203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин   
09.03.2010 22:41

203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 г.

11 декабря 1926 г. на заседании Артиллерийского комитета вынесено решение: “Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…”Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ “Арткома” составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК.

Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов.

Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. Проект был составлен в двух вариантах. В одном с дульным тормозом, во втором без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ “Арткома”, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода “Большевик”. Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе “Большевик” в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Уже в 1932 г. провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г. Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа “Коммунар”, наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.

К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра.

Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола. 203-мм гаубица обр. 1931 г. в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах. Согласно утвержденному в августе 1939 г. плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной Армии предусматривалось наличие 17 полков по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих 17 полков 13 полков имели двойное развертывание. Потребность в орудиях для 17 полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести еще 571 гаубицу.

После начала Великой Отечественной войны вооруженные 203-мм гаубицами полки были отведены в тыл и вступили в боевые действия в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах.

В ходе ожесточенных боев несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 г. на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4:
масса в боевом положении: 17700 кг;
масса в походном положении: 19000 кг;
калибр: 203,2 мм;
длина ствола: 4,915 м ;
сектор вертикальной наводки: от 0° до +60°;
угол горизонтальной наводки: 8°;
дальность стрельбы: 16000 м;
вес снаряда: 100 кг;
начальная скорость снаряда: 610 м/с.


Источники:
1. Шунков В., "Красная армия", АСТ, 2003
2. Леонидов В., "Артиллерия XX века", АСТ, 2001
3. Chris Chant, "Artillery of World War II", 2001

Обновлено 19.03.2010 14:40
 

Комментарии   

 
#1 Guest 28.04.2010 08:17
Спасибо, Олег. Теперь я увидела Гаубицу Б4, на которой воевал мой отец. Её номер 205. Все тех.хар-ки он помнил до конца своей жизни. Приходилось и на себе солдатам перетаскивать 100кг снаряд.
Цитировать
 
 
#2 Guest 20.01.2011 17:24
ндааааааа 100 кг снаряд со скоростью 600 м\с помоему сломает все что угодно при попадании
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("