Истребитель Кавасаки Ки-100 (тип 5) PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
19.09.2010 18:00



Кавасаки Ки-100 являлся истребителем, состоявшим на вооружении ВВС Императорской японской армии. Японское обозначение этого самолета - истребитель тип 5. Он был сконструирован на базе самолета Ки-61-II-КАИ с применением радиального двигателя завода Мицубиши и стал одним из лучших армейских истребителей-перехватчиков. Он был быстрым и маневренным, успешно противостоял американским бомбардировщикам. Истребитель Ки-100 участвовал в боях с марта 1945 года. Новая модификация самолета, Ки-100-I-Оцу, была представлена за считанные недели до окончания Второй мировой войны, ими планировалось вооружить пять сентаев для обороны Японских островов.

История создания
В середине 1944 года истребитель Ки-61 являлся одним из лучших на вооружении ВВС армии. Это был единственный японский истребитель, использовавший рядный двигатель (Кавасаки Ха-40, японский вариант немецкого Daimler-Benz DB 601). Выдающиеся летные характеристики ставили этот самолет в один ряд с современными американскими и европейскими машинами. Усовершенствованная модель Ки-61-II (позднее Ки-61-II-КАИ) имела новый двигатель Кавасаки Ха-140 мощностью 1500 л.с. (1120 кВт). Максимальная скорость возросла с 590 км/ч до 610 км/ч. Остальные характеристики, кроме скорости подъема, также увеличились. 

После изучения полученного от немцев истребителя Fw 190A, в узком корпусе которого умещался широкий двигатель, три самолета Ки-61-II-КАИ были подготовлены, чтобы испытать двигатели Мицубиши Ха-112-II (Кинсей). Главный конструктор и глава проекта Токео Дои, его ассистент Макато Овада и Томио Огучи, руководитель разработок двигателей на заводе Кавасаки в городе Кагамигахара, работали над тем, чтобы подготовить конструкцию самолета для установки на нем нового двигателя.



1 февраля 1945 года новая модель самолета впервые поднялась в воздух. Без необходимости установки тяжелого радиатора и системы жидкостного охлаждения самолет Kи-100 весил на 329 кг меньше Ки-61-II. Нагрузка на крыло также изменилась со 189 кг/м² до 175 кг/м². Это неминуемо отразилось на летных характеристиках, придало больше маневренности и способность совершать более крутые повороты.

Генеральный штаб армии был впечатлен летными характеристиками нового самолета и он был запущен в серийное производство под обозначением "Гошикисен" (с яп. "го" - пять, "шики" - тип, "сентоки" - истребитель) или просто армейский истребитель тип 5. Заводским обозначением было Ки-100-I-Ko. В ходе производства использовались готовые корпуса самолетов Kи-61-II-КАИ и Ки-61-III, которые переделывались под нужный двигатель. Первые 271 самолет модели Kи-100-I-Ko были выпущены в период с марта по июнь 1945 года. Далее с мая по конец июля 1945 года еще 118 самолетов Kи-100-I-Oцу были готовы.

Самолет был вооружен двумя 20-мм пушками Хо-5 с боезапасом в 200 выстрелов на каждую, а также двумя 12,7-мм пулеметами Хо-103 с 250 выстрелами на каждую.



В качестве усовершенствованной модификации выступил Ки-100-II, высотный истребитель-перехватчик, специально созданный для борьбы с американскими бомбардировщиками В-29. Однако, этот самолет был построен только в трех экземплярах для испытательных полетов, так и не будучи запущенным в серийное производство.

Боевое применение
Самолеты Ки-100 были на вооружении следующих сентаев: 5-го, 17-го, 18-го, 20-го, 59-го, 111-го, 112-го, 200-го и 224-го, а также в 81-й отдельной истребительной роте. Первый воздушный бой с участием Ки-100 произошел ночью 9 марта 1945 года. Первый же сбитый Ки-100 был отмечен 7 апреля 1945 года. В тот день самолет старшего сержанта Ясуо Хиема был сбит огнем с бомбардировщика В-29. Японские истребители предпочитали лобовые атаки на В-29, что часто приводило к фатальным последствиям для самих истребителей.

В марте-апреле 1945 года опытные инструкторы из армейской летной школы Акено проводили сравнительные испытания Ки-100 и Ки-84, который считался лучшим истребителем в японской армии на тот момент. Они пришли к заключению, что Ки-100 с опытным пилотом всегда побеждает в воздушном бою. С середины апреля специальное подразделение с трофейными самолетами, среди которых был и захваченный в Китае Mustang, облетело многие базы ВВС Японии с целью подготовки пилотов к воздушным боям с американскими самолетами. В этом подразделении, именуемом "Летаюшим цирком" был и выдающийся боевой летчик майор Ясухико Курое.



25 июля 1945 года произошел воздушный бой, в котором участвовало 18 истребителей Ки-100 из 244-го сентая и 10 палубных истребителей Hellcat 31-й истребительной эскадрильи с легкого авианосца USS Belleau Wood. Каждый из противников потерял по два самолета в этом бою. Среди сбитых японских летчиков оказался майор Цутае.

После бомбардировки авиационного завода в Кагамигахара и сокращения поставок деталей от других заводов темп производства самолетов Ки-100 заметно снизился. В период с мая по июль 1945 года было выпущено всего 12 самолетов. Последний сбитый Ки-100 был отмечен 14 августа 1945 года. В этот день старший сержант Фумихико Тамагаке из 244-го сентая был сбит истребителем Mustang.

Боевое применение истребителя Ки-100 доказало, что этот самолет, управляемый опытным пилотом, сможет взять вверх над такими американскими истребителями, как P-51D Mustang или P-47N Thunderbolt, которые составляли эскорт бомбардировщиков В-29 в налетах на Японию.



Модификации
Ки-100 (прототипы) - представляли из себя Кавасаки Ки-61-II-KAИ с радиальным двигателем. Всего собрано три таких самолета.

Ки-100-I-Ко - первоначальная серийная модификация, собираемая из Ки-61-II-КАИ. Всего выпущено 271 единица.

Ки-100-I-Оцу - усовершенствованная модель с улучшенным обзором для пилота. Всего произведено 118 единиц.

Ки-100-II - опытные самолеты с двигателем Мицубиши Ха-112-II Ру с турбокомпрессором мощностью 1500 л.с. (1120 кВт). Всего построено три самолета.

Общее количество произведенных самолетов Ки-100 - 395 единиц.



Тактико-технические характристики
экипаж: 1 человек;
длина: 8,82 м;
размах крыльев: 12 м;
высота: 3,75 м;
площадь крыла: 20 м²;
вес пустого: 2525 кг;
вес загруженного: 3495 кг;
двигатель: радиальный Мицубиши Ха-112-II мощностью 1500 л.с. (1120 кВт);
максимальная скорость: 580 км/ч на высоте 6000 м;
крейсервская скорость: 400 км/ч;
дальность полета: 2200 км;
потолок: 11000 м;
скорость подъема: на 5000 м за 6 минут;
вооружение: две 20-мм пушки Хо-5 и два 12,7-мм пулемета Хо-103.


Дополнительный материал

Схемы окраски истребителей Ки-100:
1-й чутай 18-го сентая.
2-й чутай 18-го сентая.
17-й сентай.
2-й чутай 244-го сентая.
Командир 5-го сентая.
3-й чутай 59-го сентая.
1-й чутай 59-го сентая.
20-й сентай.
2-й чутай 111-го сентая.

Сравнительные схемы самолетов Ки-100-I-Ko и Ки-100-I-Оцу:
Ки-100-I-Ko.
Ки-100-I-Оцу.

Цветные фотографии Ки-100:
1.
2.
3.
4.


Источники:
1. Bueschel, Richard M. Kawasaki Ki.61/Ki.100 Hien in Japanese Army Air Force Service, Aircam Aviation Series No.21. Canterbury, Kent, UK: Osprey Publications Ltd, 1971.;
2. Ethell, Jeffrey L. Aircraft of World War II. Glasgow, Collins Jane's, 1995.;
3. Francillon, René J. Japanese Aircraft of the Pacific War. London: Putnam, 1970;
4. Kawasaki Ki-100 army type 5 fighter, Famous airplanes of the world, No.36. Bunrin-Do, 1974.

Обновлено 20.09.2010 12:07
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("