.
Истребитель Macchi C.200 Saetta PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
11.06.2010 07:20



Эти истребители производились итальянской фирмой Aeronautica Macchi для ВВС Италии (Regia Aeronautica) в годы Второй мировой войны. Они массово использовались на разных фронтах, от африканского до русского. Macchi C.200 Saetta по праву считается одним из самых лучших итальянских самолетов времен войны. В воздушных боях он не уступал самолетам союзников, а благодаря прочной металлической конструкции и современному двигателю с воздушным охлаждением мог использоваться и как штурмовик для поддержки сухопутных войск. До конца войны было выпущено 1153 такие машины.

 

История создания
10 февраля 1936 года поступил заказ на создание нового современного истребителя-перехватчика с радиальным двигателем, максимальной скоростью до 500 км/ч, подъемом на высоту 6000 метров за 5 минут, продолжительностью полета до двух часов и вооруженным одним 12,7-мм пулеметом.

Ведущий конструктор фирмы Macchi Марио Кастольди (Mario Castoldi) выдвинул свой проект самолета. Это был моноплан с низким крылом, убирающимися шасси и закрытой кабиной. Конструкция фюзеляжа представляла из себя усиленный монокок. Топливные баки располагались под креслом пилота и в центральных секциях крыльев. Небольшое возвышение, на котором располагалась кабина пилота, способствовало лучшему обзору. Гидравлическое управление закрылками было связано с элеронами. Таким образом, при опускании закрылок опускались и элероны. 

Силовая установка была представлена радиальным двигателем Fiat A.74 мощностью 870 л.с. (650 кВт). Это был доработанный итальянскими инженерами Транквилло Зебри (Tranquillo Zerbi) и Антонио Фессия (Antonio Fessia) вариант американского двигателя Pratt & Whitney R-1830 SC-4 Twin Wasp. 

Первый прототип MM.336 поднялся в воздух 24 декабря 1937 года. В начале 1938 года был готов следующий прототип. Во время испытательных полетов самолет во время пикирования достигал скорости 805 км/ч, хотя при горизонтальном полете - не более 500 км/ч. В 1938 году С.200 выиграл конкурс и фирма Macchi получила первый заказ на производство 99 самолетов для Regia Aeronautica.

В начале 1940 года из-за двух инцидентов, в которых погибли летчики, полеты на самолетах С.200 и их производство были приостановлены до выяснения причины. Проблема была в форме крыла, из-за чего самолет мог легко войти в штопор. Решение нашел инженер Сержио Стефанутти (Sergio Stefanutti), изобретший новое крыло для С.200, которое вскоре пустили в производство на заводе фирмы SAI Ambrosini. Самолеты с этим крылом стали выпускать по лицензии заводы Macchi и Breda. Истребители С.200 Saetta стали лучшими итальянскими самолетами в своем классе. В начале 1940 года Дания заказала 12 таких машин для своих ВВС, но вторжение в страну немецких войск сорвало эти поставки.


Боевой путь
В августе 1939 года около 30 самолетов С.200 Saetta (с ит. "Стрела") было направлено в 10° Gruppo из 4° Stormo, находившуюся в Северной Африке. Пилоты этой авиачасти подали протест против нового истребителя в пользу более маневренного Fiat CR.42, после чего эти С.200 передали на Сицилию в 6° Gruppo из 1° Stormo и в 152° Gruppo из 54° Stormo, базировавшееся близ городка Vergiate на Севере Италии. Ко времени вступления Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года уже 144 самолета этого типа состояли на вооружении Regia Aeronautica. Первый воздушный бой на самолетах С.200 провели пилоты из 6° Gruppo Autonomo C.T., которая базировалась на Сицилии, на аэродроме Catania Fontanarossa. 23 июня 1940 года 14 истребителей Saetta (восемь из 88a Squadriglia, пять из 79a Squadriglia и один из 81a Squadriglia) сопровождали 10 бомбардировщиков SM.79 из 11° Stormo, когда их атаковали два британских истребителя Gloster Gladiator. Один из этих британских самолетов был атакован по возвращении на базу С.200 возле городка Sliema, в северо-восточной части острова Мальта. Итальянский пилот, старшина (Sergente Maggiore) Ламберто Молинелли (Lamberto Molinelli) из 71a Squadriglia, 4-5 раз промахивался в британца. В конечном счете пилот Gloster Gladiator, лейтенант Джордж Берджес (George Burges), подбил С.200. Это был первый случай потери С.200 в бою.

Первая победа на счету истребителя Saetta появилась 1 ноября. Его жертвой стал британский гидросамолет Sunderland, сбитый патрульными истребителями во время его разведывательного полета возле сицилийского порта Аугуста. В конце декабря 1940 года на Сицилию прибыл 10-й авиационный корпус Люфтваффе (X Fliegerkorps). Истребители С.200 стали использовать для прикрытия пикирующих бомбардировщиков Ju-87 из I./StG.1 и II./StG.2 до прибытия Bf 109 из 7./JG26. Немецкие авиационные части в Сицилии использовались главным образом для бомбардировок острова Мальта.

Истребители Saetta активно использовались итальянцами против Греции в Итало-греческой войне, а позднее и против Югославии. В ходе налетов на Югославию с 6 по 14 апреля 1941 года С.200 из состава 4° Gruppo уничтожили порядка 20 и повредили еще 10 гидросамолетов и летающих лодок и потопили танкер, не потеряв при этой ни одной машины.

Истребители Saetta, подготовленные специально для войны в Северной Африке получили обозначение С.200AS. На средиземноморском ТВД итальянским истребителям противостояли в основном британские Hawker Hurricane и Gloster Gladiator. 8 декабря 1941 года самолеты С.200 из 153° Gruppo встретились в воздушном бою с истребителями Hurricane из 94-й эскадрильи. Итальянцам удалось сбить самолет британского аса (6 побед), новозеландца по происхождению, лейтенанта Оуэна Винсента Трейси, который погиб в этом бою. В сентябре 1942 года С.200 возле Тобрука потопили два британских эсминца - HMS Zulu и HMS Sikh. 

В августе 1941 года 51 истребитель Saetta C.200 был отправлен на Восточный фронт против Советского Союза вместе с итальянским экспедиционным корпусом. С.200 прибыли в район молдавского порта Tudora и были распределены между 359a, 362a, 369a и 371a Squadriglia, приняв участие в наступлении на Днепр. С.200 использовались малыми группами для широкого спектра заданий в районах населенных пунктов Кривой Рог, Запорожье, Борвенково, Ворошиловград, Миллерово, Кантемирово и других. В феврале 1942 года Saetta участвовали в налетах на советские аэродромы возле Красного Лимана, Лускотова и Ленинского Бомбардира.

17 января 1943 года 25 истребителей С.200 нанесли удар по советским наземным частям в районе Миллерово. Уже на следующий день авиацию итальянского корпуса на Востоке отправили назад в Италию. Средии возвратившихся машин было также 30 истребителей Saetta. Итальянская авиация на русском фронте потеряла всего 66 машин, одержав 88 побед. В бою было потеряно 15 истребителей С.200. Самой результативной была 362а Squadriglia капитана Германо Ла Ферла (Germano La Ferla), сбившая в воздухе 30 советских самолетов и еще 12 уничтожила на земле.

После заключения Италией перемирия с союзниками 8 сентября 1943 года 23 истребителя Saetta перелетели на аэродромы союзников в Южной Италии. Некоторое время на них летали пилоты т.н. Aviazione Cobelligerante Italiana (с ит. "Совместнодействующие ВВС Италии"). По ту сторону фронта, с аэродромов Северной Италии, на С.200 летали Aeronautica Nazionale Repubblicana (с ит. "Национальные Республиканские ВВС").


Основные модификации:
С.200 (прототипы)
Два прототипа с радиальными двигателями Fiat a.74 RC 38 мощностью 840 л.с. (623 кВт).

С.200
Одноместный истребитель-перехватчик или штурмовик. Серийная версия.

С.200bis
Модификация, предложенная заводом Breda. Оснащался двигателем Piaggio P.XIX R.C.45 мощностью 1180 л.с. (880 кВт). Испытательные полеты начались 11 апреля 1942 года. Максимальная скорость, достигнутая в ходе этих полетов - 535 км/ч. С.200bis так и не поступил в серийное производство, так как С.200 уже был заменен к тому времени на новые модели самолетов.

С.200AS
Специальная версия, приспособленная для использования в Северной Африке.

С.200СВ
Штурмовик с бомбовой нагрузкой 320 кг. Бомбы могли быть заменены на два подвесных топливных бака.

С.201
Пробная модификация С.200 фирмы Aeronautica Macchi с доработанным фюзеляжем и двигателем Isotta-Fraschini Astro A.140RC.40. Первый прототип поднялся в воздух 10 августа 1940 года. В серию самолет так и не попал, ему предпочли прототип истребителя фирмы Fiat.


Тактико-технические характеристики:
экипаж: 1 человек;
длина: 8,25 м;
размах крыла: 10,58 м;
высота: 3,05 м;
площадь крыла: 16,82 м2;
вес (пустого): 1964 кг;
вес (снаряженного): 2200 кг;
вес (максимальный взлетный): 2395 кг;
двигатель: 14-цилиндровый радиальный воздушного охлаждения Fiat A.74 R.C.38;
мощность двигателя: 870 л.с. (650 кВт);
максимальная скорость: 504 км/ч на высоте 4500 м;
дальность полета: 570 км;
потолок: 8900 м;
нагрузка на крыло: 131,7 кг/м2;
вооружение: два 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT.*



 * Некоторые самолеты в полевых условиях были оснащены кронштейнами и системой сброса бомб. Таким образом, они могли нести восемь бомб по 15 кг, две бомбы по 50 кг или одну бомбу весом 100 кг. 

Источники:
1. Bergström, Christer. Stalingrad – The Air Battle: 1942 through January 1943. Hinckley England, Midland, 2007;
2. Brindley, John F. "Caproni Reggiane Re 2001 Falco II, Re 2002 Ariete & Re 2005 Sagittario." Aircraft in Profile Vol. 13. Berkshire, UK: Profile Publications, 1973;
3. Cattaneo, Gianni. Aer. Macchi C.200 (Ali d’Italia n°8) (in Italian/English). Torino, Italy: La Bancarella Aeronautica, 1997;
4. Южный блицкриг, Мировая авиация №67.

Обновлено 11.06.2010 20:27
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU