На сайте готовые дома из клееного бруса. | Цены, эксклюзив дизайн на . | .
Участок высадки "Juno", Нормандия 1944 год PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин   
11.03.2010 22:59

3-я канадская пехотная дивизия генерала Кререра на пути к участку высадки “Juno”

На участке высадки “Juno”, который был расположен в центральной части английского сектора, должна была высаживаться 3-я канадская пехотная дивизия генерала Кререра, поддерживаемая силами 2-ой канадской танковой бригады и отрядами английских коммандос. Всего в первый день вторжения здесь должны были высадиться 15 тысяч канадцев. Для них это была первая возможность взять реванш за поражение, которое они потерпели в августе 1942 года под Дьеппом.

Участок высадки “Juno” протянулся от городка Сент-Обен-сюр-Мер на востоке до устья реки Соль. Вдоль участка высадки протянулся обширный пояс прибрежных скал, которые серьезно затрудняли судоходство в этих водах. Зато берег был плоский и не такой обрывистый, как на участке “Omaha”. Этот отрезок побережья защищал 736-й пехотный немецкий полк из состава 716-й дивизии Вильгельма Рихтера.

Здесь необходимо было на десять-пятнадцать минут задержать высадку первых частей, чтобы дождаться пока начнется прилив и вода не закроет прибрежные скалы. Поэтому время “Ч” для высаживающихся на участке “Juno” войск было первоначально определено на 7:45, а затем, вследствие давления командиров первых частей вторжения, передвинуто еще на четверть часа. Но эта задержка высадки означала, что у саперов будет мало времени на устранение препятствий и инженерных заграждений противника.

На участке высадки“Juno”, так же, как и на остальных участках, десанту предшествовала интенсивная бомбардировка, а затем артиллерийский обстрел из корабельных орудий. Однако видимость оставляла желать лучшего, и артиллеристы английского военно-морского флота зачастую просто не могли разглядеть свои цели. Поэтому нет ничего удивительного в том, что от артобстрела вражеские укрепления пострадали весьма незначительно.

Хуже было то, что волнение на море еще более задержало момент высадки частей. Десантные суда, увлекаемые сильным течением, достигли берега только в 8:15. Это роковое опоздание позволило немцам быстро прийти в себя после бомбардировки и артобстрела. Гарнизоны бункеров заняли свои позиции и приготовились к отражению атаки высаживающегося на берег противника. Нужно отметить, что из-за сильного течения на берег не удалось доставить танков-амфибий и бульдозеров, вследствие этого пехота первого эшелона была лишена поддержки бронетанковой техники, хотя по плану должна была идти вслед за танками.

3-я канадская пехотная дивизия генерала Кререра

Части, входившие в состав войск первого эшелона, высадились практически без потерь. Экипажам десантных судов удалось успешно преодолеть полосу подводных скал и минных полей. Но, когда транспорты развернулись и направились к кораблям, чтобы взять на борт войска второго эшелона, они начали один за другим налетать на скалы и тут же тонуть. На одном участке из 24 десантных барж типа LCA вернуться в открытое море удалось лишь четырем. Остальные затонули в результате или разрыва обшивки, или подрыва на минах.

Канадским частям, высаживающимся во втором эшелоне, пришлось преодолевать полосу прибрежных скал под сильным огнем немецкой обороны. Многие транспортные баржи затонули по уже названным выше причинам. Большие потери были вызваны также обстрелом из минометов. Приказ, запрещавший спасать оказавшихся в воде, оставался в силе, поскольку любое промедление было недопустимо и могло привести к срыву операции.

На правом краю участка высадки “Juno” высадилась 7-ая канадская пехотная бригада, состоявшая из батальонов “Canadian Scottish”, “Regina Rifles” и “Royal Winnipeg Rifles”. Бойцы последнего оказались в особенно трудном положении, высадившись на абсолютно открытом участке. Они сразу же попали под интенсивный обстрел из автоматического оружия и минометов. Другого выхода не было – солдаты бегом бросились вперед, и преодолела-таки 100-метровую полосу пляжа, которая, как оказалось, была в этом месте заминирована. При этом одна из рот потеряла почти весь свой личный состав.

Высаживающемуся у устья реки Соль батальону “Regina Rifles” повезло чуть больше. Вместе с пехотой на берегу оказалось несколько танков-амфибий, которые смогли обеспечить хоть какое-то прикрытие пехотинцам. Только через полчаса здесь появились бульдозеры, выделенные для устранения препятствий и прокладывания проходов в минных полях.

Подразделения 7-ой канадской пехотной бригады сумели достаточно быстро сломить сопротивление противника, и уже в 9:30 канадцы захватили большую часть находившихся на этом участке побережья бункеров.

Высадка 3-й канадской пехотной дивизии

Восточнее 7-ой бригады высадилась 8-ая канадская пехотная бригада, состоявшая из батальонов “The Queens Own Rifles”, “The North Shore” и “Le Regiment de la Chaudiere”. Последний был набран из франкоязычных жителей провинции Квебек. Батальон “Queen Own Rifles” в течение полутора часа вел тяжелые бои за городок Бернье, прежде чем овладел им в 9:30. Но полное сопротивление немцев удалось сломить только к 15:00.

Полученная 3-ей канадской пехотной дивизией задача заключалась в захвате полевого аэродрома Карпикье, находившегося к северо-западу от Канна. Это была самая трудная из всех задач, которые были представлены дивизиям, высаживающимся на берегах Нормандии в первый день вторжения.

Уже менее чем через полтора часа после высадки, бойцы из “Royal Winnipeg Rifles” смогли продвинуться в глубь континента на три километра. После прорыва первой линии немецкой обороны они не встретили серьезного сопротивления.

Британские коммандос

Пехота 9-ой канадской бригады потерял два часа после высадки, прежде чем, наконец, сумела выбраться с пляжа. Она не могла поддержать войска первого эшелона в ударе по Карпикье, вследствие чего в графике реализации плана вторжения появилась существенная задержка. После обеда канадским частям удалось прорвать сопротивление противника в районе Бен-сюр-Мера. Батальон полка “la Chaudiere” продвинулся от берега на 5 километров. Вперед продвинулись и батальоны королевских стрелков из “Royal Winnipeg Rifles”. Несколько танков, поддерживающих 7-ую пехотную бригаду, опередили пехоту и перерезали дорогу Канн-Байё, но, не дождавшись пехоты, вынуждены были отойти.

3-я канадская пехотная дивизия так и не сумела выполнить задачу, предусмотренную для нее на первый день вторжения в связи с ужасными погодными условиями и огромной транспортной пробкой, возникшей на участке высадки “Juno”. Именно эта пробка стала причиной задержки и не позволила достичь Карпикье в назначенное время.

Канадский солдат разговаривает с пленными немцами, захваченными на участке высадки “Juno”

На левом крыле 3-й дивизии высадились английский коммандос. Они должны были сыграть роль связующего звена между войсками, сражающимся на участке “Juno”, и теми, что высадились на участке “Sword”. 41-ый отряд “Royal Marine Commando” подполковника Грэя должен был нанести удар с плацдармов “Sword” на запад, а 48-ой отряд “Royal Marine Commando”, высадившийся между Бернье и Сент-Обенов, должен был двинуться на восток – в направлении участка высадки “Juno”. Так же, как и канадцы, английские коммандос на много часов увязли под Бернье и не сумели в срок выполнить поставленную им задачу. Только 7 июня коммандос из 41-ого и 48-ого отрядов “Royal Marine Commando” сумели сломить немецкую оборону и заняли городок Люк-Сюр-Мер, тем самым обеспечив соединение войск, сражавшихся на участках “Juno” и “Sword”.


Источники:

1. Белицки Р., “Нормандия, 1944”, - М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. 
2. Ken Ford, “D-Day 1944 (3) Sword Beach & British Airborne Landings”, Osprey Publishing Ltd., 2002.
3. Yves Buffetaut, “La Campagne de Normandie (1), 6 Juin 1944, La Premiere Vague”, Histoire & Collections, Paris.

Обновлено 02.06.2010 13:17
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("