Дакарская (Сенегальская) операция, 23-25 сентября 1940 года PDF Печать E-mail
Автор: Филипп Ташлинский   
23.01.2015 05:30


Башни главного калибра линкора "Ришелье" с 380-мм орудия.

Дакарская (Сенегальская) операция, также известна как "Операция Угроза" - стратегическая военная операция военно-морских и сухопутных сил режима Виши с одной стороны, и сил "Свободной Франции" и Великобритании, с другой. Военная операция проходила с 23 по 25 сентября 1940 года.

Когда для британцев стало ясно, что Касабланка, крупнейший порт в Марокко, недоступен для них, ввиду большого влияния режима Виши и мощного военно-морского флота Виши, то они начали планировать операцию по взятию Дакара. Дакар был построен в 1857 году под руководством французских колониальных властей в классическом французском колониальном стиле, за несколько десятилетий он так изменился в размерах и по планировке, что его стали именовать "африканский Париж". Стратегическое значение Дакара было важно тем, что он имел самую крупную якорную стоянку в западной части африканского континента, и как следствие, был естественной базой для подводных лодок, которые могли угрожать британским морским судам.

Захват Союзниками Дакара был необходим по нескольким причинам. Во-первых, Дакар был крупным портом в Западной Африке на побережье Атлантического океана, а океанские пути вокруг африканского континента были важны для британцев. Ввиду вступления Италии в войну против Британской Империи, итальянские подводные лодки и надводный флот были преградой для переправки по Средиземному морю в британский Египет подкреплений, боеприпасов и техники из метрополии (Великобритании), поэтому грузы с ценными военными материалами британцы отправляли кружным путем вокруг Южной Африки. На тот момент войны это было более безопасно. Во-вторых, генералу Шарлю де Голлю главе "Свободной Франции" необходимо было объединить под своими знаменами как можно больше территорий французской колониальной империи, прежде всего Центральной и Западной Африки, большая часть этих земель либо находилась под контролем французского правительства Виши, либо сохраняла нейтралитет, после поражения Франции и захвата немцами Парижа в июне 1940 года. В значительной степени за начало операции Угроза выступал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, генерал де Голль поддержал его. Эта операция имела для Союзников больше политическое значение, чем военное. Несмотря на тщательную подготовку и осторожные действия англичан и "свободных французов" в отношении жителей и французских военных Дакара, операция Угроза (установление контроля над Дакаром) терпит провал. Союзникам не удалось взять Дакар под свой контроль и он остался за силами Виши.

Операция по захвату Дакара была с самого начала обречена на неудачу. Все началось с того, что была получена неверная разведывательная информация. Согласно этой информации, 70% населения Дакара поддерживало генерала де Голля и "Свободную Францию" и были настроены дружелюбно по отношению к британцам, 20% населения сохраняло нейтралитет и хотело чтобы их оставили в покое, и только 10% были сторонниками французского режима Виши. Эта информация была получена от агента в Дакаре. Также по оценке британцев, "большая часть дакарских офицеров симпатизирует генералу де Голлю и "Свободной Франции". Все это было неправдой. Мерс-эль-Кебир уже изменил на тот момент отношение жителей французских колоний к британцам. (События в Мерс-эль-Кебире были частью операции "Катапульта" - уничтожение или обезвреживание части французского военно-морского флота, для того чтобы он не попал в руки немцев или итальянцев, и не использовался в войне против Британии. Мерс-эль-Кебир был крупнейшим портом в Алжире, он был средоточием французского флота, в ходе британской атаки были убиты около 1300 французских моряков и офицеров флота).

В Дакаре находился линкор "Ришелье" на капитальном ремонте, пострадавший от торпедной атаки британских самолетов, и экипаж корабля рассказал жителям Дакара и генерал-губернатору Пьеру Буассону, что же произошло в Алжире. В итоге, после этого, накануне операции "Угроза" только 20% жителей Дакара поддерживало движение де Голля, 50 процентам было все равно, а 30% были готовы сражаться насмерть за режим Виши. И то, те 20 процентов что поддерживали де Голля, были в основном торговцы и коммерсанты, которые стремились любыми способами продать свои товары. Они преследовали прежде всего материальную выгоду.


Линкор "Ришелье".

Главная проблема в установлении контроля над Дакаром было то, что было неясно, будет ли это кровопролитная военная операция, или все закончится мирными уговорами и дипломатическим путем. Пока формировался план захвата Дакара в Лондоне, генерал де Голль со своими войсками устанавливал контроль над Французской Экваториальной Африкой. Чад, Французское Конго и Камерун были взяты под контроль войсками де Голля. В результате этого, глава французского военно-морского флота Виши адмирал Франсуа Дарлан отдал приказ эскадре из 6-ти кораблей (3 тяжелых и 3 легких крейсера) следовать в Экваториальную Африку, для того чтобы вытеснить "свободных французов". Эта эскадра, так называемая "группа игрек" отчалила из порта Тулон на юге Франции в сторону Африки 9 сентября. Для того чтобы прибыть в Экваториальную Африку, этой эскадре необходимо было проплыть через Гибралтарский пролив вблизи порта Гибралтар, который контролировали англичане. "Группа игрек" использовала особый сигнал, в результате чего британцы сочли ее дружественной, позволили пройти и пожелали - "bon voyage"(доброго пути). Информация о том, что это были корабли Виши, достигла Лондона только через несколько дней. Вице-адмирал британского военно-морского флота Сомервилл получил приказ перехватить "группу игрек", которая уже достигла Касабланки на побережье Марокко. Эта был запоздалый приказ. Из-за нерасторопности сотрудников британского консульства информация об эскадре Виши вовремя не достигла Лондона, прежде всего Черчилля и военного кабинета. Вице-адмиралу Сомервиллу не удалось перехватить вишистскую "группу игрек" из Касабланки, и она прибыла в Дакар. Все это будет иметь для Союзников роковое значение при операции по взятию Дакара.

Несоблюдение секретности при отплытии в Дакар десантных судов из британского порта Ливерпуль, наверное, не имело себе равных в военной истории. Британский офицер, зайдя в картографический отдел магазина открыто попросил карту Дакара. Генерал де Голль заказал себе тропическую одежду, заявив, что собирается в Западную Африку. Офицеры и солдаты “Свободной Франции” открыто поднимали тосты “за Дакар”. Но еще более нелепым был случай, когда погрузчик случайно опрокинул огромный ящик с листовками. Они начали разлетаться, и на них была видна надпись – “Aux Habitants de Dakar” (к жителям Дакара). Их поспешно собрали. Эти листовки были нужны для психологической “обработки” жителей Дакара. Листовки собирались сбрасывать с самолетов. Как отмечал британский генерал Спирс, “я еще никогда не видел, чтобы в порту было так много народа, гражданских и военных, собравшихся чтобы проводить отряд сверхсекретной экспедиции”. Но к счастью для Союзников разведка Виши оказалась более некомпетентной, чем британская разведка. Правительство Виши удовлетворилось британской дезинформацией, согласно которой, истинная цель экспедиции не Дакар, а обогнув Южную Африку, высадить генерала де Голля в Египте.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль назначил командующими дакарской экспедицией вице-адмирала Кэннингхема и генерал-майора Ирвина. Войсками “Свободной Франции” руководил генерал де Голль. Десантные войска состояли из четырех батальонов Королевской морской пехоты, двух отдельных рот морской пехоты и двух батальонов войск “Свободной Франции”. Военно-морские силы состояли из двух линкоров, авианосца, трех крейсеров, девяти эсминцев, трех сторожевиков “Свободной Франции”, двух траулеров и четырех пассажирских судов. На одном из пассажирских судов генерал де Голль разместил свой штаб. Это было голландское пассажирское 16-ти тонное судно “Вестернланд”. Адмирал Кэннингхэм и генерал Ирвин разместили свой штаб на линкоре “Бархэм”. Так как радиосвязь между кораблями отсутствовала, из соображений секретности, командующие испытывали трудности при реализации планов.

Войска генерала де Голля к тому времени уже укрепились в Экваториальной Африке. Глава военно-морского флота Виши адмирал Дарлан не хотел терять французские колонии Виши, и поэтому отдал приказ генерал-губернатору Французской Западной Африки и Дакара Пьеру Буассону открывать огонь по всем британским кораблям, которые окажутся в радиусе 20 миль от французских колониальных территорий.

На рассвете 23 сентября 1940 года военная эскадра британцев и сил “Свободной Франции” приблизилась к Дакару. Стоял сильный туман, что было невероятно в данное время года в этой части Африки. Два французских самолета с опознавательными знаками “Свободной Франции” взлетели с палубы британского авианосца и приземлились на дакарском аэродроме Уакам. Пилоты этих самолетов ожидали поддержки и дружеского приема. Однако французские солдаты Виши тут же арестовали их и бросили в тюрьму. Не зная что произошло на аэродроме, два катера “Свободной Франции” с французским и белым флагами, осторожно вошли в гавань. После перебранки и ругани с вишистскими моряками на берегу, катера были обстреляны из пулеметов и отошли назад. Несколько деголлевских солдат в катерах были ранены. После этого генерал де Голль отправил послание генерал-губернатору Дакара Пьеру Буассону с просьбой позволить кораблям “Свободной Франции” прибыть в порт. В ответ на это последовал яростный отказ губернатора, и все артиллерийские батареи и корабли Виши в Дакаре были приведены в состояние боевой готовности, включая пострадавший от британцев в Алжире линкор “Ришелье”, офицеры и матросы которого просто кипели от ярости и жаждали отомстить британцам. Между вишистскими артиллерийскими батареями на берегу и орудиями британских кораблей завязалась перестрелка. Британские эсминцы “Инглфилд” и “Форсайт” были повреждены, а эсминец “Кумберленд” получил попадание в машинное отделение и вынужден был отступить. Одна из французских подводных лодок подверглась бомбардировке, и один французский эсминец загорелся. Когда туман немного рассеялся, генерал де Голль принял решение высадить свои войска немного севернее дакарского порта в Рюфиске. Они были отброшены силами Виши. Присутствие в Дакаре линкора “Ришелье” помогло силам Виши сдержать натиск британцев и “свободных французов”. В целом для Союзников это был неудачный день.


Горящий линкор "Ришелье" в бухте Дакара.

Следующий день 24 сентября был не лучше. Губернатору Дакара был послан ультиматум, в котором заявлялось, что его отношение к Союзникам дает им “все поводы полагать”, что Дакар может быть “в любой момент” передан в руки немцев и что, если он не разрешит войскам де Голля высадиться в порту, британские войска перейдут к активным действиям. В действительности в Северной и Западной Африке осенью 1940 года не было ни одного немецкого солдата. Губернатор Буассон пришел в ярость от этого ультиматума и заявил Союзникам, что будет оборонять Дакар до последней капли крови. Береговые батареи Дакара открыли огонь по британским кораблям, а линкоры “Бархэм” и “Резолюшн” вступили в перестрелку с “Ришелье”. Боевые действия возобновились. Британские корабли “Девоншир” и “Австралия” вступили в бой с крейсером и эсминцем Виши и нанесли им повреждения. Линкор “Ришелье” был поврежден 15-ти дюймовым снарядом, так же как и “Фор Манюэль”, а один вишистский легкий крейсер вспыхнул. Экипаж одной из подводных лодок Виши удалось взять в плен. Линкор “Бархэм” получил четыре попадания, однако серьезного вреда это ему не принесло. В целом за этот день Союзники поняли, что решимость дакарского гарнизона сражаться сильна.

Утром 25 сентября бой вновь возобновился. Туман окончательно рассеялся, погода стала ясной. Британские корабли продолжали сражаться с вишистским линкором “Ришелье”, который делал 2-х орудийные залпы из 15-ти дюймовых орудий. В этот день основной проблемой при стрельбе британских корабельных пушек была дымовая завеса, установленная по приказу генерал-губернатора Буассона, которая мешала британцам вести прицельный огонь по позициям Виши. Через несколько часов британский линкор “Резолюшн” был поврежден торпедой, пущеной подводной лодкой Виши. Подводные лодки Виши были еще одной серьезной проблемой в битве за Дакар. После этого адмирал Кэннингхем отдал приказ всем кораблям отступить и выйти в открытый океан, ввиду состояния линкора “Резолюшн”, опасности со стороны подводных лодок, большой точности попадания дакарских береговых батарей и стойкости обороны крепости Дакар. Операция “Угроза” потерпела крах. Больше всех по поводу провала операции переживал генерал де Голль. В эти дни он даже подумывал о самоубийстве. “Свободная Франция” по его мнению, стала посмешищем, неспособным отвоевать французскую колонию Дакар.

Хотя Союзники и не получили в свои руки Дакар, большим плюсом было то, что ни один их корабль не был затоплен, в отличие от кораблей Виши. Это была смелая операция еще и потому, что Великобритании в сентябре и октябре 1940 года угрожала прямая опасность высадки немцев, и потребовалась решимость Уинстона Черчилля, чтобы в этот сложный для Англии период вывести часть флота из метрополии для захвата важной стратегической территории в другой части света. “Ришелье” был еще сильнее поврежден чем раньше, и ввиду того, что в Дакаре не было оборудования для его полной починки, то можно было считать этот мощный корабль сброшенным со счетов как минимум на несколько месяцев при оценке военно-морских сил Виши. В ответ на дакарскую операцию самолеты Виши совершили своеобразный акт возмездия, и сбросили бомбы на порты и доки Гибралтара. Большинство бомб не попало в цель и упало в море. Но в целом, несмотря на неудачу в Дакаре, войскам “Свободной Франции” удастся укрепиться в Африке, сначала в Экваториальной, после в Центральной, и чуть позже на территории Северной Африки (в Алжире, Марокко и Тунисе).

 


 

Комментарии:

 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.