Последнее уже доступно . . . . Мазда АвтоСпецЦентр - . .
Участок высадки "Omaha", Нормандия 1944 год PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин   
11.03.2010 23:15

Американские войска, готовящиеся к отправке в Нормандию

Битва на плацдарме “Omaha” - является одним из самых кровавых частей высадки союзнических войск в Нормандии.

Участок высадки “Omaha” длиной 6500 метров протянулся от Кольвиль-сюр-Мер на востоке до Вервиль-сюр-Мер на западе. Берег здесь представляет собой сначала полосу и гальки, а затем болотистый участок шириной 200 метров. В отличие от плоского берега на участке высадки “Utah” он прикрыт с юга холмами 45-метровой высоты. Пехота могла подняться на них без особых проблем, но для танков и автомобилей задача была невыполнимой. Единственным путем для транспортных средств являлись четыре узкие долины, изрезанные протекающими по ним ручьями. Первая из этих долин вела в глубь континента к Кольвилю, вторая и третья - к поселку Сен-Лоран, четвертая - к Вервилю. На восточном и западном краях участка высадки “Omaha” поднимались крутые обрывы, растянувшиеся на несколько километров. Пляж между утесами являлся единственным удобным для высадки местом на протяжении многих километров.

На восточном и западном флангах пляжа “Omaha” немцы возвели мощные бетонные казематы. Со стороны моря толщина их бетонных стен была более 6 метров. Установленные в этих казематах орудия не могли вести огонь в сторону моря, но зато были полностью защищены от обстрела корабельной артиллерией и размещены таким образом, что могли обстреливать пляж. Всего немцы располагали 60 орудиями разного типа, большим количеством минометов и пулеметов.

По плану союзников, на участке “Omaha” (самом западном на территории департамента Кальвадос) должен был высадиться 5-й американский корпус Леонарда Героу. В первый день вторжения на берегу должны были высадиться: 1-я пехотная дивизия генерала Кларенса Хюбнера и часть 29-й пехотной дивизии генерала Чарльза Джеральда. А 7 июня планировалось перевезти на сушу оставшуюся часть 29-й дивизии и также 2-ую пехотную дивизию.

Ввесь участок высадки “Omaha” делился как бы на 8 секторов. Они назывались следующим образом (если смотреть с востока на запад):
1) “Fox Red”;
2) “Fox Green”;
3) “Easy Red”;
4) “Easy Green”;
5) “Dog Red”;
6) “Dog White”;
7) ”Dog Green”;
8) “Charlie”.

План союзников предусматривал, что с 5:50 и до 6:27 будет вестись артиллерийский обстрел немецких позиций со стороны моря. С 6:00 до 6:25 была предусмотрена бомбардировка соединением из 440 самолетов. В 6:29 на берег должны были подняться 64 танка-амфибии типа “DD” из состава 743-ого танкового батальона. Спустя минуту планировалось переправить на берег 35 обычных полевых танков и 16 бульдозеров, предназначенных для устранения препятствий. Одновременно должны были высадиться и 8 рот пехоты: каждая в своем секторе. Всего на этой фазе операции планировалось задействовать 1450 пехотинцев. В 6:32 специальное саперное подразделение, состоящее наполовину из моряков-коммандос, должно было приступить к прокладыванию проходов в минных полях. На выполнение этой задачи им отводилось 30 минут. В 7:00 должны были высадиться следующие части пехоты, а в 8 часов - артиллерия. Все действий требовали абсолютной точности, как по месту высадки отдельных частей, так и по времени.

Роль бомбардировщиков должны были выполнять тяжелые самолеты “Liberator” - самолеты этого типа могли наводиться на цель пилотом вручную либо по показаниям бортовых приборов.

Американские бомбардировщики

Как и было запланировано, в 6:00 над участком высадки “Omaha” появились первые армады “Liberators”. Пилоты не решились опуститься нижу уровня облаков, т.е. до высоты 300 метров. В результате они сбросили бомбы, вообще не видя цели. Упали они далеко за полосой прибрежных укреплений - некоторые даже на расстоянии 5 километров от берега. Укрепления противника не получили никаких повреждений. Более того, ни одна из бомб не упала на сам пляж, а ведь план предполагал, что на нем появятся многочисленные воронки, в которых смогут укрыться десантники.

Море в день высадки штормило, что не позволяло вести прицельный огонь с десантных судов. Вдобавок ко всем несчастьям на район запланированной высадки опустился туман, существенно ограничивший видимость. У обслуживающих корабельные орудия артиллеристов возникло много проблем с обнаружением указанных целей.

Дополнительным неудобством, усложнившим высадку, стал сильный северо-западной ветер, поднявший высокие волны. Ни десантные баржи, ни танки-амфибии не были приспособлены для действий в подобных условиях.

Десантные суда с танками вышли из Портленда 5 июня в утренние часы. Впереди у них было 20 часов пути, причем исключительно в сложных условиях.

На рассвете 6 июня баржи с танками миновали сначала транспортные суда с десантом, а затем и линию военных кораблей, готовившихся к открытию огня. Затем они разделились на две группы по 8 барж в каждой. Баржи под командованием лейтенанта Рокуэлла взяли курс на запад, а остальные - на восток. Подчиненные ему суда шли один за другим вдоль линии побережья, а в 5:30 совершили резкий поворот на 90 градусов и направились прямо к берегу. Командир второй группы принял решение приступить к спуску танков еще на глубокой воде - 800 метров от берега. Первые спущенные на воду танки-амфибии затонули сразу же, из-за высоких волн. В течение каких-то неполных 3 минут затонуло 27 из 32 танков “DD”. Лишь два танка достигли берега.

В 6:30 на участке “Omaha” должно было высадиться 8 рот пехоты. Командир 5-ого американского корпуса, генерал Л. Героу реорганизовал части 1-ой дивизии, создав из них так называемые полковые тактические группировки(RTC).Такая группировка состояла из полка пехоты, роты полевой артиллерии, роты саперов, танковой роты, медицинской части и ряда вспомогательных подразделений. Среди высаживающихся в 6:30 на участке высадки “Omaha” частей находились четыре роты из 16-й RTC и четыре из 116-й.

Впереди - зона высадки “Omaha”

Море было бурным, поэтому многие солдаты, перевозившиеся на десантных судах, страдали от морской болезни. Вода попадала внутрь десантных барж, и ее приходилось постоянно вычерпывать. Солдаты использовали для этого свои шлемы, поскольку никаких насосов в их распоряжение не было. Еще до начала высадки большая часть десантных барж попала под обстрел немецкой артиллерии.

Большая часть десантных судов сумела добраться до мелководья, где глубина не превышала полутора метров, и опустить платформы. В нескольких случаях, однако, это было сделано раньше, и немалое число солдат утонуло, поскольку им пришлось прыгать в полном 30-килограммовом снаряжении в глубоких местах.

Пробираясь по мелководью к берегу, десантники уже через 50 метров столкнулось с первыми препятствиями. По инструкции следовало идти гуськом друг за другом, чтобы не напороться на подводные мины поля. Но это облегчало задачу немецким пулеметчикам. До берега добрались только часть десантников, которые сразу же попали под массированный огонь. Они отчаянно искали хоть какое-то укрытие, пытались спрятаться за противотанковыми ежами, которые обеспечивали чисто иллюзорную защиту.

Через 2 минуты после пехоты на берег должны были высадиться саперы из 146-ого батальона капитана Джохефа Гиббонса. Саперы трех отрядов погибли еще до высадки, когда снаряды немецких орудий попали в их баржи. А саперы 4-ого отряда погибли уже на берегу, когда немецкий снаряд попал прямо в заряд взрывчатки, вокруг которого они собрались.

Саперы, впрочем, сумели уничтожить немало препятствий, но затратили на это так много времени, что начавшийся прилив закрыл не только часть находившихся на мелководье препятствий, но и значительно количество зарядов взрывчатки, которые не удалось подорвать. Саперная часть капитана Гиббонса понесла огромные потери. Из входивших в ее состав 272 человек погибло 120.

Работу саперов призваны были облегчить 16 бульдозеров, которые по плану должны были высадиться вместе с ними. Но большая часть этих бульдозеров затонуло еще далеко от берега. До места назначения добрались только три.

Высадка 1-й пехотной дивизии

В 7:00 высадились роты второго эшелона. Под Вервилем немецкая артиллерия потопила большую часть десантных судов, перевозивших роты “B” и “D” из 116-й полкой тактической группировки.

Перелом произошел после 8:00. Рядовой Имгрэм Ламберт первым отважился подобраться к заграждениям и заложил заряд взрывчатки (торпеду Бангалора). Но, не успев подорвать его, Ламберт погиб от пули немецкого снайпера. Его место занял лейтенант Стэнли Шварц, сумевший сделать в заграждениях первый проход. Взрыв унес с собой жизни нескольких солдат и самого С. Шварца.

Как только первые десантники сумели прорваться через проход в заграждениях и достичь склона холма, остальные последовали их примеру. На склоне холма американские солдаты нашли узкую тропинку, ведущую к вершине. На этом пути не произошло ни каких столкновений, скорее всего из-за того, что противник укрылся в бункерах во время бомбардировки. К 9:00 на вершину поднялись более 600 солдат из 5-ого батальона рейнджеров полковника Макса Шнейдера, рота “A” 116-й RTC и часть рот “B”, “F” и “G”.

В это же самое время восточнее Мулена роты”I” и “K” из 116-й RTC тоже сумели сделать проход в заграждениях. Рота “E”, высадившаяся перед Кольвилем, после двухчасового боя захватила немецкий бункер на вершине холма и взяла в плен 21 человека.

Командующий 1-й американской армией, генерал омар Брэдли находился на борту “Augusta”, откуда с расстояния в нескольких миль наблюдал за происходящим на участке высадки “Omaha”. В 9:00 Брэдли отправил одного из своих офицеров для того, чтобы тот с борта катера - с близкого расстояния - собственными глазами увидел, как складывается ситуация. Офицер доложил генерал, что “пляж превратился в настоящую большую мясорубку”. Брэдли отдал приказ корабельной артиллерии возобновить обстрел немецких укреплений на вершинах холмов. Моряки, прекрасно понимаю, что от точности их стрельбы зависит жизнь пехотинцев, постарались подвести корабли на максимально близкое расстояние. На этот раз огонь корабельной артиллерии был действительно эффективном. Были разрушены многие бункеры, блокгаузы и пути связи.

Артиллерийский обстрел с моря еще продолжался, когда рота “C” из 116-й полковой тактической группировки сумела прорваться к прибрежной дороге, ведущей в Вервиль. В 11:00 рота “B” из этого же соединения и часть 5-ого батальона рейнджеров заняли Вервиль, но вскоре были остановлены врагом несколько западнее этого населенного пункта у одной из четырех изрезанных ручьями долин, которыми нужно было овладеть в день “D”.

Санитары оказывают помощь раненным

Американская пехота с огромным трудом продвигалась в направлении местечка Сен-Лоран. На подходах к нему противник укрепил высокие поросшие густыми зарослями кустарника насыпи, разделяющие небольшие земельные участки. В зарослях засели снайперы. К 12:00 американцы достигли лишь северных окраин Сен-Лорана, но так не смогли прорваться в город.

Рота “E” из 16-й RTC сумела отбросить противника к Кольвилю - городку, лежащему у восточной оконечности участка высадки “Omaha”. Была очищена также долина Ле-Руке - первый выход с пляжа уже не только для пехоты, но и для танков. Саперы с помощью нескольких оставшихся в их распоряжении бульдозеров выровняли дорогу, идущую вдоль правого склона этой низины. Автомобили и танки, заблокированные на пляже, начали медленно продвигаться к дороге. В результате на берегу стало несколько свободней и появилось возможность возобновить высадку. Вскоре после полудня на сушу были перевезены части 18-й и 115-й полковых тактических группировок. Заместитель командира 1-ой пехотной дивизии генерал Уайман приказал полковнику Стаппею совместно со 115-й RTC нанести удар по Сен-Лорану и очистить, наконец, от противника этот расположенный на самом берегу населенный пункт. Бои продолжались до 16:00, не принеся окончательного успеха.

Задачи, которые должны были выполнить высаживающиеся на участке “Omaha” американские части в первый день вторжения, в целом выполнены не были. Им удалось продвинуться в глубь побережья только на 1,5 километра, а не на 5, как планировалось. Пехота, правда, достигла дороги Кольвиль-Вервиль, но противник по-прежнему держал ее под огнем, и пользоваться ею было невозможно. В пределах плацдарма шириной 7 километров еще оставалось много очагов сопротивления противника, особенно в окрестностях рыбацкой деревушки Ле-Мулен.

Потери высаживающихся на участке войск были огромны: более 3000 человек убитыми и раненными. На каждое из трех полковых соединений, которые в первую очередь вводились в бой, в среднем приходилось по тысяче убитых. Боевой дух войск был подорван. Вид такого количества убитых и раненых негативно влиял также и на солдат, высаживающихся во втором эшелоне. На пляже и на мелководье застыло несколько десятков уничтоженных противником танков. Тревогу солдат усиливало также то, что большая часть полевых радиостанций была уничтожена.

Зона высадки “Omaha”

К вечеру первого дня вторжения участок высадки “Omaha” был очищен от мин и препятствий только на 35% от общего количества. Многие саперы погибли, а оставшимся в живых не хватало инструментов и взрывчатки. Значительная задержка с устранением мин и препятствий существенно усложнила высадке на сушу новых частей. Транспортные средства подолгу стояли на море, прежде чем смогли приблизиться к участку “Omaha”.

Самым важным было, однако то, что в первый день вторжения на берег все-таки удалось высадить до пяти пехотных полков. Этот большой успех не мог быть преуменьшен даже тем обстоятельством , что полки эти были оснащены техникой и снаряжением частично.

Стоит отметить, что большая часть взятых в плен солдат противника принадлежала 1-му батальону 726-го гренадерского полка из состава 716-й дивизии Вильгельма Рихтера, который состоял из чехов, поляков Силезии и Поморья и украинцев, призванных в ряды Вермахта, в большинстве своем, насильно. Поэтому они не проявляли особого желания сражаться и сдались в плен, как только американцы овладели прибрежными холмами.

Но полной неожиданностью для американских солдат стало присутствие в районе высадки подразделений 914, 915 и 916-го пехотных полков 352-й дивизии генерала Дитриха Крайсса. Разведка союзников ничего не сообщала о присутствии этой закаленной в боях дивизии в зоне высадки американских войск. По данным разведки, они была размещена между Сен-Ло и Комоном. Однако еще в марте 1944 года Эрвин Роммель, проведя инспекцию этой части Атлантического вала, заметил, что 716-я дивизия имеет невысокую боевую ценность. Поэтому он решил заменить ее гораздо лучшей 352-й дивизией. Входившие в состав этой дивизии части были размещены между устьями рек Орн и Вир во второй линии обороны. Из частей 716-й дивизии Рихтера были оставлены 1-й и 2-й батальоны 726-го гренадерского полка. И те были переподчинены генералу Крайссу. Эта ошибка союзнической разведки не только стоила больших потерь высаживающимся войскам, но и могла привести к их полному уничтожению.


Источники:

1. Белицки Р., “Нормандия, 1944”, - М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
2. Tim Kilvert-Jones, “Omaha Beach: V Corps' Battle for the Normandy Beachead (Battleground Europe Series)”, Pen & Sword Books Ltd, 1999.
3. Steven J. Zaloga, “D-Day 1944 (1) Omaha Beach”, Osprey Publishing Ltd., 2003.


Обновлено 02.06.2010 13:17
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("