На изготовление гардеробной на заказ. | Выезд нарколога на дом смотрите на . |
Палубный истребитель Grumman F6F Hellcat PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
30.12.2010 12:52

Grumman F6F Hellcat являлся палубным истребителем флота Соединенных Штатов, пришедшим на смену более раннему F4F Wildcat. Несмотря на внешнее сходство с F4F, эта машина имела абсолютно новую конструкцию и мотор Pratt & Whitney R-2800 мощностью 2000 л.с. Основными американскими палубными истребителями во Второй мировой войне были Hellcat и Vought F4U Corsair. Во время создания самолета учитывался опыт боев с японским истребителем "Zero". Hellcat стал самым результативным самолетом в истории войны на море. Было подсчитано, что самолеты этого типа уничтожили 5271 самолет противника.

 

Создание и описание конструкции
Фирма Grumman работала над новой моделью палубного истребителя еще до нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Пускай F4F был неплохим истребителем, но японский A6M "Zero" оказался более маневренным и имел бóльшую скорость набора высоты. Однако, и у F4F перед японцем были свои преимущества. Он обладал хорошей живучестью, мог выдержать серьезные повреждения, а также более мощным вооружением. Скорость пикирования у F4F была выше, чем у "Zero". Опытные американские пилоты использовали это преимущество, чтобы уйти от японских истребителей.

Все эти положительные характеристики перекочевали к F6F. Усовершенствованный американский истребитель практически по всем параметрам превосходил "Zero". Контракт на постройку прототипа XF6F-1 был подписан 30 июня 1941 года. Первоначально на истребитель F6F ставили моторы Wright R-2600 Cyclone мощностью 1700 л.с. (1268 кВт). Позднее с целью улучшения летных характеристик его заменили на Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp мощностью 2000 л.с. (1500 кВт). Первый прототип с двигателем Cyclone поднялся в воздух 26 июня 1942 года. Самолет XF6F-3 с новым двигателем Double Wasp совершил свой первый полет 30 июля 1942 года.

Также, как и Wildcat, Hellcat имел преимущества простоты производства и живучести в бою. В кабине пилота были установлены бронелисты общей массой 96 кг, которые защищали летчика от огня противника. Лобовое стекло было пуленепробиваемым, а масляный бак и маслорадиатор имели броневую защиту. Ведущий ас авиации американского флота капитан Девид Маккембел (David McCampbell) все 34 свои победы одержал именно на истребителе Hellcat. Вот как он описывал свою боевую машину:

"...выдающийся истребитель. Он отлично себя показал, был легок в управлении и устойчив во время ведения огня. Но что мне больше всего запомнилось - это насколько он был прочным и простым в обслуживании."

Первая серийная модификация самолета имела название F6F-3. Эти машины начали полеты 3 октября 1942 года, а в феврале 1943 года они уже были готовы к боевым действиям, базируясь на авианосце "Essex".

Были разработаны два варианта ночных истребителей на базе самолета F6F-3. Первый из них, F6F-3E, оснащался радаром AN/APS-4, установленным в обтекателе правого крыла. Поздний образец, F6F-3N, появившийся в июле 1943 года, был оснащен радаром AN/APS-6. В ноябре 1943 года ночные истребители Hellcat совершили первые боевые вылеты. Оборудованные радаром AN/APS-6 самолеты следующей серийной модификации F6F-5 получили обозначение F6F-5N. Кроме того, небольшое количество машин получили камеры для ведения аэрофотосъемки в разведывательных целях. Они именовались F6F-5P. Перед тормозным крюком типа "жало", выдвигавшимся из хвостовой части фюзеляжа на этом фоторазведчике размещалась авиационная фотокамера с объективом, направленным вниз. Такой аппаратурой были снабжены около 200 самолетов.

В задней части фюзеляжа помещалась радиостанция и радиокомпас. Шасси истребителей Hellcat испытывали большую нагрузку при посадке на авианосец, поэтому на них использовался масляный амортизатор. Стойки шасси укладывались в крыло, поворачиваясь на 90°. Причем задняя стойка также убиралась.

Конструкция крыла самолета Hellcat основывалась на двух силовых ланжеронах. Консоли складывались поворотом назад на 90° и укладывались на заднюю часть фюзеляжа. У стабилизатора и киля была одноланжеронная конструкция. При этом киль был выполнен как единое целое с хвостовой частью фюзеляжа. Руль направления обладал роговой аэродинамической компенсацией, а также небольшим триммером. На верхней кромке киля устанавливалась задняя мачта радиоантенны. Рули высоте тоже имели триммеры и нарезы для обеспечения беспрепятственного перемещения руля направления.

Пилот самолета располагался в закрытой сдвижным фонарем кабине. Со спины его защищала бронеплита, но видимость в заднем положении из-за этого была ограничена. Коллиматорный прицел обеспечивал наведение оружия на цель. Среди внешних устройств были приемник воздушных давлений для указателя скорости, находившийся под законцовкой правого крыла, и радиоантенна, натянутая между мачтой на законцовке киля и фюзеляжной мачтой. На самолетах модели F6F-3 эта мачта была наклонена вперед, а на самолетах модели F6F-5 - располагалась вертикально.

В нижней части передней кромки капота находились воздухозаборники, которые подавали воздух к маслорадиатору и турбонагнетателю. Охлаждение двигателя регулировалось при помощи подвижных створок на задней кромке капота. Выхлопные газы собирались в двух коллекторах, проходивших по обеим сторонам двигателя, и выбрасывались из-под задней части капота в специальные ниши.

Стандартное вооружение F6F состояло из шести 12,7-мм (.50) пулеметов Браунинга М2. Позднее самолеты Hellcat оборудовались подвесными системами для бомб и их максимальная бомбовая нагрузка составляла 900 кг. К фюзеляжу можно было прикрепить и подвесной бак емкостью 568 литров. Истребители Hellcat могли нести и ракетное вооружение. Шесть ракет HVAR (High Velocity Aircraft Rocket) могли быть подвешены под крыльями, по три ракеты на каждое крыло.

Самой массовой модификацией самолета стал F6F-5. На нем стоял двухрядный 18-цилиндровый звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-2800-10W Double Wasp мощностью 2200 л.с. (1641 кВт). Он устанавливался с наклоном 3° вперед, обеспечивая этим установку крыла с нулевым углом атаки. Они могли нести более мощное вооружение - пару 20-мм пушек Hispano и пару 12,7-мм пулеметов Браунинга М2.

Следующий образец самолета Hellcat XF6F-6 имел четырехлопастный пропеллер. Он разгонялся до скорости 671 км/ч, будучи самым быстрым из самолетов Hellcat. Однако, война закончилась до того, как он поступил в серийное производство.

Последний Hellcat сошел с конвейера в ноябре 1945 года. Всего было построено 12 275 самолетов этого типа различных модификаций.

Боевое применение
Первый боевой вылет в войне на Тихом океане Hellcat выполнил 1 сентября 1943 года с авианосца Independence. Тогда американцам удалось сбить японский гидросамолет Kawanishi H8K "Emily". 11 ноября 1943 года состоялся крупный воздушный бой над Рабаулом (остров Новая Британия), в котором участвовали палубные истребители Hellcat и Corsair. Американские летчики доложили о 50 сбитых японских самолетах. 23-24 ноября истребители Hellcat принимали участие в воздушных боях над Таравой. Было заявлено об уничтожении 30 японских "Zero" и только один F6F был сбит.

В сражении в Филиппинском море истребитель Hellcat был самым массовым американским палубным истребителем. В войне на Тихом океане 75% всех сбитых японских самолетов принадлежат именно пилотам истребителей Hellcat. В начале 1944 года в бой начали вступать эскадрильи ночных истребителей F6F, оборудованные радаром для полетов в темноте.

В феврале 1945 года начались авианалеты на Токио, в которых участвовали и истребители Hellcat. Всего в этих налетах были задействованы самолеты с 16 американских авианосцев. Самое активное участие в налетах в первые дни приняли самолеты Hellcat из эскадрильи FV-84 "Vipers" ("Гадюки"), базировавшиеся на авианосце "Bunker Hill". Утром 16 февраля самолеты этой эскадрильи сбили 24 японских самолета. При этом лейтенант Э. Андерсон сбил пять различных самолетов: два "Oscar" и по одному "Tojo", "Tony" и "Zero".



Самолеты F6F авиации флота США и авиации морской пехоты США совершили за время войны 66 530 боевых вылетов и уничтожили 5163 самолета противника, потеряв при этом всего 270 машин. В роли истребителя-бомбардировщика самолеты Hellcat сбросили 6503 тонны бомб.

Британская морская авиация - Fleet Air Arm (FAA) - получила по Ленд-лизу 1263 истребителя F6F. На службе британской короне они вначале назывались Grumman Gannet Mark I. В 1943 году британцы пересмотрели обозначения самолетов морской авиации американского производства, вернув им оригинальное название "Hellcat". Таким образом, на вооружении FAA находились: Hellcat F I (F6F-3), Hellcat F II (F6F-5) и Hellcat NF II (F6F-5N). Они принимали активное участие в боевых действиях у берегов Норвегии, в Средиземном море и на Дальнем Востоке. Некоторые оснащались фотоаппаратами для разведывательных целей и получали наименование Hellcat FR II. С мая 1944 по июль 1945 года самолеты Hellcat из состава FAA участвовали в 18 воздушных сражениях и одержали 52 победы. Самой результативной британской эскадрильей, на вооружении которой стояли самолеты Hellcat, была 1844-я морская авиаэскадрилья (1844 Naval Air Squadron). Она имела на своем счету 32 с половиной победы.

Модификации
XF6F-1 - первый прототип с двухступенчатым радиальным двигателем Wright R-2600-10 Cyclone мощностью 2000 л.с. (1491 кВт).

XF6F-2 - второй прототип с радиальным двигателем Wright R-2600-16 Cyclone.

XF6F-3 - первый прототип XF6F-1, двигатель которого был заменен на двухступенчатый радиальный Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp мощностью 2000 л.с. (1491 кВт).

F6F-3 Hellcat - одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик с радиальным двигателем Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp мощностью 2000 л.с. (1491 кВт).

Gannet Mk I - британское обозначение самолетов модели F6F-3 Hellcat, позднее переименован в Hellcat F Mk.I.

F6F-3E Hellcat - ночной истребитель, оборудованный радаром AN/APS-4.

XF6F-3N - один из самолетов модели F6F-3, переделанный в прототип ночного истребителя.

F6F-3N Hellcat - ночной истребитель, оснащенный радаром AN/APS-6.

XF6F-4 - один из самолетов модели F6F-3, в который был помещен двухскоростной радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800-27 Double Wasp мощностью 2100 л.с. (1566 кВт).

F6F-5 Hellcat - улучшенная версия с измененной формой капота двигателя, новыми элеронами, усиленным хвостовым оперением и радиальным двигателем Pratt & Whitney R-2800-10W мощностью 2000 л.с. (1491 кВт).

Hellcat F Mk 2 - британское обозначение самолетов F6F-5 Hellcat.

F6F-5K Hellcat - несколько машин версий F6F-5 и F6F-5N, переделанные в радиоуправляемые беспилотные самолеты.

F6F-5N Hellcat - ночной истребитель с радаром AN/APS-6.

Hellcat NF Mk II - британское обозначение самолетов серии F6F-5N Hellcat.

F6F-5P Hellcat - малое количество машин F6F-5, которые были переделаны в самолеты фоторазведки с камерой в задней части фюзеляжа.

Hellcat FR Mk II - британское обозначение самолетов с камерами.

XF6F-6 - два самолета серии F6F-5 с четырехлопастным винтом и радиальным двигателем Pratt & Whitney R-2800-18W мощностью 2100 л.с. (1566 кВт).

FV-1 - предполагаемое обозначение самолетов Hellcat, производство которых канадским Виккерсом было отменено.

Тактико-технические характеристики
Экипаж: 1 человек;
Длина: 10,24 м;
Размах крыла: 13,08 м;
Размах крыла в сложенном положении: 4,93 м;
Высота: 3,99 м;
Площадь крыла: 31,03 м²;
Вес (пустого): 4190 кг;
Вес (загруженного): 5714 кг;
Вес (максимальный взлетный): 6990 кг;
Силовая установка: двухрядный радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800-10W "Double Wasp" мощностью 2000 л.с. (1491 кВт);
Пропеллер: трехлопастный модели Hamilton диаметром 4 м;
Запас топлива: 946 л. (без подвесных топливных баков)*;
Максимальная скорость: 610 км/ч;
Скорость отрыва: 135 км/ч;
Радиус действия: 1520 км;
Потолок: 11 370 м;
Скорость подъема: 17,8 м/с;
Нагрузка на крыло: 184 кг/м³;
Вооружение: шесть пулеметов М2 Браунинга калибра 12,7 мм (0.50) с боезапасом 400 выстрелов каждый, две 20-мм пушки с боезапасом 225 выстрелов каждая**, шесть 127-мм ракет HVAR или две 298-мм ракеты Tiny Tim, бомбы (или торпеда) общим весом до 1814 кг***;



Примечания:

* самолет Hellcat мог нести до трех дополнительных топливных баков по 568 литров в каждом;
** самолеты серии F6F-3 не имели пушечного вооружения;
*** использовались следующин типы бомб/торпед:
под фюзеляжем одна бомба весом 907 кг. или торпеда Mk 13-3,
под крыльями две бомбы весом по 450 кг. или четыре бомбы весом по 227 кг. или восемь бомб весом по 110 кг.;

 


 

 

Источники:
1. Grumman F6F Hellcat. Обзор. Мировая авиация №97, 2010;

Обновлено 12.01.2011 11:32
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU