Средние бронеавтомобили БАИ, БА-3 и БА-6 PDF Печать E-mail
05.01.2015 22:06


Средние бронеавтомобили БАИ на параде.

Благодаря развитию советской автомобильной промышленности в начале 1930-х годов был налажен выпуск большого количества бронеавтомобилей различных классов. Наиболее массовыми среди них были пушечные машины среднего класса, созданные Ижорским заводом с использованием трехосных шасси Горьковского автозавода.

 

История создания
Работы начались в СССР в начале 1930-х годов. Первоначально конструкторы рассчитывали на шасси американского коммерческого грузовика "Форд-Тимкен", который стал поступать в Советский Союз в 1931 году. Осенью 1931 года на рембазе № 2 НКО в Москве на это шасси установили бронекорпус бронеавтомобиля БА-27. Вслед за первым последовали еще несколько броневиков, получивших обозначение БА-27М. Тем временем на Ижорском заводе с использованием того же шасси было выпущено 15 бронеавтомобилей А-13 проекта Н. И. Дыренкова. Тем не менее ни та, ни другая машина по своим характеристикам не удовлетворяли требований.

В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А. Д. Кузьмина разработали бронеавтомобиль БАИ (И - ижорский). Также использовалось трехосное шасси "Форд-Тимкен", правда немного укороченное в задней части. Корпус БАИ был полностью сварным, по бортам и в кормовой части располагались двери для посадки экипажа. Водитель вел наблюдение за дорогой через прямоугольный люк в лобовом листе корпуса, в боевой обстановке закрывавшийся крышкой со смотровой щелью. Лючки со смотровыми щелями в крышках имелись в задней и бортовых дверях, а также в кормовом листе корпуса.

В цилиндрической сварной башне оригинальной конструкции устанавливались 37-мм танковая пушка ПС-1 (боекомплект 34 выстрела) и пулемет ДТ в шаровой установке. Еще один пулемет ДТ помещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. Боекомплект пулеметов состоял из 48 дисков (3024 патрона), уложенных в специальные стеллажи на бортах боевого отделения.

Командир бронеавтомобиля размещался в башне, сидя в петле из брезентового ремня. Масса БАИ составляла 3,86 т. Толщина броневой защиты корпуса и башни колебалась в пределах от 4 до 8 мм. Силовая установка была представлена двигателем "Форд" мощностью 40 л.с. Машина оснащалась фордовской коробкой передач и демультипликатором. Максимальная скорость движения достигала 63 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.


Бронеавтомобиль БА-3, вид с кормы корпуса.

5 августа 1932 года опытный образец БАИ доставили на полигон для испытаний, хотя уже было принято решение о серийном выпуске. Был выделен Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) в городе Выкса Горьковской области. В 1933 году это предприятие смогло изготовить только 90 бронемашин БАИ, а в 1934 году еще 19.

В конце апреля 1933 года Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель - БА-3. На 50 мм была удлинена корма, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка, а на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Корпус крепился на шасси автомобиля "Форд-Тимкен" с помощью 10 кронштейнов, которые через резиновые прокладки прикручивались болтами к лонжеронам шасси.

Тем не менее главным отличием новой машины стала башня с вооружением. БА-3 получил башню от танка Т-26 с толщиной брони, уменьшенной до 8 мм, со штатным вооружением, включавшим в себя 45-мм пушку 20К образца 1932 года (боекомплект 60 выстрелов) и спаренный пулемет ДТ. Прицельные приспособления состояли из телескопического прицела ТОП. Боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок - гнезда на 12 снарядов (по 6 на сторону) и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении - еще 8 гнезд (по 4 на cторону). В 4 стелдажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ. Боевая масса БА-3 составляла 5,82 т, экипаж состоял из 4 человек. Двигатель "Форд" мощностью 40 л.с. позволял двигаться со скоростью 60 км/ч.

В июне 1934 года бронеавтомобиль БА-3 с проходил испытания на полигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. В ходе испытаний машина развила по асфальтированному шоссе скорость 70 км/ч. По сухой же проселочной дороге максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Двигатель при этом сильно перегревался, поэтому было рекомендовано улучшить систему охлаждения. Требовала усиления и передняя подвеска. В остальном серьезных недостатков замечено не было. Из заключения комиссии следовало, что "бронеавтомобиль показал хорошие качества, необходимые для боевой машины и вполне пригоден для оснащения РККА".

Главным по выпуску средних бронеавтомобилей стал Ижорский завод. К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА. В 1938-1940 годах все бронеавтомобили БАИ и БА-3 переставили на шасси ГАЗ-ААА.


Бронеавтомобиль БА-6 жд на Волховском фронте, август 1942 года.

На базе ГАЗ-ААА Ижорский завод вскоре разработал новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально не отличалась от БА-3. Внешне ее можно было узнать по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 -1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. На этом бронеавтомобиле впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Масса БА-6 была уменьшена до 5,12 т. На БА-6 был установлен карбюраторный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин четырехступенчатая коробка передач и демультипликатор.

Летом 1936 года был разработан вариант бронеавтомобиля с радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной. Ее смонтировали в кормовой нише башни. Было изготовлено и небольшое количество броневиков этого типа в варианте БА-6 жд. При перестановке с обычного на железнодорожный ход на переднем и заднем мостах машины вместо пневматиков устанавливали железнодорожные скаты специальной конструкции. Рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-6 жд развивал по железной дороге скорость до 55 км/ч.

 

Боевое применение
В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. Всего в бригаде состояло 80 средних и 30 легких броневиков. Три таких бригады, 7, 8 и 9-я, принимали участие в боях с японскими войсками у реки Халхин-Гол.

С декабря 1936 года и вплоть до свертывания советской военной помощи в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БАИ и 80 БА-6. Одним из первых соединений республиканской армии, получившим эти боевые машины, стала 1-я бронетанковая бригада под командованием Д. Г. Павлова, принимавшая участие в тяжелых боях под Мадридом в январе 1937 года. К лету 1937 года в составе испанской республиканской армии была сформирована бронеавтомобильная бригада. В декабре 1937 года до 30 бронеавтомобилей БА-6 с испанскими экипажами участвовали в наступлении на Теруэльский выступ - последней крупной и успешной операции республиканцев. Бронеавтомобили БА-6 находились на вооружении и Монгольской народно-революционной армии. Укомплектованные ими бронедивизионы 6-й и 8-й монгольских кавалерийских дивизий принимали участие в вооруженном конфликте у реки Халхин-Гол весной-летом 1939 года.

Большинство средних броневиков находилось в частях Красной армии, преимущественно на Дальнем Востоке. Например, в составе 57-го Особого корпуса, дислоцировавшегося на территории Монголии и развернутого позже в 1-ю армейскую группу, по состоянию на 1 февраля 1939 года насчитывалось 203 таких машины. Около половины из них были БА-3 и БА-6. В мае боевые машины этого типа приняли участие в первых боях с японцами в районе Халхин-Гола. 20 мая стрелково-пулеметный батальон 9-й мотобронебригады при поддержке 35 БА-6 и БА-10 атаковал маньчжурский кавалерийский отряд, перешедший монгольскую границу. В ходе боя пехота отстала и бронемашины, действуя самостоятельно, выбили маньчжурскую кавалерию с песчаных сопок и преследовали до границы, разгромив при этом штаб кавалерийского полка. При преследовании противника четыре бронемашины БА-6 застряли в песчаном грунте и были расстреляны японской артиллерией.

Наиболее массово бронеавтомобили всех типов применялись 3 июля 1939 года в боях у горы Баин-Цаган. В сражениях июля - начала августа 1939 года части мотоброневых бригад поддерживали пехоту, действуя в ее боевых порядках. Так, 11 июля рота из 11 бронемашин БА-6 и БА-10 огнем с места поддерживала стрелково-пулеметный батальон. К 20 июля 1939 года в войсках 1-й армейской группы (не считая монгольских войск) было 9 машин БА-3 и 62 БА-6. Общие же потери к концу боевых действий составили 8 БА-3 и 44 БА-6. В отчетах указывалось, что броня этих машин легко пробивается 13,2-мм японской крупнокалиберной пулей.

Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 принимали участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне. На 1 января 1941 года в частях Красной армии насчитывалось 77 бронеавтомобилей БАИ, 96 БА-3 и 219 БА-6. При этом большинство из них находилось в Закавказье и на Дальнем Востоке. В действующей армии эти боевые машины встречались как минимум вплоть до середины 1942 года.

В заключение следует отметить, что на момент создания и даже в начальный период Второй мировой войны эти бронеавтомобили были наиболее тяжеловооруженными в мире. Однако, опыт боевых действий показал, что использовать их на переднем крае практически невозможно по причине низкой проходимости. К существенным изъянам можно отнести слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления.

 

Тактико-технические характеристики БА-6:
боевая масса - 5,12 т;
экипаж - 4 человека;
длина - 4900 мм;
ширина - 2070 мм;
высота - 2360 мм;
база - 3340 мм;
дорожный просвет - 240 мм;
вооружение - 45-мм пушка 20К обр. 1932 года и два 7,62-мм пулемета ДТ обр. 1929 года;
боекомплект - 60 выстрелов на пушку и 3276 патронов;
бронирование - лоб и борта 8 мм, корма 6-8 мм, крыша и днище 3-6 мм, башня 8 мм;
двигатель - ГАЗ-АА, карбюраторный, 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный жидкостного охлаждения;
мощность - 40 л.с. при 2200 об./мин.;
сорт топлива - бензин 2-го сорта;
запас топлива - 65 л;
число передач КПП - 4+1;
число передач демультипликатора - 2;
главное сцепление - однодисковое сухое;
тип тормозов - колодочные;
колесная формула - 6 х 4;
размер шин - 6 х 32;
максимальная скорость - 43 км/ч;
средняя скорость по шоссе - 32 км/ч;
средняя скорость по проселку - 20 км/ч;
запас хода по шоссе - 197 км;
запас хода по проселку - 130 км;
удельное давление - 3,58 кг/см2 (передние колеса), 3,33 кг/см2 (задние колеса);
угол подъема - 20 град.;
угол крена - 15 град.;
радиус поворота - 6,9 м. (влево), 7,8 м. (вправо).


 

Источники:
1. "Русские танки" № 106, 2014.

 

Комментарии:

Обновлено 05.01.2015 22:51
 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.