Средние бронеавтомобили БА-27 и БА-27М PDF Печать E-mail
27.01.2015 06:50


Бронеавтомобиль БА-27.

Работа над первым советским бронеавтомобилем началась в 1926 году на московском заводе АМО. Ведущим конструктором был Е. И. Важинский. Разработка чертежей нового бронеавтомобиля была поручена члену артиллерийского комитета АУ РККА А. Рожкову. В качестве базы планировалось использовать модернизированное шасси автомобиля АМО-Ф15. Выбора, собственно, и не было. На тот момент он являлся единственным серийным советским грузовиком.

По выверенным расчетам выходило, что боевая масса броневика превышала полную массу базового автомобиля на одну тонну. Чтобы шасси справлялись с возросшей нагрузкой, было решено усилить раму, рессоры и заменить шины. Были доработаны система охлаждения двигателя и механизм сцепления. Ацетиленовые фонари наружного освещения заменили на электрические, заводную ручку - на электростартер, установили дополнительный бензобак для увеличения запаса хода. Усовершенствованное шасси получило обозначение АМО-Ф-15СП (СП = специальное).

Летом 1927 года готовый технический проект и образец испытанного шасси вместе с проектом и макетом бронекорпуса Б-27 отправили на Ижорский завод в Колпино. Там следовало собрать бронекорпус. Финальная сборка целого первого опытного образца нового бронеавтомобиля началась в начале 1928 года на заводе АМО. Весной его отправили на испытания.

В заключительной чисти отчета о результатах испытаний значилось следующее:
"На основании проведенных предварительных испытаний комиссия отмечает:
1. Выбор для бронирования из числа машин, изготовляемых внутри страны, транспортного и военного типа, шасси 1,5-тонного грузовика АМО Ф15 наивыгоднейшим образом обеспечивает организацию снабжения, ремонта, пополнения личным составом и разворачиванию автобронетанковых частей.
2. Проведенные переделки в стандартном шасси обеспечивают удобство обслуживания машины и не вызывают высоких расходов на приспособление этого шасси под броню.
3. Кузов броневой машины вполне жесткой конструкции может быть изготовлен заблаговременно, отдельно от шасси, и достаточен по размерам для размещения экипажа, вооружения и боеприпасов. При намеченном расположении наблюдательных щелей и люков броневой кузов обеспечивает удовлетворительное наблюдение за полем боя.
4. Размер пулеметного боекомплекта достаточен для ведения огня короткими очередями в течение 35-40 минут, а пушечного для успешного обстрела 5-6 целей на расстоянии до 1 км.
5. Запас горючего обеспечивает возможность движения машины на расстояние до 350 км.
Признавая на основании вышеизложенного машину отвечающей своему назначению, комиссия находит необходимым производство следующих дополнений и вооружений.
Помощника шофера и шофера заднего руля вооружить пистолетами-пулеметами, для чего броневик мог одновременно вести обстрел трех целей. Артиллерийскому управлению необходимо теперь же приступить к следующим работам по:
а) улучшению охлаждения пулеметов системы Дегтярева с целью обеспечения возможности беспрерывного ведения огня магазинами не менее чем по 1000 выстрелов;
б) усовершенствованию шаровой пулеметной установки;
в) оборудованию шаровой установки и маски пушки оптическими прицелами.
Артиллерийскому управлению следует по сходе снега организовать испытание машины длительным пробегом не менее 500 км как по шоссе, так и по разнообразным грунтовым дорогам на проходимость и выносливость."

После окончания испытаний опытный образец был возвращен на завод для дальнейших работ. С 6 июня по 3 июля 1928 года прошли т.н. "генеральные испытания". В акте этого испытания говорилось следующее:
"Из осмотра подготовленной к пробегу броневой машины выяснилось, что за время перерыва между предварительным и генеральным техническими испытаниями по распоряжению Артиллерийского комитета на броневой машине были произведены следующие работы, предусмотренные в акте предварительного технического испытания:
1. установлено стандартное укрытие радиатора;
2. установлено открытие крышки грибка в сторону обратную, направлению вооружения;
3. снята коробка, предназначавшаяся для большого прожектора и взамен ее поставлен лист с отверстием для малого прожектора (зухера), располагаемого внутри орудийно-пулеметной башни и прикрываемого откидным броневым щитком;
4. внесены изменения в бронирование мотора, допускающие снятие последнего без снятия броневого корпуса;
5. изменены пятки домкратов, вывешивающие орудийно-пулеметную башню на походе;
6. бензопроводка оборудована на две магистрали;
7. установлено стандартное электрооборудование машины;
8. сиденья понижены на 50 мм;
9. передний пост управления оборудован спинным упором.
После указанных переделок вес броневой машины в полном боевом снаряжении с командой в 4 человека равен 4400 кг.
Испытание броневой машины было произведено по заранее выбранному маршруту на дистанции 627 км, из которых 567 км машина прошла по шоссе и 60 км по грунту.
За время испытания была сломана одна передняя рессора и расплющены три шатунных подшипника. Поломки к дефектам машины отнести нельзя, так как они случайного происхождения.
Проходимость броневой машины равна проходимости груженого 1,5-т грузовика. По грунтовым дорогам в плохом их состоянии машина нуждается в помощи другой машины и людей.
Наблюдение из машины за дорогой требует улучшения, а за окружающей местностью - удовлетворительно.
Четыре человека команды в машине размещены удобно. Размещение световых точек, как в машине, так и вне ее, удовлетворительное. Необходимо внутри машины световые точки иметь с синими стеклами.
Понижение сидений на 50 мм и оборудование переднего поста управления съемным спинным упором в значительной степени повысило удобство управления машиной. Необходимо и сиденью заднего шофера дать откидную спинку.
Машина обеспечена горючим на 180-200 км движения по шоссе и на 100 км по плохой грунтовой дороге. Броневой кузов придает шасси гораздо большую жесткость, благодаря чему как мотор, так и трансмиссия находятся в более выгодных условиях службы, чем таковые же на полуторатонном грузовике АМО-Ф15. Принимая во внимание вышеперечисленное, Комиссия считает, что броневая машина БА-27 генеральные технические испытания выдержала и к возбуждению ходатайства перед РВС СССР о принятии ее на вооружение препятствий не встречается".


Бронеавтомобиль БА-27, вид сбоку и сверху.

В итоге 24 октября 1928 года на вооружение РККА была принята броневая машина "АМО" образца 1927 года с обозначением БА-27.

Корпус боевой машины клепаной конструкции имел противопульную броневую защиту. Толщина лобовой, бортовой и кормовой брони была ровна 8 мм, крыши - 5 мм и днища - 3 мм. Первая партия серийных БА-27 в числе 55 единиц получила бронелисты толщиной 4-7 мм. Для увеличения защищенности лобовые и кормовые листы располагали под большими углами наклона. Для наблюдения служили смотровые щели с заслонками. В шестигранной клепаной башне, такой же, как у легкого танка МС-1, устанавливалась 37-мм пушка "Гочкисс" с боекомплектом из 40 выстрелов и 7,62-мм пулемет ДТ с боекомплектом 2016 патронов. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 35 л.с. давал возможность бронеавтомобилю развивать скорость до 30 км/ч. Боевая масса доходила до 4,4 тонн.

Из любопытных решений стоит отметить систему охлаждения двигателя. На грузовике АМО-Ф15 в роли вентилятора использовался маховик двигателя диаметром 600 мм, который засасывал воздух в подкапотное пространство через радиатор. В боевой обстановке радиатор БА-27 закрывался бронедверцами и возникала опасность перегрева. Чтобы решить эту проблему дверцы снабдили воздухозаборниками, прикрытыми броневыми козырьками.

Весной 1930 года один образец БА-27 отправили на 2-й автосборочный завод в Москве. Там была собрана модификация бронеавтомобиля на шасси грузовика "Форд-АА" с двигателем мощностью 40 л.с. и массой 4,1 тонн. С увеличением мощности и уменьшением массы увеличилась и максимальная скорость, достигнув 50 км/ч при запасе хода 270-300 км. Однако в серийное производство этот вариант запущен не был.

В декабре 1931 года на заводе МОЖЕРЕЗ был спроектирован железнодорожный ход для БА-27, для перевода на который служило специальное переносное устройство в виде домкрата с поворотным механизмом. Для того, чтобы иметь возможность прицеплять броневик к железнодорожному составу устанавливалось специальное буферно-сцепное устройство.


Горящий БА-27М.

Летом 1937 года на рембазе №2 НКО начали переставлять бронеавтомобили на шасси грузовиков ГАЗ-ААА. Встледствие этого масса машины увеличивалась до 4,5 т, скорость - до 48 км/ч. Увеличили емкость топливных баков до 150 литров, запас хода также возрос до 415 км. До марта 1938 года все БА-27 были переставлены на шасси ГАЗ-ААА. Эта модификация часто упоминается как БА-27М.

В Красной Армии бронеавтомобили БА-27 впервые появились в 1929 году и использовались в боях против басмачей в Средней Азии. В войсках ОГПУ в этой регионе имелось три бронедивизиона по 12 БА-27 в каждом. Например, с 1 сентября по 20 октября 1931 года один из них поддерживал части отдельной узбекской сводной бригады, которая вела бои с бандой Бекджан-хана в Хорезмском оазисе.

Вопреки распространенному мнению, броневики БА-27 не участвовали ни в вооруженном конфликте на КВЖД, ни в боях на Халхин-Голе, хотя они были на вооружении Монгольской народно-революционной армии. Если они и применялись в боях с японцами, то сведения об этих боевых эпизодах крайне редки.

Во время советско-финской войны в составе 117-го отдельного разведывательного батальона 163-й стрелковой дивизии имелось среди прочих машин два БА-27М. Оба бронеавтомобиля были захвачены финнами.

Бронеавтомобили БА-27М также принимали участие в приграничных сражениях Великой Отечественной войны. 37-мм снарядов для их орудий было крайне мало, машины были довольно быстро выведены из строя. Броневики БА-27М внесли свой вклад и в оборону советской столицы. Так, в 18-ю танковую бригаду в октябре 1941 года направили две такие машины. Одна из них 21 октября вместе с ремонтным взводом бригады обороняла дорогу Тархово - Петровское, где сгорела вместе с экипажем в неравном бою. Еще две БА-27М состояли в 20-й танковой бригаде, хотя вскоре обе были потеряны. Одна из них уже во время контрнаступления 22 декабря 1941 года была подбита в бою за город Рузу. Больше всего этих броневиков сохранилось в советских войсках на Дальнем Востоке.


Немецкие танкисты осматривают брошенный БА-27М.

 

Тактико-технические характеристики БА-27М:
боевая масса - 4,5 т;
экипаж - 4 человека;
длина - 4830 мм;
ширина - 1930 мм;
высота - 2540 мм;
база - 3200 мм;
колея - 1405/1420 мм;
дорожный просвет - 240 мм;
вооружение - 37-мм пушка ПС-1 обр. 1927 и 7,62-мм пулемет ДТ обр. 1929;
боекомплект - 40 выстрелов для пушки, 2016 патронов;
бронирование - 8 мм лоб, борт, корма и башня, 5 мм крыша, 3 мм днище;
двигатель - 4-цилиндровый ГАЗ-АА, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об./мин., объемом 3280 см3;
трансмиссия - однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, карданная передача, главная передача, механические тормоза;
ходовая часть - колесная формула 6 х 4, размер шин 6,50 х 20, подвеска на полуэллиптических рессорах;
максимальная скорость - 48 км/ч;
запас хода - 415 км;
преодолеваемые препятствия - угол подъема 23 гр., ширина рва 0,45 м, высота стенки 0,3 м, глубина брода 0,6 м.

 


 

Источники:
1. "Русские танки" № 108'2014..

 

Комментарии:

 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

document.write("