Торпедоносец Fairey Swordfish PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
22.05.2010 22:26



Торпедоносцы Fairey Swordfish выпускались фирмой Fairey Aviation Company и состояли на вооружении морской авиации Королевского флота Англии. Несмотря на то, что самолет уже устарел в 1939 году, он довольно успешно применялся в ряде операций Королевского флота в годы Второй мировой войны и состоял на вооружении вплоть до самого конца войны. Самолеты Swordfish также использовались для борьбы с подводными лодками и как тренировочные.


Разработка и производство
Конструкция самолета Swordfish берет свое начало от Fairey Private Venture (PV). Первоначально ожидалось, что это будет самолет-корректировщик огня корабельной артиллерии, однако затем еще добавилась роль торпедоносца. Прототип самолета под названием TSR II впервые поднялся в воздух 17 апреля 1934 года. Это был здоровый биплан со складывающимися крыльями для удобства размещения на палубе авианосца. Заказ на серийное производство самолета поступил в 1935 году, а в 1936 году самолет был официально принят на вооружение морской авиации (позднее подчиненной Королевским ВВС).

К 1939 году морская авиация, пока еще под руководством флота, имела в своем составе 13 эскадрилий, вооруженных самолетами Swordfish Mk I. Кроме того было еще три звена Swordfich на поплавковых шасси. Они размещались на оборудованных катапультами линкорах.

Самолеты Swordfish базировались на легких эскортных авианосцах, переделанных из крупных сухогрузов или танкеров. Такие авианосцы включались в состав охраны конвоя и могли нести 3-4 самолета Swordfish на своей палубе. Три таких авианосца были голландскими и несли самолеты 860-й (голландской) эскадрильи морской авиации. Остальные авианосцы данного типа принадлежали 836-й эскадрильи морской авиации. В одно время эта эскадрилья была крупнейшей, насчитывавшей в своем составе 91 самолет.

Серийный выпуск самолетов Swordfish закончился лишь в 1944 году. Фирма "Fairey" выпустила всего 692 единицы этих самолетов, а "Blackburn" - порядка 1699 единиц. Всего было построено 2391 самолет.



Боевое применение
В апреле 1940 года 812-ю эскадрилью морской авиации, вооруженную самолетами Swordfish, подчинили Береговому командованию. Эта эскадрилья успешно занималась постановками мин в Ла-Манше и в Северном море. В октябре 1940 года 202-я эскадрилья в Гибралтаре получила самолеты Swordfish Mk I с поплавковыми шасси. До января 1942 года они патрулировали Гибралтарский пролив. 119-ю эскадрилью вооружили машинами Swordfish Mk III под конец войны. В январе-мае 1945 года самолеты этой эскадрильи, поднимаясь с баз в Бельгии, искали немецкие подводные лодки в Северном море.

В знаменитой атаке на итальянский флот в порту Таранто в ночь на 11 ноября 1940 года участвовал 21 самолет Swordfish с авианосца Illustrious. Самолеты шли двумя группами с временным интервалом в один час. Все машины имели дополнительные топливные баки, установленные в задних кабинах. Четыре самолета несли осветительные бомбы, шесть фугасные, а остальные 11 были вооружены торпедами. Первые осветительные бомбы были сброшены в 23:00. Самолетам первой группы пришлось преодолевать аэростатное заграждение и плотный зенитный огонь. Несмотря на это, все экипажи попали в цель. Первая группа потеряла только один самолет. Вторая группа также успешно отбомбилась с незначительными потерями. На следующий день воздушная разведка подтвердила доклады экипажей: три линкора получили тяжелые повреждения, два из них легли на грунт. Еще два крейсера и эсминец получили прямые попадания, два вспомогательных судна пошли на дно. После этого сражения баланс морских сил на Средиземноморском театре военных действий существенно изменился.

В мае 1941 года самолеты типа Swordfish сыграли немаловажную руль в потоплении немецкого линкора "Бисмарк". Возможно, что малая скорость и низкая высота полета сыграли тогда наруку британским летчикам и немецкие зенитчики не смогли их сбить. "Бисмарк" получил два попадания от Swordfish. Первое было незначительным, а вот второе вывело из строя руль корабля и тот был вынужден начать кружиться. Меньше, чем через 13 часов после этого немецкий линкор пошел ко дну.

В 1942 году шестерка самолетов Swordfish 825-й эскадрильи предприняла атаку на соединение Кригсмарине с линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Группу вел лейтенант-коммандер Исмонд. Корабли имели цель прорваться из Франции в Германию через Ла-Манш. С воздуха их прикрывали самолеты Люфтваффе. Атака представлялась бессмысленной, однако британские летчики все же решили попытать счастья. Все самолеты были сбиты, спаслось только пятеро из 18 летчиков. Все 18 получили награды, а Исмонд был посмертно представлен к кресту Виктории, став первым летчиком британской морской авиации, удостоенным столь высокой награды. Этот бой показал уязвимость самолетов Swordfish при проведении торпедной атаки. Было решено использовать их против немецких подводных лодок.



В 1943 году на вооружение Королевских ВВС поступили новые Swordfish Mk II. На этих самолетах было усиленное нижнее крыло, обшитое металлом. Это позволяло подвешивать к машине ракеты RP-3 весом 27 кг. В том же 1943 году появился и Mk III, оснащенный поисковым радаром Mk X для обнаружения надводных целей. Антенна этой РЛС устанавливалась под обтекателем между основными опорами шасси. Кроме того малое количество машин, оборудованных закрытыми кабинами для условий холодного климата, получили обозначение Mk IV.

В разгар войны самолеты Swordfish различных модификаций состояли на вооружении 26 эскадрилий. Вооруженные ракетами самолеты этого типа достигли потрясающего успеха в борьбе с немецкими подводными лодками. В сентябре 1944 года самолеты Swordfish с авионосца "Виндекс" прикрывали конвои, идущие в северные порты Советского Союза. В одном из таких походов им удалось потопить четыре подводные лодки. Всего на счету Swordfish 14 потопленных немецких субмарин.

Состояли на вооружении
Австралия
Три самолета использовались в 25-й эскадрилье Королевских австралийских ВВС в 1942 году.

Канада
Королевские канадские ВВС.

Нидерланды
860-я эскадрилья морской авиации.

Испания

Великобритания
Королевские ВВС (RAF):
119-я эскадрилья;
202-я эскадрилья.

Морская авиация Королевского флота (Royal Navy Fleet Air Arm):
700-я эскадрилья;
705-я эскадрилья, была оснащена самолетами с поплавковыми шасси с линкоров Repulse и Renown;
810-я эскадрилья;
811-я эскадрилья;
812-я эскадрилья;
814-я эскадрилья;
815-я эскадрилья;
816-я эскадрилья;
817-я эскадрилья;
818-я эскадрилья;
819-я эскадрилья;
820-я эскадрилья;
821-я эскадрилья;
822-я эскадрилья;
823-я эскадрилья;
824-я эскадрилья;
825-я эскадрилья;
836-я эскадрилья.

Тактико-технические характеристики:
экипаж: три человека (пилот, наблюдатель, радист-пулеметчик);
длина: 10,87 м;
размах крыла: 13,87 м;
высота: 3,76 м;
площадь крыла: 56,4 м2;
вес (пустой): 1900 кг;
вес (полный): 3500 кг;
силовая установка: двигатель Bristol Pegasus IIIM.3 мощностью 690 л.с. (510 кВт);
максимальная скорость: 224 км/ч на высоте 1450 м;
дальность действия: 879 км;
потолок: 5870 м;
вооружение: один синхронный 7,69-мм пулемет Vickers и один 7,69-мм пулемет Lewis или Vickers (K) в задней кабине, одна торпеда весом 760 кг или морская мина весом 700 кг или набор бомб общим весом до 700 кг, а также у самолетов модификаций Mk II и более поздних 8х ракетных установок RP-3.


 


Источники:

1. Fairey Swordfish, боевая карьера., Мировая авиация №67;
2. Brown, Eric, CBE, DCS, AFC, RN.; Green William and Swanborough, Gordon. "Fairey Swordfish". Wings of the Navy, Flying Allied Carrier Aircraft of World War Two. London: Jane's Publishing Company, 1980;
3. Harrison, W.A. Swordfish Special. Shepperton, Surrey: Ian Allan Publishing Ltd., 1977;
4. Soules, Frank W. Royal Navy, 10 Fairey Swordfish operational flights from Gibraltar.

Обновлено 26.05.2010 09:08
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU