в японские воды. После совета с Дулиттлом, бомбардировщикам был дан приказ взлетать немедленно. Это значило, что Дулиттлу и его B-25-м предстояло пролететь дополнительные 250 миль до своей цели. Даже будучи полностью заправленными, их шансы достичь Китая были более чем малы. В 8:20 утра передний самолет Дулиттла стоял в готовности на палубе вместе с остальными B-25-ми позади него, причем последний чуть не взвешивался за борт. Имея всего лишь сотню футов в запасе Дулиттл стал первым пилотом, спустившим с палубы авианосца средний бомбардировщик. Под возгласы экипажей самолеты одни за одним взлетали в небо и рейдеры отправились на свою миссию. Из-за жуткой погоды и недостатка горючего, ни один из B-25 не смог добраться до аэродромов в Китае. Сразу после рейда, когда экипажи были разбросаны, а самолеты потеряны, Дулиттл решил, что миссия закончилась страшным провалом. Он ошибался.

Военный эффект рейда был минимальным, и хотя нанесенные повреждения были устранены всего за несколько дней, японцы почувствовав вкус войны на собственной земле пришли в ужас. Из 72-х пилотов, участвовавших в “Рейде Дулиттла” под его командованием, 8 человек попали в руки японцев и были осуждены на смертную казнь за военные преступления против японцев. Император Японии Хирохито помиловал 5-х пилотов, один из которых скончался в тюрьме от пыток. В Китае Дулиттла и выживших пилотов чествовало китайское правительство, и помогло им бежать, а когда они вернулись в Соединенные Штаты их встречали как героев. Подполковник Джимми Дулиттл получил от Конгресса США и самого президента Франклина Рузвельта Медаль Почета и повышение до звания бригадного генерала. В ответ на это японская армия за 4 месяца террора отомстила за рейд Дулиттла, убив 250 тысяч китайцев, за то, что те помогли бежать Дулиттлу и его людям.

После получения звания бригадного генерала первым большим заданием Дулиттла было командование 12-й воздушной армией, готовящейся к операции “Torch” – “Факел”, высадке во Французской Северной Африке – Марокко и Алжире. Его первостепенной задачей было предотвратить поставки немецких запасов, персонала и сырья в Тунис и не позволить вражеским солдатам выбраться из Африки. Его войска выполнили свою миссию очень эффективно. По мере приближения к концу кампании в апреле 1943 года, теперь уже генерал-майор Дулиттл оценил положение так: “Битва за Тунис окончена, это была тяжелая битва, но она явила собой первую фазу этой операции, это был лишь первый мелкий шаг. Главной задачей станет крупномасштабная воздушная операция против Германии”. Во время североафриканской операции Дулиттл получил прозвище “Летающий генерал”. Он взял за правило часто летать на боевые задания со своими подразделениями, чтобы полностью понять напряжение в котором они работали.

В январе 1944 года Дулиттл, ныне генерал-лейтенант, был назначен командовать могучей 8-й воздушной армией, перенесшей войну в самое сердце гитлеровской Германии. Сначала потери бомбардировщиков были огромными, тогда они просто пролетали над своими целями, выбрасывали бомбы и улетали как можно быстрее. Поврежденные самолеты, которые не могли держать строй, доставались истребителям Люфтваффе. Вскоре после принятия командования, Дулиттл издал спорный приказ, согласно которому скорость всех самолетов должна быть снижена, чтобы даже самые медлительные самолеты не отставали. Экипаж бомбардировщиков должен был летать при этой скорости крайне тесным строем, чтобы можно было использовать общую огневую мощь строем для защиты поврежденных самолетов. Несмотря на возражения экипажей бомбардировщиков, нововведение Дулиттла спасло в итоге множество жизней и если это решение было просто не популярным среди летчиков, то последующими директивами Дулиттла они были просто взбешены. Весной 1944 года было приказано чтобы Союзники достигли воздушного превосходства в Западной Европе, ввиду предстоящего вторжения в Нормандию. До тех пор задачей истребителей 8-й воздушной армии было сопровождение тяжелых бомбардировщиков. Идя на очередной обдуманный риск, Дулиттл сказал, что теперь их задачей было уничтожить воздушные силы Германии. Это важнейшее решение требовало исключительной отваги, в случае поражения истребителей Дулиттл рисковал не только своей карьерой, но и подвергал опасности жизни экипажей бомбардировщиков.


Генералы Спаатц, Бергере и Дулиттл на фоне самолетного ангара. Фотография сделана во время процедуры передачи 13 самолетов Р-40F от американских ВВС частям GC II/5 ВВС Свободной Франции в Северной Африке 9 января 1943 года.

Некогда считавшийся героем и провидцем, теперь он считался убийцей молодых людей. Непоколебимый Дулиттл верил, что если направить истребители против самолетов Люфтваффе, находящихся в воздухе и на земле, бомбардировщики в итоге выиграют. В первые месяцы 1944 года группы истребителей 8-й армии бушевали в небесах над Западной Европой давали волю ярости против немцев, уничтожая их в небесах и на земле. Рискованная игра Дулиттла, которую он позже считал своим главным военным решением, принесла огромный выигрыш. Когда настал день высадки, он пролетел над пляжами Нормандии, и за час полета не заметил ни одного немецкого самолета. Превосходство в воздухе было достигнуто и в последующие месяцы 8-я воздушная армия Дулиттла помогла заставить немцев подчиниться и наконец, сдаться.

Даже уйдя в отставку в 1946 году, Дулиттл не остался без дела и никогда не утратил чувство долга. Джимми Дулиттл не почивал на лаврах, его так называемая отставка была наполнена действиями и достижениями. Для миллионов американцев он был Мистером Авиация, и никто в послевоенной Америке не мог столь убедительно говорить от лица военно-воздушных сил. После войны он сыграл большую роль в формировании научно-исследовательского направления ВВС, предвестника современной системы управления ВВС. И даже будучи гражданским он продолжал служить экспертом в недавно учрежденных, и наконец ставших реальностью, военно-воздушных сил США. Затем он занял пост председателя научно-экспертной комиссии воздушных сил, это произошло в важнейший период, когда страна делала первые пробные шаги в освоении космоса. Он был также последним председателем национально-консультативного комитета по аэронавтике – НАКА, который постепенно трансформировался в НАСА. Однако от должности первого администратора НАСА он отказался.

В 1961 году приближаясь к своему 65-летию бывший испытатель-сорвиголова закончил свою летную карьеру. Хотя Дулиттл наконец покинул кабину самолета, он так и не утратил любви к полетам и не бросил увлечение авиацией, он часто и с интересом посещал военно-воздушную базу Эдвард, где авиация стремилась в будущее, а он мог снова общаться с летчиками-испытателями, с которыми его связывало глубокое и прочное родство душ. История его жизни - это история развития авиации. За весь период своей службы он был удостоен следующих 10-ти наград: Медаль Почета, Президентская медаль Свободы, Крест летных заслуг, Воздушная медаль, Серебряная звезда, Бронзовая звезда, медаль “За Азиатско-Тихоокеанскую кампанию”, медаль “За Европейско-Африканско-Ближневосточную кампанию”, Орден Бани и звание Великого офицера ордена Почетного Легиона. Джеймс Гарольд Дулиттл прожил очень долгую жизнь и умер в возрасте 96 лет 27 сентября 1993 года в штате Калифорния.

 

Комментарии:

Обновлено 03.01.2015 21:03
 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

document.write("