Истребитель Boulton Paul Defiant PDF Печать E-mail
Автор: Павел Кузнецов   
21.08.2010 16:35



...19 июля 1940 года ведущий восьмерки Bf 109E из III/JG 51 Ханнес Траутлофт заметил в районе Фолкстона девять английских истребителей. Определив по стрелковой башне позади кабины летчика, что это не «Спитфайры» и «Харрикейны», немецкий ас повел свою группу в атаку, поймав в прицел правый самолет. Пулеметные трассы протянулись навстречу, и сильный удар потряс «Мессершмитт» Траутлофта. Тем не менее, пилот не отказался от атаки и в свою очередь открыл огонь. За английским истребителем потянулся узкий шлейф дыма, а затем самолет неожиданно превратился в комок огня. Всего в этом бою немецкие летчики сбили шесть вражеских машин и одну тяжело повредили. Это был полный разгром 141-й эскадрильи RAF, оснащенной двухместными истребителями Болтон Пол «Дефиант». Подразделение вывели из состава 11-й авиагруппы и отправили в тыл...

 

«Болтон Пол» побеждает в конкурсе
Концепция двухместного истребителя, вооруженного вращающейся пулеметной башней, зародилась в Англии в середине 30-х годов. Предполагалось, что подобные самолеты будут действовать совместно с одноместными истребителями, обеспечивая им защиту в случае нападения противника сзади. При встрече с бомбардировщиками они должны были разбивать боевые порядки врага и уничтожать ведущие машины. Стрелок, по мнению некоторых военных специалистов, мог лучше справиться с задачей ведения прицельного огня, чем пилот, занятый пилотированием самолета. Эта идея основывалась на существовании полностью закрытой стрелковой башни с гидравлическим приводом, разработанной под руководством главного конструктора фирмы «Болтон Пол» Дж. Норта на базе опытных образцов французской башни, закупленной для лицензионного производства. Оборудованная четырьмя пулеметами «Браунинг» калибра 7,69 мм, эта башня имела довольно высокую огневую силу.

Конкурс на создание двухместного истребителя-моноплана с вооружением нового типа британское министерство авиации объявило в 1935 году. В разработке самолета первоначально приняли участие пять фирм, но затем из-за вмешательства министерства финансов, ограничившего кредиты, поддержку получили только две: «Болтон Пол» и «Хаукер». Инженеры предприятия «Хаукер» предложили под обозначением «Хотспур» башенный истребительный вариант своего легкого одномоторного бомбардировщика «Хенли». Эта машина выбыла из конкурса по чисто производственным соображениям, и в итоге на испытания поступил только опытный истребитель P-82 фирмы «Болтон Пол», получивший наименование «Дефиант». RAF настолько были заинтересованы в этом самолете, что уже в марте 1937 года поступил заказ на 87 серийных машин, хотя опытный экземпляр «Дефианта» впервые поднялся в воздух лишь 11 августа того же года. Им управлял шеф-пилот Сесил Фезер, а вместо стрелковой башни в фюзеляже размещался необходимый балласт. С двигателем Роллс-Ройс «Мерлин» I мощностью 1030 л.с. истребитель развил скорость 486 км/ч, был устойчив в полете и хорошо выполнял фигуры высшего пилотажа. Вооружение на самолете установили позднее, а вслед за этим в 1939 году прошел испытания второй прототип самолета, отличающийся мотором «Мерлин» II, измененной конструкцией выхлопных патрубков и капота двигателя.


Описание самолета

Серийный «Дефиант» по внешнему виду напоминал одноместный «Харрикейн», но был на 640 кг тяжелее и имел цельнометаллическую конструкцию. Стрелковая башня Болтон Пол A Mk IID находилась позади кабины пилота и несла четыре пулемета с боезапасом по 600 патронов на ствол. Вращение башни и наводка пулеметов производились с помощью гидравлического привода. Электродвигатель масляного насоса питался от бортовой электросети. Башня вращалась на 360°, и, чтобы не мешать развороту стрелковой установки, задняя часть фонаря кабины и гаргрот фюзеляжа позади башни в боевом положении сдвигались вниз, несколько ухудшая аэродинамические качества самолета. Минимальный угол возвышения стволов пулеметов при стрельбе в продольной плоскости истребителя составлял +25°, что предохраняло лопасти воздушного винта и хвостовое оперение от прострела. При ведении флангового огня угол возвышения находился в пределах от 0 до + 90°. Пулеметы были оснащены электроспуском, допускающим либо одновременную стрельбу из всех стволов, либо раздельную – из правой или левой спарки. Стрелок забирался в башню через сдвижную часть ее остекления.

Крыло «Дефианта» с гладкой дюралевой обшивкой делилось на центроплан с топливными баками и нишами шасси, отъемные консоли трапециевидной формы и законцовки. Металлические посадочные щитки занимали значительную часть размаха крыла. Элероны типа «Фрайз» покрывались полотном.


Первые взлеты и первые минусы

Первые три серийных «Дефианта» Mk I поступили в испытательный центр в сентябре 1939 года, когда в Европе уже началась 2-я мировая война. Они использовались для обучения обслуживающего персонала, опробования различных вариантов вооружения (например, подкрыльевых подвесок для мелких бомб) и определения потенциальных возможностей нового самолета. Сравнительные учебные бои в воздухе с истребителем «Харрикейн» показали, что боевое применение «Дефианта» будет довольно проблематичным.

При ведении огня пилот зачастую не видел цели, а стрелок не мог обеспечить себе наиболее выгодные условия для прицеливания. Тем не менее, война была объявлена, боевые действия требовали самолетов, а военные надеялись на эффективность двухместного истребителя в борьбе с бомбардировщиками. Поэтому поступили новые заказы на серийный выпуск «Дефиантов».


Боевое применение
Первой новый тип истребителя начала осваивать 264-я эскадрилья RAF. Пилоты этого подразделения закончили обучение в марте 1940 года, а в апреле приступили к патрульным полетам над проливом Ла-Манш, прикрывая с воздуха британские морские конвои. Активность люфтваффе в этом районе была еще низкой, и встреч с самолетами противника не было. В мае «Дефианты» появились над побережьем континента. Действуя совместно с одноместными истребителями, они стали охотиться и за наземными целями. Первую победу 264-я эскадрилья записала на свой счет 12 мая, сбив над Голландией двухмоторный бомбардировщик Ju 88. На следующий день «Дефианты» уничтожили четыре Ju 87B, однако на этот раз расплата наступила немедленно – немецкие истребители сопровождения Bf 109E расстреляли пять из шести английских самолетов. В итоге эскадрилью сняли с наступательных операций и вновь перевели на прикрытие морских конвоев, впрочем, ненадолго. Эвакуация британских войск из Дюнкерка привлекла к себе значительную часть авиации обеих воюющих сторон. Не остались в стороне и двухместные истребители RAF. Уже 29 мая они вылетели на боевое задание и ввязались в ожесточенное воздушное сражение над портом. После возвращения экипажи «Дефиантов» доложили об уничтожении 37 немецких самолетов (19 – Ju 87B, 15 – Bf 110, 2 – Bf 109 и 1 – Ju 88). Хотя в дальнейшем командование люфтваффе подтвердило только 14 из этих побед, успех был налицо. В целом он объяснялся сходством двухместных машин с одноместными истребителями «Харрикейн», также участвовавшими в этом бою. Немецкие летчики, пытавшиеся атаковать сзади британские самолеты, немедленно попадали под огонь счетверенных пулеметных установок. Таким образом, в считанные секунды были сбиты восемь пикировщиков Ju 87B, после сброса бомб напавших на мнимые «Харрикейны». Пилоты «Мессершмиттов» извлекли урок из этого сражения и уже 30 мая принялись методично истреблять «Дефианты», атакуя их в лоб или снизу сзади из «мертвой» зоны. В результате 264-я эскадрилья потеряла семь самолетов и вновь занялась морским патрулированием Ла-Манша.

Вторую сформированную эскадрилью «Дефиантов», 141-ю, включили в систему ПВО британских островов, но к этому времени активность люфтваффе в преддверии воздушного наступления на Англию возросла, и немецкие истребители все чаще стали заниматься воздушной охотой над территорией противника. После вышеописанного боя 19 июля эта часть потеряла боеспособность и была выведена в резерв. К этому моменту недостатки «Дефианта» вынуждены были признать и самые рьяные в прошлом его сторонники. Отсутствие переднего вооружения сослужило плохую службу самолету, а дополнительный вес стрелка и башни отрицательно сказался на маневренности и скороподъемности машины. Однако начавшаяся «Битва за Англию» не позволяла уменьшить количество производимых истребителей, выпуск «Дефиантов» продолжался, и было решено приспособить их для ночных действий. В роли ночного перехватчика двухместный самолет оказался более эффективным.


В роли ночного перехватчика

Потрепанная в дневных боях 264-я эскадрилья получила пополнение, прошла ускоренный курс подготовки и в конце августа 1940 г. приступила к ночному боевому дежурству. Вскоре к ней присоединилась и 141-я эскадрилья. Первые ночные перехватчики «Дефиант» Mk I не имели бортовой РЛС, и обнаружение цели в воздухе всецело зависело от остроты зрения экипажа и оперативности наземного персонала прожекторов. К сложностям ночного поиска добавлялись опасность попасть под огонь собственной зенитной артиллерии, а также высокая аварийность недостаточно обученных пилотов при посадке на затемненные аэродромы.

Тем не менее, к концу 1941 года «Дефианты» имели наибольший счет побед среди различных типов британских ночных истребителей. Лидером асов двухместных самолетов стал экипаж из 264-й эскадрильи в составе пилота Е. Торна и стрелка Ф. Бэйкера, одержавший 13 побед в дневных и ночных вылетах. Количество эскадрилий «Дефиантов» возросло, а их эффективности способствовали новые варианты самолета, появившиеся в подразделениях в середине 1941 года. «Дефиант» NF Mk IA оснащался РЛС AI Mk IV с антеннами по бортам фюзеляжа и на передней кромке правой плоскости крыла. «Дефиант» NF Mk II оборудовали 1280-сильным двигателем Роллс-Ройс «Мерлин» XX и более мощным радаром AI Mk VI. Дальность полета машины возросла благодаря увеличенному запасу топлива.

«Дефианты», оснащенные РЛС, начали боевые действия в сентябре 1941 года и продолжали их вплоть до середины 1942 года, когда ночная защита Англии перешла преимущественно к двухмоторным скоростным «Бофайтерам».

После вывода из состава частей первой линии «Дефианты» использовались в авиационно-морской спасательной службе (ASR – Air Sea Rescue), оборудованные двумя надувными резиновыми лодками в подкрыльевых контейнерах. Многие из них применялись для буксировки мишеней (TT – Target Towing): вместо башни на самолете устанавливали обтекатель, а на правом борту фюзеляжа монтировали лебедку-ветряк для сматывания троса. Кроме того, «Дефианты» послужили в качестве летающих лабораторий для испытаний двигателей, оборудования и вооружения, включая три типа стрелковых пушечных башен. Одна машина досталась в конце войны фирме «Мартин Бейкер» и в экспериментальных целях была оборудована вместо башни опытным образцом катапультируемого кресла, впервые опробованного 11 мая 1945 года. Всего было построено 720 «Дефиантов» Mk I, 200 «Дефиантов» Mk II и 140 самолетов-буксировщиков TT Mk I.


Для справки

Английское слово «defiant» в переводе на русский язык означает: «неповинующийся», «дерзкий», «непокорный». Да уж, покорить «Дефиантов» можно было только пулей...


Тактико-технические характеристики Mk I
размах крыла: 11,99 м;
длина: 10,77 м;
высота: 3,45 м;
площадь крыла: 23,26 м²;
вес пустого: 2760 кг;
взлетный вес: 3900 кг;
максимальная скорость на высоте 3560 м: 478 км/ч;
максимальная скорость на высоте 5100 м: 489 км/ч;
крейсерская скорость: 417 км/ч;
скороподъемность у земли: 9,7 м/с;
потолок: 9250 м;
дальность: 748 км.

Тактико-технические характеристики Mk II
размах крыла: 11,99 м;
длина: 10,92 м;
высота: 3,45 м;
площадь крыла: 23,26 м²;
вес пустого: 2850 кг;
взлетный вес: 3938 кг;
максимальная скорость на высоте 3560 м: 488 км/ч;
максимальная скорость на высоте 5100 м: 507 км/ч;
крейсерская скорость: 420 км/ч;
скороподъемность у земли: 10,2 м/с;
потолок: 9400 м;
дальность: 885 км.



Источники:
1. Корнюхин Г.В. 50 лучших истребителей Второй мировой войны. Смоленск: Русич, 2004.

Комментарии:

Обновлено 21.08.2010 16:56
 

Двухкамерные от производителя . vacuum pet hair get redirected here Самое реальное удовольствие доставят вам у метро бульвар адмирала ушакова.

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.