| | Скачать русскую версию кс .
Восточный фронт: оборона Одессы в 1941 году, последние дни PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин   
11.03.2010 13:33

В начале октября 1941 года обстановка на Южном фронте, которая существенно влияла на положение осажденной Одессы, становилась все более напряженной. Вражеские войска продолжали быстрое продвижение на восток, угрожая Донбассу и Ростову. Непрерывно развивалось немецкое наступление на юг, в Крым. 11 сентября передовые части противника захватили Армянск. Части 51-й отдельной армии, оборонявшие Крымский полуостров, вследствие больших потерь и недостатка вооружения, под давлением превосходящих сил врага были вынуждены оставить Перекопский перешеек и отойти на Юшуньские позиции. Крым стал одним из главных участков борьбы на всем советско-германском фронте. Черноморский флот должен был сосредоточивать все свои усилия на обороне южного побережья Крыма. Поэтому его помощь защитникам Одессы не могла оставаться столь же значительной, как прежде. Кроме того, в случае потери Крыма Одесса оказалась бы в глубоком тылу врага и ее судьба была бы предрешена, а гибель войск, действовавших в Одесском оборонительном районе, стала бы неизбежной.

Учитывая все эти обстоятельства, Советское Верховное Главнокомандование 30 сентября 1941 года приняло решение об эвакуации Одессы и переброске войск Одесского оборонительного района для усиления 51-й отдельной армии, сражавшейся на Крымском полуострове. В директиве Ставки Верховного Главнокомандования об эвакуации войск высоко оценивалась боевая деятельность бойцов и командиров, оборонявших Одессу, и указывались конкретные мероприятия по эвакуации города. “...В связи с угрозой потери Крымского полуострова, представляющего главную базу Черноморского флота, - говорилось в директиве, - и ввиду того, что в настоящее время армия не в состоянии одновременно оборонять Крымский полуостров и Одесский оборонительный район, Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать ООР и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова”.

Далее Ставка обращала особое внимание командования Одесского оборонительного района на необходимость удержания обоих флангов обороны до окончательной эвакуации города.

Выполняя директиву Ставки, командование Одесского оборонительного района совместно со штабом Черноморского флота разработало план эвакуации. В первую очередь - с 1 по 6 октября - вывозились 157-я стрелковая дивизия и строительные батальоны, во вторую очередь - с 7 по 15 октября - семьи военнослужащих, партийных и советских работников, квалифицированные рабочие и цепное оборудование предприятий, тыловые учреждения армии и, наконец, в третью очередь, с 16 по 25 октября - основные воинские части.

Последними должны были покинуть город войска, которым было поручено прикрывать эвакуацию.

При составлении плана эвакуации штаб Черноморского флота исходил из наличия транспортных средств. Транспорты из Одессы следовали в Севастополь и вновь возвращались в Одессу.

Для технического руководства эвакуацией была создана комиссия из представителей армии, флота, партийных и советских органов.

Все мероприятия по эвакуации осуществлялись в строго секретном порядке. Переброска 157-й стрелковой дивизии в Крым, которая начиналась в первых числах октября, объяснялась необходимостью усиления обороны Крыма. Что касается эвакуации семей военнослужащих, рабочих и ценного оборудования, то она проводилась под предлогом освобождения города от излишнего населения и имущества.

В соответствии с планом, эвакуация началась 1 октября и шла полным ходом. Темпы ее с каждым днем усиливались. Дело в том, что сроки эвакуации были сильно сокращены из-за ухудшения обстановки, и в распоряжении командования Одесского оборонительного района было только 15 дней.

Благодаря усилиям военного командования, работников обкома и горкома партии, трудящихся города и порта к 10 октября были отправлены в Крым 157-я стрелковая дивизия, армейские склады и некоторые вспомогательные части и службы. Эвакуация партийного и советского актива, а также специалистов оборонных предприятий фактически началась 5 октября. До 15 октября было эвакуировано около 15 тысяч человек из числа гражданского населения. Последняя группа партийных работников была отправлена из города 13 октября. До последнего дня эвакуации оставались секретарь горкома, председатель горсовета, секретари райкомов и председатели райсоветов. Они продолжали осуществлять гражданское руководство 14 и 15 октября. Дел было много: надо было выдать заработную плату бойцам истребительных батальонов, произвести расчет с рабочими, оставшимися на предприятиях. Накануне ухода советских войск из Одессы, 15 октября, вся дневная выручка торговой сети города, составившая 729 тысяч рублей, была сдана в горсовет. Все продовольствие и другие материальные ресурсы, которые не удастся вывезти, было решено раздать населению города бесплатно, по талонам.

Рабочим оборонных предприятий, которые занимались ремонтом танков, орудий и пулеметов, талоны выдавались в виде премий. В магазинах взамен этих талонов бесплатно выдавались товары или продукты.

Кроме того, было объявлено, что лица, имеющие залоговые квитанции на вещи в ломбарде, могут получить их бесплатно. Вещи, на которые не были предъявлены квитанции, раздавались населению также бесплатно. Хранившиеся в ломбарде золотые и серебряные вещи были вывезены и вместе с денежными средствами сданы в Государственный банк Азербайджанской ССР.

Конечно, все эвакуировать не было возможности. Поэтому ценное оборудование, оставшееся в городе и порту, было взорвано или уничтожено. В городе оставалось менее 50% населения, проживавшего здесь до войны, - около 250-280 тысяч человек.

Эвакуация проходила успешно, без помех со стороны противника. Это явилось прямым следствием того, что советские войска еще в первых числах октября начали проводить активные действия. Например, утром 2 октября части 25-й стрелковой и 2-й кавалерийской дивизий, оборонявшие южный сектор, перешли в наступление на Ленинталь и Александрогильф. В результате было уничтожено несколько тысяч вражеских солдат и взято много пленных. Было захвачено также свыше 40 орудий разных калибров, в том числе 4 тяжелых, 40 пулеметов и другое военное имущество.

В этих боях умело действовал танковый батальон старшего лейтенанта Юдина. На вооружении батальона находились 39 тракторов ЧТЗ, которые усилиями рабочих Одессы были покрыты броней, вооружены пулеметами и пушками. Танкисты ворвались в глубь обороны противника, уничтожили около тысячи солдат и захватили и вывезли в расположение своих войск 24 орудия, много пулеметов и минометов. Это наступление имело немаловажное значение для обеспечения секретности начавшейся эвакуации. В дальнейшем, с 4 по 12 октября шли ожесточенные бои с большими потерями с обеих сторон. Но линия фронта по существу оставалась неизменной.

Защитники Одессы стойко и мужественно отражали попытки врага прорваться в город. После эвакуации 157-й стрелковой дивизии, раненых воинов, квалифицированных рабочих, семей военнослужащих, партийных и советских работников, тыловых армейских учреждений и наиболее ценного оборудования предприятий наступили самые решающие дни. Оставалось выполнить последнюю задачу - осуществить отрыв советских войск от противника, погрузить их на суда и выйти в море.

Одновременный отрыв от противника на всем фронте в условиях открытой местности представлял собой неимоверно трудную задачу. Требовались исключительно четкая организация, твердость руководства и высокая дисциплинированность и мужество бойцов и командиров.

После тщательного изучения обстановки Военный совет Одесского оборонительного района принял решение и ночь с 15 на 16 октября снять с фронта главные силы, походными колоннами вывести их в районы посадки, посадить на суда и немедленно отправить в Крым.

Прикрытие отхода возлагалось на арьергардные части, остававшиеся на фронте до окончания переброски главных сил в районы посадки на суда. Для дезориентации противника за два дня до начала отхода главных сил войска Приморской армии должны были создать видимость нового наступления, предпринимая местные контратаки и ведя днем и ночью систематический артиллерийский обстрел вражеских позиций. После эвакуации артиллерии и главных сил огонь должна была вести корабельная артиллерия.

Сосредоточение у соответствующих причалов порта транспортных судов и кораблей, предназначенных для перевозки вооруженных сил Одесского оборонительного района в Крым, проходило в ночное время.

В каждый район посадки назначался комендант, а на каждое судно - начальник и комиссар. Для сопровождения частей в районы посадки выделялись проводники. Кроме того, в каждую дивизию были направлены представители оперативного отдела штаба Приморской армии, которые должны были находиться при штабах дивизий до прибытия их в Севастополь. Общее руководство отходом войск и посадкой их на суда вплоть до выхода в море осуществлялось Военным советом Одесского оборонительного района.

К 15 октября в порту Одессы были сосредоточены теплоходы “Украина”, “Грузия”, “Армения”, “Абхазия”, “Котовский”, транспорты “Чапаев”, “Жан Жорес”, “Курск”, “Калинин”, “Большевик”, “Восток”, “Лукомский”, “Сызрань”, “Петраш”, “Черноморец”, “Зенит”, “Доротея”, а также военные корабли, осуществлявшие охрану, в том числе крейсеры “Червона Украина”, “Красный Кавказ”, эсминцы “Смышленый”, “Бодрый”, “Незаможник”, “Шаумян” и другие. Теперь авиация противника уже систематически бомбила район бухты. Видимо, кое-какие сведения об эвакуации вражеское командование все же получило. Естественно, что сосредоточение такого количества кораблей и транспортов не могло считаться обычным явлением. Некоторые транспорты, например теплоход “Грузия”, получили повреждения. Однако в результате действий корабельной зенитной артиллерии вражеская авиация не могла вести прицельную бомбежку, и потери от бомбардировки порта были незначительными. В 7 часов вечера 15 октября главные силы Приморской армии оторвались от противника и стали отходить к причалам порта, в назначенные им районы посадки. Спустя два часа начали отход арьергардные части.

В 11 часов вечера началась погрузка личного состава и материальной части войск. К 3 часам утра погрузка была закончена. Последний транспорт с арьергардными частями отошел от причала в 5 часов 30 минут 16 октября.

Незадолго до отхода последних транспортов были взорваны береговые батареи, прикрывавшие отход и посадку армии, а также главнейшие объекты оборонного значения, в том числе портовые сооружения и причалы.

Успешное осуществление эвакуации целой армии с вооружением и боеприпасами было обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего сыграли большую роль глубоко продуманный план эвакуации и строгий контроль за его выполнением. Большое значение имело своевременное и скрытое сосредоточение транспортов в районах посадки. Достаточно сказать, что для эвакуации были использованы 24 транспорта водоизмещением в 150 тысяч брутто-тонн, которые за 15 дней сделали в общей сложности 54 рейса. В этот период были эвакуированы вся Приморская армия, части Одесской военно-морской базы, большое количество гражданского населения и всевозможных грузов.

Не менее важное значение для успеха эвакуации имели введение противника в заблуждение относительно истинных целей советских войск, мастерски осуществленным отрыв от противника главных сил армии, высокая дисциплина и организованность при отходе и посадке на суда, отличные действия советских моряков, осуществлявших переброску войск в Севастополь.

После ухода войск Одесского оборонительного района, вывоза оборудования заводов и фабрик, запасов промышленного сырья, научных и культурных ценностей, а также вывода всего торгового и транспортного флота и разрушения важнейших оборонных объектов город потерял значение как крупный промышленный центр и порт.

Солнечным утром 16 октября 1941 года по необозримой глади Черного моря двигался караван судов, державших курс на Севастополь. Это были героические защитники Одессы. Настроение бойцов было мрачным. Они не хотели оставлять город, где они так мужественно сражались, где каждый рубеж, каждая высота были политы кровью их товарищей.

Конечно, они понимали, что уход из Одессы вызван стратегическими соображениями. Им был объявлен один из пунктов директивы Ставки, где говорилось: “...Храбро и честно выполнившим свою задачу бойцам и командирам Одесского оборонительного района в кратчайший срок эвакуироваться на Крымский полуостров”. Но как всегда бывает в пути, когда мысли уезжающих сначала прикованы к местам, которые только что покинуты, а затем обращаются к будущему, так и в настроении бойцов произошли перемены. Вскоре главным их желанием стало быстрее достичь берегов Крыма и там продолжать борьбу с ненавистным врагом.

Движение судов и транспортов прикрывали военные корабли Черноморского флота. Впереди каравана шли крейсера “Червона Украина” и “Красный Кавказ”, охранявшие теплоходы, на которых находились основные силы эвакуируемых войск. Эсминцы “Бодрый” и “Смышленый” охраняли крупные транспорты, шедшие в арьергарде каравана. Авиация противника ожесточенно атаковала советские суда. Воздушные атаки особенно усилились после полудня 16 октября. Неоднократно вступали в бой корабельная зенитная артиллерия и истребительная авиация Черноморского флота. Они отразили свыше 20 мощных атак вражеской авиации, сбив при этом 20 самолетов противника. Танкер “Большевик” был торпедирован и затонул, остальные корабли и транспорты в 19 часов 17 октября благополучно прибыли к месту назначения. Защитники Одессы вступили на крымскую землю.

Успешная эвакуация войск Одесского оборонительного района на Крымский полуостров имела большое значение для длительной обороны Севастополя. В состав войск, оборонявших Крым, вошла целая армия, насчитывавшая четыре стрелковых и одну кавалерийскую дивизии общей численностью до 80 тысяч человек. Она сохранила все свое вооружение: 19 танков и бронемашин, около 500 различных орудий, 163 трактора и свыше 1000 автомашин, а также боеприпасы, снаряжение и продовольствие.


Источники:
1. Евстигнеев В.Н., “70 героических дней”, Наука, 1964
2. Азаров И.И., “Осажденная Одесса”, М., Воениздат МО СССР, 1962

Информация с сайтов:

 

Обновлено 21.04.2010 14:27
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("