Смотрите кухни для хрущевок.
Истребитель Supermarine Spitfire PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
09.10.2010 22:40



Боевое применение

В августе 1938 года 19-я эскадрилья из Даксфорда стала первой, получившей новые истребители Spitfire. К декабрю она была полностью ими укомплектована.

К 3 сентября 1939 года, в самом начале Второй мировой войны, Королевские ВВС уже получили 306 самолетов Spitfire. 187 из них были на вооружении 11-го истребительного командования, в которое входили 19-я, 41-я, 54-я, 65-я, 66-я, 72-я, 74-я, 602-я, 603-я, 609-я и 611-я эскадрильи. Еще 71 самолет был в резерве на случай потерь. 12 машин Spitfire были опытными и использовались для испытательных полетов. Один Spitfire был отправлен в Центральную летную школу для подготовки инструкции по эксплуатации самолета. Остальные 36 единиц на тот момент были уже потеряны из-за аварий и крушений по время полетов.

Первый воздушный бой с участием этих новых британских истребителей произошел 16 октября 1939 года, когда девять немецких бомбардировщиков Ju-88 совершили налет на корабли Королевского флота в заливе Фирт-оф-Форт. Тут же на перехват были посланы истребители 602-й и 603-й эскадрилий из Дреме и Тернхауса. Пилот истребителя Spitfire флайт-лейтенант Пэт Гиффорд (603-я эскадрилья) в воздушном бою сбил один бомбардировщик, а флайт-лейтенанты Джордж Пинкертон и Арчи Маккеллар уничтожили другой. Еще один из Ju-88 был поврежден, но сумел уйти от британцев.



К маю 1940 года еще восемь истребительных эскадрилий были перевооружены новыми самолетами Spitfire. Это были 64-я, 92-я, 152-я, 222-я, 234-я, 266-я, 610-я и 616-я эскадрильи. Общее количество эскадрилий, имевших самолеты Spitfire, теперь возросло до 19.

Первоначально эти самолеты планировалось использовать для обороны объектов на Британских островах, поэтому они имели довольно маленький радиус действия. Однако, после начала Вермахтом кампании во Франции 10 мая 1940 года, эти машины появились и в небе над континентальной Европой. 12 мая группа из шести самолетов Spitfire 66-й эскадрильи вместе с шестью двухместными истребителями Defiant из 264-й эскадрильи вышла на патрулирование неба над Голландией. Был перехвачен и поврежден один бомбардировщик Ju-88. На следующий день вылет повторился и на этот раз группа британцев натолкнулась на пикирующие бомбардировщики Ju-87 с эскортом из истребителей Me Bf-109. В ходе ожесточенной схватки четыре Ju-87 и один Me Bf-109 были сбиты. Потери Королевских ВВС в этом бою составили пять самолетов Defiant и всего один Spitfire.

Крупные воздушные баталии развернулись с 21 мая. Фронт стремительно двигался на запад и теперь уже был в зоне досягаемости для самолетов Spitfire истребительного командования, которые базировались в Кенте. К 3 июня 1940 года, когда завершилась эвакуация британских и французских войск из Дюнкерка, сопровождаемая яростными воздушными боями, истребительное командование потеряло уже около трети самолетов Spitfire, находившихся в боевых частях - всего 72 единицы.



В 1941 году Истребительное командование Королевских ВВС начало наступательные операции с целью втянуть Люфтваффе в боевые действия. Ключевую роль в будущих сражениях в воздухе должен был играть именно Spitfire.

9 января 1941 года три эскадрильи Spitfire Mk I направились на север Франции, но не встретили противника и вернулись ни с чем. Люфтваффе явно не спешило вступать в бой с одними истребителями. На следующий день в качестве приманки было решено использовать шесть бомбардировщиков Blenheim, которые должны были сбросить бомбы на военный склад под Кале. Их прикрывали семь эскадрилий на самолетах Spitfire и еще четыре на Hurricane, всего 103 истребителя. Операция получила название "Цирк" ("Circus"). Но и эта затея не увенчалась успехом. В результате мелких стычек были сбиты один Hurricane и один Spitfire, немцы потерь не имели.

В последующие дни подобные вылеты стали повторяться регулярно. 12 августа 54 британских бомбардировщика Blenheim с малой высоты атаковали электростанции в Кнепсеке и Квадрате на западе Германии. На начальном этапе полета их сопровождали шесть эскадрилий Spitfire Mk II, IIB и V, а также одна эскадрилья двухмоторных истребителей Whirlwind. Далее использовались три эскадрильи Spitfire II и Mk II с увеличенной дальностью полета. В разгоревшемся воздушном бою были сбиты десять бомбардировщиков Blenheim и четыре истребителя Spitfire. Объем производства самолетов Spitfire резко увеличивался. К концу 1941 года эти машины состояли на вооружении уже в 46 эскадрильях.

В июле 1942 года 64-я эскадрилья из Хорнчерча получила новые истребители Spitfire Mk IX. Первую победу на нем одержал 30 июля капитан Д. Кингэйби. Британцы теперь могли сражаться на равных с немецкими истребителями FW 190. 19 августа 1942 года британские и канадские войска высадились в Дьеппе, на севере Франции. С воздуха их поддерживали 48 эскадрилий Spitfire: 42 из них имели машины модели Mk V, две - Mk VI и четыре - Mk IX. Потери союзников в воздушной битве над Дьеппом были тяжелыми - 97 самолетов, из которых 59 были именно Spitfire.

Высотные Spitfire Mk VI стояли на вооружении двух эскадрилий. В мае 1943 года новая модель высотного истребителя Spitfire Mk VII стала поступать в 124-ю эскадрилью в Норт-Уилд. В августе 1943 года три таких самолета патрулировали небо над базой Королевского флота в Скапа-Флоу в поисках немецких самолетов-разведчиков. Весной 1944 года 131-я и 616-я эскадрильи также перешли на Spitfire Mk VII. Во время подготовки к высадке в Нормандии они патрулировали воздушное пространство над важными английскими портами, а затем прикрывали плацдарм во Франции. Кроме того самолеты модели Mk VII использовались для сопровождения бомбардировщиков. Самый дальний рейд протяженностью 1110 км в оба конца прошел 11 августа. Тогда самолеты 131-й эскадрильи прикрывали бомбардировщики Lancaster, которые атаковали базу немецких подводных лодок в Ла-Паллисе.

Новые самолеты Spitfire Mk XVI с двигателем Packard Merlin начали выпускаться на заводе в Касл-Бромвиче в октябре 1944 года. В начале декабря ими была переоснащена 403-я эскадрилья, базировавшаяся на аэродроме Эвер под Брюсселем. К концу войны в Европе эти машины успели получить 19 эскадрилий.

В феврале 1943 года 41-я эскадрилья была переброшена в Хай-Эрколл, графство Шропшир, и перевооружена новыми Mk XII с двигателем Griffon. В апреле эти самолеты прибыли в 91-ю эскадрилью, а 41-я эскадрилья была переведена в Хокиндж под Фолкстоном, и оттуда совершала вылеты на перехват немецких бомбардировщиков. 17 апреля старший лейтенант К. Бирбек на самолете Spitfire Mk XII расстрелял немецкий патрульный катер, а капитан Р. Хогарт сбит бомбардировщик Ju 88 в районе Кале.

Осенью 1943 года в серийное производство запустили Spitfire Mk XIV с форсированным двигателем Griffon 61. Весной 1944 года на эти самолеты перешли 91-я, 322-я и 610-я эскадрильи. В июне 1944 года на Лондон начали падать ФАУ-1. Самолеты модели Mk XIV стали патрулировать небо в поисках этих крылатых ракет и старались сбить их.

На море Королевский Флот использовал морской вариант истребителя Spitfire - т.н. Seafire. Первой боеготовности на этих самолетах достигла в июне 1942 года 807-я эскадрилья из Ли-он-Соленте. Она летала на машинах Seafire Mk IIC. Во второй половине 1942 года еще четыре эскадрильи были вооружены самолетами Seafire. Во время подготовки к высадке на Сицилии большинство самолетов Seafire Mk II были отправлены в Средиземное море.

В 1944 году истребители Seafire базировались на суше и на авианосцах. В их задачу входило сопровождение самолетов, наносивших удары по немецким корабля в норвежских водах. Перед высадкой в Нормандии Seafire Mk III из 887-й и 894-й эскадрилий размещались на аэродроме в Калмхеде и прикрывали штурмовики Typhoon во время их боевых вылетов за Ла-Манш. Во время самой высадки самолеты Seafire берегового базирования участвовали в наведении корабельной артиллерии на цели на берегу. В августе 1944 года во время высадки на юге Франции на палубах четырех британских авианосцев находились истребители Seafire. Во время этой операции они патрулировали зону высадки, осуществляли разведку, а также наносили удары по войскам противника.



Дополнительный материал:

 

Фотографии:
Самолеты 19-й эскадрильи в Даксфорде, май 1939 года.
Seafire Mk IB из 801-й эскадрильи RAF с авианосца "Furious".


(статья еще не готова)


 


Источники:
1. Supermarine Spitfire: Боевые действия, Мировая авиация №89, Де Агостини, 2010
2. Supermarine Spitfire: Spitfire над Европой, 1941-1945 годы, Мировая авиация №97, Де Агостини, 2010

Обновлено 20.01.2011 11:59
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU