Тактический морской десант на мыс Тархан 10 января 1944 года PDF Печать E-mail
12.01.2015 14:43


Оперативная обстановка на Черноморском театре военных действий к началу 1944 года определялась широким наступлением советских войск на сухопутных фронтах. Крымская немецко-румынская группировка оказалась окончательно отрезанной от главных сил. Черноморский флот активно готовился к освобождению Крыма, но главной его задачей в начале 1944 года являлась перевозка пополнения и питания войскам Отдельной Приморской армии, действовавшей на Керченском полуострове. Советское командование неоднократно пыталось улучшить позиции своих войск на данном плацдарме.

В декабре 1943 года на Тамань прибыли новый представитель Ставки ВГК маршал К. Е. Ворошилов и сопровождавший его от Генштаба генерал С. М. Штеменко. По инициативе К. Е. Ворошилова была разработана частная наступательная операция, которая предусматривала высадку морского десанта на мыс Тархан с последующими встречными ударами десанта и войск Отдельной Приморской армии (командующий генерал армии И. Е. Петров) с фронта. По итогам операции советские войска должны были занять северное побережье полуострова Крым и создать опасное охватывающее положение для частей противостоящей 17-й немецкой армии под командованием генерала инженерных войск Эрвина Йенеке.

1 января командующий Отдельной Приморской армией в целях дезинформации противника приказал:
1) с 1 по 3 января производить днем и ночью посадку 20-й гвардейской стрелковой дивизии на плавучие средства в Туапсе, демонстрируя подготовку к десанту;
2) действиями отдельных групп советских кораблей показать заинтересованность участком Камыш-Бурун;
3) с 1 по 3 января в дневное время вести наблюдение с катеров за берегом, а ночью обстреливать с катеров побережье этого участка для выявления огневой системы противника.

2 января командир высадки капитан 2-го ранга Кириллов провел инструктивное совещание командиров десантных отрядов, на котором офицеры были детально ознакомлены с планом высадки десанта, а также с этапами и тактическими приемами его выполнения. В районах посадки, перехода и развертывания при высадке активно шло траление. 3 января был выслан самолет для разведки погоды и фотографирования северного побережья Керченского полуострова. Командующий Отдельной Приморской армией приказал командующему авиацией Черноморского флота 4 января с рассветом произвести разведку немецких танков в районе мыса Тархан — высота 98,5 северная окраина Малый Бабчик — высота 62,4, после чего нанести по ним удар. Кроме того с рассветом 4 января части 4-й воздушной армии должны были бомбардировать аэродром Багерово.

Однако подготовка к десанту была приостановлена, было приказано рассредоточить плавсредства, предназначенные для высадки десанта, имея их под рукой в двенадцатичасовой готовности. Поступило распоряжение к исходу 5 января 1944 года подготовить запасной план высадки в районе Ак-Бурну. Плавучие средства и десантные части Азовской военной флотилии были подготовлены к высадке 5 января, т.е. могли начать ее в ночь на 6 января, но операцию снова отложили на несколько дней.


Бронекатер проекта 1124 Азовской военной флотилии в Керченском проливе. Декабрь 1943 года.

Наконец, около полудня 7 января командующий Отдельной Приморской армией приказал командующему Азовской военной флотилии высадку десанта проводить в ночь на 8 января 1944 года. Войска собрались к причалам около 20:20 и приступили к посадке на плавучие средства. В 22:20 посадка была закончена. Из-за малой видимости (густой туман, видимость 100—300 м), которая мешала различать створные огни и сигнальные ракеты, в 23:00 было принято решение в очередной раз отложить операцию. 8 января с полудня погода начала резко ухудшаться, и проведение намеченной высадки десанта в ночь на 9 января было перенесено. Все плавучие средства было приказано укрыть в районе Опасная — Глейки.

9 января в 15:30 командующий Азовской военной флотилией получил приказание командующего Отдельной Приморской армией начать высадку десанта в ночь на 10 января 1944 года. К 20:00 у пристани кордон Ильич было закончено сосредоточение плавучих средств. К этому же времени к причалам подошли войска десанта. Командовал высадкой капитан 2-го ранга Н. К. Кириллов, руководил операцией исполняющий обязанности командира Азовской флотилии контр-адмирал Г. Н. Холостяков. В 22:00 согласно плану из кордона Ильич вышел отряд траления в составе катера тральщика № 167, катеров ПВО № 18 и 28, десантного бота № 520, вооруженных катерными тралами. Этот отряд имел задачу провести корабли десантных отрядов за тралами до поворотного буя, после чего возвратиться в кордон Ильич. В 23:00 у пристани кордон Ильич была закончена посадка десанта на плавсредства.

Азовской военной флотилии была поставлена боевая задача высадить тактический морской десант на северное побережье Керченского полуострова в районе мыса Тархан, на фланге немецких войск, с целью содействия Отдельной Приморской армии в прорыве обороны немцев в этом районе.
В приказе командира высадки указывалось:
- Командиру 1-го десантного отряда высадиться в районе Рыбного промысла (1 км восточнее мыса Тархан), после чего артиллерийским огнем прикрыть высадку остальных отрядов и поддерживать действия десанта на берегу.
- Командирам 2, 3, 4, 5 и 6-го десантных отрядов высадиться в районе Рыбного промысла (1 км восточнее мыса Тархан).
- Командиру 2-й десантной группы высадить 7-й и 8-й десантные отряды в районе 1 км восточнее высоты 115,5.
- Командиру 1-й демонстративной группы произвести демонстрацию десанта у мыса Ак-Бурну одновременно с высадкой основного и вспомогательного десантов.
- Командиру дозорных кораблей одновременно с высадкой основного и вспомогательного десантов произвести демонстрацию высадки десанта у мыса Зюк.

6-й десантный отряд сформирован не был из-за неготовности сейнеров. Всего в десантных отрядах насчитывалось три малых охотника, три бронекатера, четыре торпедных катера, 18 тендеров, два катера КМ, 17 десантных ботов и четыре мотобота ПВО. Войска десанта были представлены 143-м отдельным батальоном морской пехоты, штрафной ротой Черноморского флота, парашютным десантным батальоном Черноморского флота, 166-м гвардейским стрелковым полком Героя Советского Союза Г. К. Главацкого и армейской ротой разведки. Всего 2925 человек.

В 23:35 поступило штормовое предупреждение об усилении ветра от юго-запада до 6—7 баллов. Об этом было доложено командующему флотом, который находился на причале № 1. Тем не менее командир высадки на сторожевом катере № 048 вышел в голову десанта и дал сигнал движения вперед. Отряды стали сниматься с якорей и выстраиваться в строй кильватерной колонны в порядке тактических номеров отрядов.


Высадка морской пехоты в районе Керчи. Ноябрь 1943 года.

В ночь на 10 января два советских торпедных катера вышли в подвижной дозор в районе мыса Ак-Бурну, но из-за штормовой погоды в 00:45 вынуждены были возвратиться в Тамань.
В 00:15 для демонстрации высадки десанта на участке мыса Ак-Бурну и в порт Керчь из кордона Ильич вышли торпедные катера № 25 и 34, которые к 01:30 прибыли в район южной оконечности косы Чушка — мыс Еникале, где и продолжали маневрировать в ожидании начала общей артиллерийской подготовки.
К 01:30 ветер усилился до 4 баллов с порывами до 5 баллов, море 3—4 балла. Командиры отрядов получали сигналы о том, что боты захлестывает волной. Рвались буксиры, отдельные боты выходили из строя. Из-за неисправностей в моторе флагманский катер стал на якорь. Командир высадки со своим штабом перешел на сторожевой катер № 0105 и продолжил вести десант к поворотному бую.
В 02:50 из кордона Ильич была выслана группа катеров по пути движения десанта для оказания помощи катерам, терпящим бедствие, и спасения личного состава.
В 03:15 командир высадки донес, что подошел к поворотному бую.
С 03:40 до 04:42 шесть бомбардировщиков Ил-4 (5 гв. ап) поодиночке наносили удары по полевой и зенитной батареям немцев на Керченском полуострове в районе отметок 84,8, 95,1, что 2—3 км. севернее Булганак.

В 04:00 отряд траления достиг красного буя и, убрав тралы, лег на обратный курс к кордону Ильич.
В 04:05 командир высадки перешел на торпедный катер № 24 и с него решил руководить высадкой, отменив демонстрацию торпедных катеров у селения Мама Русская.
В 04:45 основные силы собрались к поворотному бую, и командир высадки дал приказание начать движение к местам высадки.
В 05:01 командующий Азовской военной флотилией приказал командиру высадки немедленно высаживать десант.
В 05:15 флагманский торпедный катер № 24 начало сильно заливать, и командир высадки перешел на МК-0167. Погода на тот момент — юго-западный ветер 6—7 баллов, море 4—5 баллов.

С 05:35 до 10:20 четыре батареи Керченской военно-морской базы вели огонь по батареям противника в районах Катерлез и Керчь и по прожектору в районе Ак-Бурну. Было выпущено 287 снарядов.
В 06:15 командующий Отдельной Приморской армией приказал начать артиллерийскую обработку пунктов высадки. К этому времени десантные боты № 366, 505, 507, 515 и 519 стало заливать, и они потонули. C началом общей артиллерийской подготовки торпедные катера № 25 и 34 пошли на прорыв в Керченскую бухту с задачей нанести торпедный удар по Генуэзскому и Широкому молам и обстрелять прибрежный район города.
В 06:26 катера выпустили две торпеды по Генуэзскому и две торпеды по Широкому молу. Противник открыл сильный пулеметно-пушечный огонь по катерам. Катера поставили дымовую завесу и, периодически выходя из нее, продолжали обстрел противника до 07:15, после чего начали отход и к 08:00 прибыли к дамбе косы Чушка.

В 07:20 по сигналу командира высадки катера десанта первой группы начали боевое развертывание и направились к берегу. Из-за сильного волнения движение было медленным (около 1 узла). Противник открыл по катерам десанта артиллерийско-минометный огонь.
В 08:05 началась высадка десанта на берег. В 09:50 высадка десанта первой группы была закончена. Всего было высажено 374 человека. Освободившиеся катера начали отход к кордону Ильич. Положение морских пехотинцев было совсем незавидным. Большая их часть была высажена в ледяную воду, при этом потонуло много вооружения и боеприпасов.
В 08:00 катера второй группы подошли к берегу и начали высадку также под артиллерийско-минометным огнем противника.
В 08:25 на малом охотнике № 048 во время атаки пары истребителей Me Bf-109 был убит командир высадки капитан 2-го ранга Кириллов и штурман штаба высадки лейтенант Бунин. Командование принял на себя начальник штаба высадки капитан-лейтенант Шатаев.

В районе высадки начала действовать советская авиация. С 08:40 до 09:10 12 бомбардировщиков Пе-2 (40 ап) в сопровождении 10 истребителей (11 гв. ап) и шесть ЛаГГ-3 (25 ап) штурмовали и бомбардировали позиции немецких войск на Керченском полуострове в районе Булганак, отметка 101,6. При этом один Пе-2 был сбит Me Bf-109. В воздушном бою противник потерял один Me Bf-109 и один FW 190.
С 08:40 до 13:35 28 самолетов Ил-2 (47 шап) в сопровождении 30 Як-9 (6 гв. ап), восьми ЛаГГ-3 (25 ап) шестью группами нанесли бомбо-штурмовой удар по северной окраины Катерлеза, горы Горькая и отметки 95,8. Советскими летчиками было заявлено об уничтожении четырех истребителей Me Bf-109 и подбитии еще одного. Штурмовики потеряли три машины - одну сбили, вторая пропала, третья взорвалась при взлете на своих бомбах.
С 09:22 до 17:20 24 Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении 31 Як-9 (6 гв. ап) пятью группами штурмовали восточные окраины Катерлеза, балку Горькая, отметку 96,3. Советские летчики сбили один Me Bf-109. Один Ил-2 был сбит зенитной артиллерией, второй Ил-2 не вернулся с боевого задания, а третий Ил-2 был подбит зенитной артиллерией и сел в районе Бугаз.


Советская морская пехота на привале.

С 09:30 до 14:45 22 самолета Ил-2 (23 шап) в сопровождении 16 ЛаГГ-3 (25 ап) четырьмя группами штурмовали немецкие позиции в районах Булганака и Катерлеза (балка Глубокая, Куликова, Свиноферма). С 09:48 до 15:55 восемь Як-9 (6 гв. ап) парами фотографировали результаты ударов штурмовиков по войскам противника на Керченском полуострове. Два Як-9 вели воздушный бой с двумя немецкими Me Bf-109 и один из них сбили. С 09:55 до 11:20 девять Як-9 (6 гв. ап) прикрывали плавучие средства и десантные войска в районе мыса Тархан, уничтожив два Me Bf-109. Только за один день 10 января 6 гв. ап сделал 80 боевых вылетов. В 12:10 два немецких бомбардировщика He 111 атаковали сторожевой катер № 0612, на котором был смертельно ранен начальник штаба высадки капитан-лейтенант Шатаев. В 12:25 этот катер был вновь атакован группой немецких самолетов и, получив большое количество пробоин, вынужден был выброситься на берег в районе мыса Варзовка.

К 10:30 высадка десанта второй группы была закончена, все плавсредства начали отход к поворотному бую для возвращения к кордону Ильич. Всего переправилось на берег 1765 человек. Во время высадки десант дважды подвергся штурмовым и бомбовым ударам самолетов Me Bf-109 и Ju 87. Авиация 4-й воздушной армии не смогла своевременно организовать прикрытие с воздуха. Десантникам удалось с большими потерями занять в ближнем бою береговые линии немецких позиций и организовать круговую оборону. В первой половине дня 10 января они вышли на рубеж отметка 97,9 — отметка 136,0 — отметка 164,5 — отметка 95,1 и, прорвав оборону противника на участке отметка 71,3 — отметка 92,7, соединились с войсками Отдельной Приморской армии, которые развить успех десанта не смогли и продолжали оставаться на прежних рубежах. Наступать вперед представлялось невозможным, поскольку противник успел подтянуть к месту высадки значительное количество войск с танками и артиллерией. Десант вел оборонительный бой свыше суток, испытывая острейший недостаток боеприпасов. Из противотанковых средств имелись только гранаты. Днем 11 января с согласия командования армии сильно поредевший десант прорвал боевые порядки немцев и вышел на соединение с частями Приморской армии.

Из посаженных на плавучие средства 2813 человек было высажено 2139 человек. Не было высажено 425, пропало без вести 177, возвратилось раненых 72 человека. Потери в кораблях составили потопленными авиацией врага один катер "морской охотник", один мотобот ПВО, затонули при шторме пять десантных ботов, пропали без вести (скорее всего, также затонули при шторме или потоплены авиацией, когда отбились от основного отряда) тендер № 94, десантные боты № 511, 513, 514 и мотобот ПВО № 21. Ряд кораблей получили повреждения.


 

Источники:
1. Крым 1944. Весна освобождения / Авт.-сост. С.Н. Ткаченко. — М. : Вече, 2014.

 

Комментарии:

Обновлено 12.01.2015 14:50
 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.