Смотри мтс международный роуминг ноль без границ. | Главная радиаторы отопления Стальные Керми.
Истребитель Як-9 PDF Печать E-mail
Автор: Олег Бегинин   
08.03.2010 11:09

Як-9

Як-9 являлся самым массовым истребителем Великой Отечественной войны. Начиная с 1942 г. советской авиационной промышленностью было выпущено почти 17 тыс. этих самолетов разной модификации. Як-9 входит в серию знаменитых истребителей, созданных КБ под руководством А. Яковлева. Первый из них - Як-1 - появился в 1940 г. одновременно с самолетами других авиаконструкторов - ЛаГГ-3 и МиГ-3. Як-1 отличался от них меньшим весом, что придавало этому истребителю лучшую маневренность и увеличивало его скороподъемность. Высокая скорость (580 км/ч) подчеркивала эти достоинства на фоне устаревших советских конструкций - И-15 и И-16. Так что Як-1 оказался достойным противником для фашистских "мессеров". Он по праву считается лучшим советским истребителем начального периода войны.

 

История создания
В 1941 году инженер К. В. Синельщиков из КБ Яковлева предложил переделать двухместный учебно-тренировочный самолет Як-УИТИ в одноместный истребитель. Новая машина получила обозначение Як-7. Она имела ряд преимуществ перед истребителем Як-1. Однако, особенностью всех истребителей Яковлева того периода было то, что крылья целиком изготавливались из дерева. Это объяснялось дороговизной и дефицитом алюминиевых спловов.

Главным отличием следующей модели истребителя Як-9 от своего предшественника Як-7 было именно наличие дюраля в конструкции крыла. Из этого легкого сплава были выполнены лонжероны* и часть нервюр**. Подобное нововведение позволило уменьшить вес всего самолета почти на 100 кг, значительно повысив его летные характеристики. Скорость увеличилась на 30 км/ч, а время набора высоты 5000 м сократилось на полминуты. Изменилась форма законцовок крыла. У Як-9 она стала "срезанной", близкой к форме трапеции.

Летные испытания истребителя Як-9 проводились в августе - сентябре 1942 года, а в октябре он был уже пущен в серийное производство на заводе № 153 в Новосибирске. Позднее заказы на постройку самолетов получили завода № 166 (Омск) и № № 82 (Москва). До 1948 года, когда самолет этой модели был снят с производства, общее число выпущенных машин достигло 16 769 единиц, из них 12 536 были собраны в Новосибирске, 3416 - в Омске и 817 - в Москве.

Конструкция самолета

Як-9 являлся фронтовым истребителем, одноместным свободнонесущим однопланом с убирающимися шасси и закрытой кабиной.

Силовой каркас фюзеляжа самолета представляет собой сварную ферму из тонкостенных стальных труб. Ферма изготавливалась как единое целое с моторамой и опрофилировалась снаружи деревянными шпангоутами и стрингерами. К ним крепилась фанерно-полотняная обшивка. Носовая часть фюзеляжа укрыта съемными дюралевыми капотами. За кабиной пилота располагался грузовой отсек.

Крыло самолета неразъемное, имеет трапециевидную форму, два металлических лонжерона, деревянные нервюры и фанерную обшивку, обклеенную тканью. Внутреннее пространство крыла использовалось под бензобаки и ниши основных стоек шасси.

Хвостовое оперение - цельнометаллическое. Каркас выполнен из дюралевых профилей, а обшивка - из дюралевых листов на заклепках. Рули и элероны имели полотнянную обшивку.

Истребитель Як-9 был оборудован 12-цилиндровым двухрядным поршневым V-образным мотором с водяным охлаждением М-105ПФ (ПФ = "пушечный форсированный") мощностью 1250 л.с. Нагнетатель - двухскоростной центробежный.



Самолеты Як-9 появились на фронте во второй половине 1942 года. Вместе с Ла-5 они приняли участие в Сталинградской битве и в воздушных сражениях за господство в воздухе. На средних высотах Як-9 превосходил по маневренности и скорости истребители "Люфтваффе" "Мессершмитт-109G-2" и даже "Фокке-Вульф-190A3", уступая им только в вооружении. За счет замены дерева на дюралюминий советским конструкторам удалось значительно облегчить самолет и увеличить его внутреннее свободное пространство. Это позволило установить в крыльях топливные баки больших объемов. Так появились модели Як-9Д и Як-9ДД (1943) с дальностью полета 1330 и 2200 км соответственно, что в три раза превышало дальность обычных истребителей. Усилили на Як-9 и вооружение: например, на Як-9К устанавливали 37-миллиметровые, а с 1944 г. - 45-миллиметровые пушки. Их снаряды пробивали броню танков, а самолеты противника разваливались в воздухе от одного попадания. Истребители Як-9У (улучшенной конструкции) удерживали господство в воздухе в заключительный период войны. Вот один из характерных эпизодов: 17 апреля 1945 г., ведя свободный поиск в районе г. Зеелова, наши самолеты уничтожили 16 вражеских, не потеряв ни одного своего. Другим направлением развития самолета Яковлева стал Як-3. Он был разработан в 1943 г. на базе проверенного в боях одноместного Як-1 с использованием новшеств, примененных при создании Як-9. Легкий, маневренный, скоростной (до 720 км/ч), ему не было равных в воздушных баталиях на самых разных высотах. Многие специалисты считают Як-3 лучшим самолетом Второй мировой войны. Именно на этих боевых машинах предпочли сражаться французские летчики из прославленного полка "Нормандия-Неман", хотя им предлагали на выбор американские и английские истребители.

Як-9

Основные и самые известные модификации:

Як-7ДИ - прототип. Изготовлен в феврале 1942 года.

Як-9 - первый серийный вариант. Отличался отсутствием крайних крыльевых баков. Изготовлено 459 самолётов.

Як-9 М-106 - опытный с двигателем М-106-1ск мощностью 1350 л.с. Изготовлен в 1942 году.

Як-9Б (Як-9Л) -истребитель-бомбардировщик. Отличался наличием бомбоотсека за кабиной пилота. В 1944 году изготовлено 109 самолётов.

Як-9В - учебно-тренировочный истребитель (вывозной). Разработан на базе Як-9Т. Отличался наличием двойной кабины. С августа 1945 по август 1947 года изготовлено 456 самолётов. Ещё 337 переоборудовано из Як-9М.

Як-9Д - дальний. Отличался дополнительными топливными баками. В 1943-1946 годах изготовлено 3058 самолётов. Поставлялся в Болгарию.

Як-9ДД - истребитель дальнего действия. Отличался увеличенным до 845 л запасом топлива (9 баков), составом оборудования. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. С мая 1944 по сентябрь 1945 года изготовлено 399 самолётов. В августе 1944 года группа из 12 самолётов осуществила перелёт Бельцы - Бари (Италия), протяжённостью 1300 км.

Як-9К - самолёт для перевозки комсостава (курьерский). Отличался двухместной кабиной, отсутствием вооружения. Разработан на базе Як-9К. В июле 1944 года изготовлен на заводе №153 в единственном экземпляре.

Як-9М - модернизированный. Отличался смещённой назад кабиной. С мая 1944 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 4239 самолётов.

Як-9М ПВО - истребитель для авиации ПВО. От Як-9М отличался наличием посадочной фары в левом крыле, радиополукомпасом РПК-10, уменьшеным запасом топлива и масла. В 1944 году изготовлено 160 самолётов. Кроме того, часть самолётов переоборудованы в строевых частях.

Як-9П - цельнометаллический истребитель. Отличался двигателем ВК-107А, трапецевидными законцовками крыла. С августа 1946 по декабрь 1948 года изготовлен 801 самолёт. Поставлялся в Албанию, Венгрию, Китай, КНДР, Польшу и Югославию.

Як-9ПД - опытный с двигателем М-105ПД. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. В 1943 году изготовлено 5 самолётов.

Як-9Р - разведчик. Отличался наличием фотооборудования. Разработан на базе Як-9Д. В строевых частях в разведчик переоборудовались серийные Як-9.

Як-9С - вариант Як-9У с 2 пушками Б-20С и 1 пушкой ВЯ-23. В мае 1945 года изготовлено 2 самолёта.

Як-9Т - танковый. Отличался мотор-пушкой НС-37, усиленной передней частью фюзеляжа, смещённой назад кабиной. С марта 1943 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 2748 самолётов.

Як-9ТК - опытный. Изготовлен в 1943 году в 1 экземпляре.

Як-9У - улучшенный. Отличался двигателем ВК-107А (на ранних ВК-105ПФ2М) с винтом ВИШ-105В-1, конструкцией центроплана, сдвинутой назад кабиной, удлинённой задней частью фонаря кабины, установкой маслорадиатора по типу Як-3, фанерной обшивкой фюзеляжа. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 2 пулемётов УБС. Выпускался с апреля 1944 года. Изготовлен 3921 самолёт.

Як-9УТ - пушечный вариант Як-9У. Вооружение состояло из 1 пушки Н-37 и 2 пушек Б-20. В феврале-мае 1945 года изготовлено 282 самолёта.

Примечания:
* Лонжерон - основной силовой элемент конструкции каркаса крыла, располагающийся по длине;
** Нервюра - элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата, предназначенный для придания им формы профиля.


Як-9  976-й иап


Источники:
1. Як-9/Як-3, маневренный бой, Мировая авиация №98, 2010

Обновлено 03.03.2011 13:53
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("