животных обслуживание аквариума. Турецкие русская баня. Каменка русская баня строительство.. http://negves.ru/avtovyshki.htmlВибростимулятор | Ростов на дону цветы доставка также читайте.
Налеты авиации КБФ на базы Кригсмарине и ВМФ Финляндии (Suomen merivoimat) в 1941-1944 годах PDF Печать E-mail
21.08.2013 06:39

Уничтожение вражеского флота в местах его базирования считалось одним из наиболее эффективных способов борьбы за господство на море. Корабли, стоящие у причала или на рейде, стеснены в маневрировании и имеют куда меньше возможностей для уклонения. Кроме того, при ударах по военно-морским базам и портам выводятся из строя береговые объекты, необходимые для обеспечения деятельности флота, уничтожаются складские запасы.

Однако необходимо отметить, что нанесение ударов по базам и портам сопряжено с целым рядом проблем. Во-первых, такие цели относятся к разряду хорошо защищенных средствами ПВО. Кроме корабельной артиллерии, в отражении налета участвуют береговые зенитные батареи и истребительная авиация. Во-вторых, упрощается борьба за живучесть получивших повреждения кораблей и судов. Вблизи обычно располагаются портовые пожарные и водоотливные средства. Почти всегда имеются в наличии буксиры и спасатели. Влияние штормовой погоды минимально. Да и поднять, а затем ввести в строй корабль, севший на грунт у причальной стенки, куда легче, чем затонувший в открытом море.

Действия авиации Краснознаменного Балтийского флота против кораблей и судов противника в базах можно разделить на несколько этапов.

Первый длился всего неделю, с 23 по 30 июня 1941 года и характеризовался массированными налетами бомбардировочной авиации на порты Южной Финляндии.

Второй продолжался до 28 августа 1941 года, когда была оставлена Главная база КБФ - Таллин. В этот период удары по балтийским портам наносились почти исключительно силами бомбардировщиков Моонзундской авиагруппы.

Третий этап почти полностью переключил остатки флотской ударной авиации на действия на сухопутном фронте, ибо именно там решалась судьба Ленинграда, а значит и флота.

Четвертый этап был дольше трех предыдущих. Практически весь 1942-й и 1943 год балтийские летчики вели борьбу с кораблями противника в их базах в рамках повседневной боевой деятельности. При этом самыми дальними точками приложения усилий ударной авиации КБФ были порты Таллина и Хельсинки.

Пятый этап приходится на март - сентябрь 1944 года. Он отмечен интенсивными ударами советской морской авиации по портам противника в Финском заливе в ходе завоевания господства в этой акватории.

В течение шестого этапа - до декабря 1944 года - основной целью морских летчиков стали порты, через которые шло снабжение группировок Вермахта, блокированных в Прибалтике.

О деятельности Кригсмарине в 1945 году из германских источников известно не много, поэтому здесь не рассматриваются события последнего военного года.

Военно-воздушные силы КБФ к началу Великой Отечественной войны располагали наиболее многочисленной ударной авиацией из всех советских флотов. На 22 июня 1941 года в балтийских 1-м минно-торпедном (МТАП), 57-м и 73-м бомбардировочных (БАП) полках имелись 81 ДБ-3 и ДБ-Зф, 66 СБ и 18 Ар-2. Кроме того, летный состав на Балтике имел реальный боевой опыт, полученный в войне с Финляндией.

Работая в первую неделю войны по слабо прикрытым средствами ПВО финским базам, летчики-балтийцы не понесли существенных потерь. Ситуация резко изменилась, когда усилия флотской авиации были перенесены на сухопутный фронт. Только в «сражении за переправы» у Двинска 30 июня советская сторона потеряла в общей сложности 43 машины. На 1 января 1942 года в ВВС КБФ оставалось всего 15 бомбардировщиков Ил-4. Восстановление утраченного ударного потенциала авиации флота шло медленными темпами. С начала войны до 10 мая 1942 года на флот поступило всего 22 ДБ-3 разных модификаций, в том числе один (из 452-го дбап ВВС КА) был подобран и отремонтирован, а еще четыре -переданы из других частей. Машин типа Пе-2 прибыло с заводов и из других частей за тот же период 53 единицы, бомбардировщиков СБ - девять и Ар-2 - шесть.

Недостаток бомбардировщиков частично компенсировался поставками штурмовиков. За тот же период с авиационных заводов и из ВВС Красной Армии прибыло на флот 44 Ил-2. Кроме того, достаточно долго, до начала 1944 года, сохранявшиеся в составе ВВС КБФ самолеты устаревших типов (МБР-2, СБ, Р-10 и У-2) использовались для решения ударных задач ночью или в плохих метеоусловиях.

В 1944 году состав группировки ударной авиации КБФ увеличился. К июню с Черного моря была переброшена 11-я штурмовая авиационная дивизия (ШАД), а в состав 8-й МТАД вошел вновь сформированный 51-й МТАП на «Бостонах». В конце года все эти силы были в полной мере задействованы в операции «Арктур» по нейтрализации Либавского порта.

Истребительная авиация Люфтваффе была представлена на Балтике знаменитой 54-й истребительной эскадрой «Зеленое сердце» (JG54). Начав войну в полном составе, она постепенно отдавала отдельные группы на центральные и южные участки советско-германского фронта.

В зону ответственности 1-го воздушного флота Люфтваффе входил участок от Финского залива и Ладожского озера до Великих Лук, поэтому порой некоторые участки оказывались без прикрытия истребительной авиацией. Однако машины, способные выполнять истребительные задачи, оставались в составе других подразделений Люфтваффе. Это, в первую очередь, появившиеся в 1943 году ночные истребительные отряды.

Финская авиация до середины 1943 года не являлась равным противником. Поставки из Германии весной того года новейших истребителей Me Bf-109С резко изменили ситуацию, финны стала главным врагом в боях над Финским заливом.

Стянутые в Прибалтику весной 1944 года подразделения Люфтваффе не повлияли на условия, в которых авиация КБФ действовала по портам противника. Это обусловлено тем, что, базы и порты противника подвергались налетам, как правило, по ночам, а дневные удары наносились по портам на финском побережье, где на тот момент не было частей Люфтваффе. Противодействие истребителей Люфтваффе резко возросло, когда объектами налетов стали порты Курляндии. Здесь на сцене снова появилась 54-я истребительная эскадра.


 

Источники:
1. "Авиапарк" №2, 2009

Обновлено 21.08.2013 08:45
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("<\/a>") //--> Яндекс цитирования
Военно-исторические ресурсы
Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU