. | Услуги архивации документов смотрите на . | На сайте интернет провайдер по адресу, каталог всех интернет- провайдеров.
Легкий бомбардировщик Bristol Blenheim PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
20.08.2010 18:57



Bristol Blenheim - легкий британский бомбардировщик фирмы Bristol Aeroplane Company. Он активно применялся Королевскими ВВС в начале войны. Blenheim также использовался в качестве ночного истребителя. Канадский вариант этого самолета получил название Bolingbroke, выступал в роли противолодочного и тренировочного самолета.

Разработка и модификации самолета
В 1934 году лорд Ротермер (Rothermere) заказал проектирование скоростного самолета, способного перевозить шесть пассажиров и двух членов экипажа. С июля 1933 года у фирмы Bristol уже был похожий проект самолета - тип 135. Вскоре он был доработан под требования Ротермера, став проектом типа 142.

Первый прототип под названием Britain First (с анг. "Британский Первый") поднялся в воздух 12 апреля 1935 года. Он оказался быстрее любого истребителя, находящегося на вооружении Королевских ВВС на тот момент. Министерство авиации заинтересовалось этим самолетом и вскоре предоставило свои требования к проекту, названному теперь тип 142М. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию, два радиальных двигателя Bristol Mercury VIII с воздушным охлаждением мощностью каждого 860 л.с. (640 кВт). Экипаж состоял из трех человек: пилота, штурмана и радиста. Вооружение состояло из носового 7,7-мм пулемета Браунинг и 7,7-мм пулемета Льюиса в турели Bristol тип B Mk I. В 1939 году пулемет Льюис был заменен на более современный системы Виккерс VGO калибра 7,7 мм. Самолет мог нести в своем бомбовом отсеке до 450 кг бомб.

Для достижения высокой скорости сечение фюзеляжа было довольно узким. Место пилота в носу с левой стороны было тесным, штурвал загораживал панель с приборами, которая в свою очередь мешала наблюдению за полем во время посадки. Створки бомбового отсека фиксировались в закрытом положении при помощи растягивающихся тросов. Во время сброса бомб они открывались под тяжестью самих бомб. Из-за того, что невозможно было высчитать сколько времени потребуется на их открытие, точность бомбометания заставляла желать лучшего.

Вскоре поступил заказ на первую партию этих машин, Blenheim Mk I. Самолет был назван в честь немецкой деревушки, возле которой англичане в 1704 году одержали крупную победу. Первые бомбардировщики поступили на вооружение 10 марта 1937 года. Первой эти машины получила 114-я эскадрилья. Бомбардировщики Blenheim настолько хорошо себя зарекомендовали, что и другие страны начали их раскупать. Среди них были Финляндия, Югославия, Румыния, Греция и Турция. В Англии было построено 1351 такая машина.

Разведывательная версия самолета Blenheim Mk II отличалась увеличенным запасом топлива с 1264 до 2127 литров. Однако, построен был только один самолет этой модификации. Бомбардировщин модификации Blenheim Mk III отличался увеличенным носом, что давало больше места для штурмана. Обе эти версии были удачно соединены в Blenheim Mk IV с новыми двигателями Mercury мощностью по 905 л.с. (675 кВт) каждый. В верхней турели вместо пулемета Виккерс V появилась спарка Браунингов. Всего построено 3307 самолетов этой модификации.

В качестве истребителя дальнего действия выступил Blenheim Mk IF. Их было всего около двух сотен, вооруженных дополнительно четырьмя курсовыми пулеметами Браунинг калибром 7,7 мм. Позднее некоторые ночные истребители Blenheim получили радары AI (Airborne Intercept) Mk III или Mk IV, которые позволяли обнаружить самолеты противника в ночном небе. Примечательно то, что они стали первыми британскими самолетами с такими устройствами на борту. Порядка 60 самолетов Blenheim Mk IV также были вооружены курсовыми пулеметами и использовались для защиты конвоев от налетов дальних бомбардировщиков Люфтваффе.

Вариант штурмовика с четырьмя дополнительными носовыми пулеметами Браунинг получил название "Бисли" (Bisley), а позднее Blenheim Mk V. Они использовались преимущественно на Среднем и Дальнем Востоке, были оснащены двигателями Bristol Mercury XV или XXV.

Боевой путь
Всего двух 7,7-мм пулеметов было явно недостаточно для защиты самолета. Приходилось на месте усиливать вооружение и бронирование бомбардировщиков. Несмотря на эти попытки Blenheim все еще оставался легкой добычей для немецких истребителей Me Bf-109 и Bf-110, вооруженных 20-мм пушками MG FF.

После поражения Франции в июне 1940 года в Англии была сформирована авиачасть войск Свободной Франции, т.н. Groupe Mixte de Combat (GMC) 1. На вооружении этого подразделения состояли бомбардировщики Blenheim и самолеты разведки и связи Westland Lysander. Эту часть направили в Северную Африку, где она воевала против итальянцев и немецкого Африканского корпуса.

Во время Битвы за Англию бомбардировщики Blenheim принимали активное участие в боях, порой неся большие потери. С июля по декабрь 1940 года они наносили удары по немецким аэродромам, как днем, так и ночью. 1 августа 5 из 12 посланных на задание бомбардировщиков Blenheim бомбили аэродромы Haamstede и Evere (возле Брюсселя). В ходе налета три истребителя Me Bf-109 из II./JG 27 были уничтожены или сильно повреждены, а также убит командир эскадрильи капитан Люфтваффе Albrecht von Ankum-Frank. Еще два Bf-109 были записаны на счет бортовых стрелков британских бомбардировщиков. 7 августа одиночный Blenheim в ходе налета на Haamstede уничтожил один и сильно повредил другой Bf-109.

Однако, случались и поражения. Так 13 августа 1940 года 12 бомбардировщиков Blenheim 82-й эскадрильи отправились бомбить аэродром Aalborg в северо-восточной Дании. Один самолет повернул обратно, не доходя до Дании. Пять других сбила зенитная артиллерия, а шесть оставшихся - немецкие истребители.

В качестве ночного истребителя Blenheim'ы 18 июня 1940 года сбили пять самолетов Люфтваффе во время их налета на Лондон. Однако, их стали заменять на более быстрые и хорошо вооруженные ночные истребители Bristol Beaufighter.

Самолеты Blenheim разных модификаций использовались в боевых операциях до 1943 года, действуя со своих баз в Англии, Египте, Ираке, Йемене, Индии, Британской Малайзии, Сингапуре и Голландской Восточной Индии. Многие Blenheim'ы были сбиты японскими истребителями во время малайзийской кампании, сражений в Сингапуре и Суматре.

В 1936 году ВВС Финляндии заказали в Англии 18 бомбардировщиков Blenheim Mk I. Спустя два года финны приобрели лицензию на самостоятельное производство этих самолетов. Вскоре началась "Зимняя война", а сборка Blenheim'ов так и не была налажена. В эти годы финны заказывают еще 24 машины из Англии. После войны они производят еще 55 машин. Кроме того, Германия передала Финляндии после балканской кампании весны 1941 года порядка 20 недостроенных самолетов Blenheim, а также производственное оборудование и большое количество запасных деталей. Финнские Blenheim'ы совершили 423 самолетовылета во время "Зимней войны" и порядка 3000 в 1941-1944 годы в войне против Советского Союза. 37 самолетов было потеряно.

Различные модификации самолетов Blenheim использовались ВВС следующих стран: Великобритания, Австралия, Канада, Хорватия, Финляндия, Франция, Греция, Новая Зеландия, Португалия, Румыния, ЮАР, Турция и Югославия.

Тактико-технические характеристики
экипаж: 3 человека;
длина: 12,98 м;
размах крыльев: 17,17 м;
высота: 3 м;
площадь крыла: 43,6 м²;
вес (пустого): 4450 кг;
вес (загруженного): 6545 кг;
силовая установка: два радиальных двигателя Bristol Mercury XV мощностью 920 л.с. (690 кВт) каждый;
пропеллер: трехлопастный Hamilton Standard;
максимальная скорость: 428 км/ч;
дальность полета: 2351 км;
потолок: 8310 м;
пулеметное вооружение: один курсовой 7,7-мм пулемет Браунинга в крыле, один или два 7,7-мм пулемета Браунинга в установке под носом или в турели Nash & Thomson FN.54, два 7,7-мм пулемета Браунинга в турели в верхней части фюзеляжа;
бомбовое вооружение: четыре бомбы по 113 кг или две бомбы по 227 кг и восемь бомб по 18 кг.



Источники:

1. Barnes, C.H. Bristol Aircraft Since 1910. London: Putnam, 1970;
2. Boiten, T. Bristol Blenheim. London: The Crowood Press, 1998;
3. Bowyer, C. Bristol Blenheim. London: Ian Allen, 1984.

Обновлено 21.08.2010 12:22
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("