Тяжелый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator Печать
Автор: Александр Прагер   
12.05.2010 14:16

Бомбардировщик Liberator Mk VI из состава 355-й эскадрильи, воевавшей в Индии

Consolidated B-24 Liberator - это американский тяжелый бомбардировщик разработанный и производившийся фирмой Consolidated Aircraft Company из Сан-Диего в Калифорнии. Этой машине суждено было стать самым массовым американским боевым самолетом. В годы войны самолет широко использовался не только вооруженными силами США, но и союзниками по антигитлеровской коалиции. B-24 часто сравнивают с более известным B-17 "Летающая крепость", однако второй существенно уступает практически по всем характеристикам: скорости, дальности действия, бомбовой нагрузке.


Разработка и производство
В 1938 году в фирму Consolidated Aircraft Company поступил заказ на производство по лицензии бомбардировщиков В-17 для воздушного корпуса армии Соединенных Штатов (USAAC). Вскоре было принято решение создать более совершенный самолет, который бы превосходил по своим характеристикам В-17. Работа над проектом, получившим название C-212, началась в январе 1939 года.

Контракт на разработку прототипа был заключен в марте 1939 года. Он предусматривал создание первого прототипа к концу 1939 года. Несмотря на то, что конструкция самолета была довольно простой, она явилась передовой для своего времени. В сравнении с В-17 новый прототип М32 был короче и с меньшей площадью крыла, правда размах крыльев был больше. На новом самолете стоял 14-цилиндровый двухрядный двигатель Pratt & Whitney R-1830 "Двойная оса" ('Twin Wasp') мощностью в 1000 л.с. (746 kW). Это был первый американский самолет с тремя шасси. Конструкция фюзеляжа по типу "Девиса" позволяла разместить большое количество топливных баков для увеличения дальности действия бомбардировщика.

Всего за два дня до окончания 1939 года прототип самолета под названием XB-24 был готов к испытательным полетам. Еще семь прототипов YB-24 совершали испытательные полеты в 1940 году. Первые заказы были получены еще до того, как XB-24 поднялся в воздух. 36 машин требовалось выпустить для воздушного корпуса армии США (USAAC), 120 для ВВС Франции и 164 для Королевских ВВС (RAF). Название 'Liberator' ("освободитель") закрепилось за самолетом именно в Королевских ВВС, а затем уже было принято и в ВВС Армии США.

Конструкция В центре просторного фюзеляжа бомбардировщика (из-за своей формы самолет иногда в шутку называли "крылатым товарным вагоном") располагался бомбовый отсек, в который помещалось до 3,6 тонн бомб. Этот отсек разделялся на переднюю и заднюю части и имел проход в середине. Проход этот был чрезвычайно узкий. Кроме того, выход и вход в самолет располагался сзади. Летчикам и носовым стрелкам было крайне трудно покидать самолет, пробираясь с парашютом к спасительной двери.

Как и В-17, В-24 был вооружен пулеметами Браунинга М2 калибра 12,7 мм (0.50). Они располагались в хвосте, брюхе, носу, вверху и по бокам, чтобы иметь возможность отстреливаться от истребителей противника. Однако, в отличии от В-17, круглая турель могла быть опущена в фюзеляж в том случае, если в ней не было нужды.

Первой действительно массовой моделью стал В-24D (Liberator III в английской интерпретации), поступивший в части в начале 1943 года. Эти самолеты оснащались новыми двигателями с турбонаддувом, а их вооружение усилилось до 10 крупнокалиберных пулеметов. Максимальная взлетная масса достигла 27 тонн, что сопоставимо с такими английскими "тяжеловесами", как Stirling, Lancaster или Halifax.

Производство самолетов В-24 на заводе Ford в Уиллоу-Ране

Объем производства этих самолетов в 1942-43 годах был грандиозным. Чтобы покрыть возрастающие заказы Consolidated Aircraft увеличила в три раза свой завод в Сан-Диего, а также открыла новый в Форт-Уерте (Fort Worth) в Техасе. В-24 также строились на заводе Douglas Aircraft в Талсе (Tulsa) в Оклахоме. Фирма North American Aviation построила завод в Далласе в Техасе и выпускала там B-24G и B-24J. Однако ни один из этих заводов не мог сравниться по размеру с новым специализированным заводом Ford Motor Company, построенным Уиллоу-Ране, вблизи Детройта, штат Мичиган. Он открылся в августе 1942 года и начал массовое производство в августе 1943 года. Это был крупнейший завод в США. Один лишь он выпускал в месяц до 428 самолетов В-24.

В 1943 году был представлен В-24Н. Он был длиннее на 25 см, имел турель в носу, чтобы отбивать лобовые атаки истребителей. Он снабжался новым усовершенствованным бомбовым прицелом, автопилотом, доработанной системой подачи топлива. Компании Consolidated, Douglas и Ford перешли на производство этой модели, в то время как North American стал выпускать не многим отличающийся В-24G. В августе 1943 года все пять заводов переключились на выпуск одной лишь модели - В-24J. Поздние версии В-24L и В-24M были легкими вариантами бомбардировщика, отличающимися лишь слабым вооружением.

Вскоре пришлось столкнуться с проблемой запасных деталей при починке машин. Самолеты разных заводов немного отличались между собой и приходилось поставлять в ремонтные части запасные части от каждого производителя. Однако, вскоре выпуск В-24 был свернут на трех заводах из пяти. Для унификации производства было решено оставить только крупнейшие заводы в Сан-Диего и Уиллоу-Ране.

До сентября 1945 года было выпущено 18 482 тяжелых бомбардировщика В-24. Из этого числа самолетов порядка 12 тысяч состояли на вооружении ВВС Армии США, в американском флоте побывало еще порядка 1000 PB4Y-1 и почти 800 PBY4-2 бомбардировщиков Privateer, переделанных из В-24. В Королевских ВВС в разное время было около 2100 В-24 в 46 бомбардировочных группах и 41 эскадрильях. Королевские Канадские ВВС летали на 1200 В-24J. У Королевских Австралийских ВВС было 287 самолетов моделей В-24J, B-24L и B-24M. Кроме того две эскадрильи Южноафриканских ВВС в Италии летали на В-24.

 

Самолет 159-й эскадрильи в Северной Африке, июль 1942 года

Боевое применение

Важную роль бомбардировщики Liberator сыграли в Битве за Атлантику. Они вдвое увеличили результативность Берегового командования Королевских ВВС в борьбе с немецкими подлодками в восточной части Атлантики. Для того, чтобы взять больше топлива и тем самым увеличить дальность полета с самолетов снималось вооружение, броня, а порой и пулеметные турели. Вместо этого устанавливалось специальное оборудование для обнаружения подлодок противника: радары ASV Mk.II и прожекторы 'Leigh light'. Таким образом, Liberator'ы могли охотиться круглые сутки.

Бомбардировщики Liberator поднимались с аэродромов с обоих концов Атлантики: Канадские ВВС и морская авиация США с востока, а Королевские ВВС с запада, с баз в Северной Ирландии, Шотландии и Исландии, а с середины 1943 года и с Азорских островов. Для борьбы с самолетами союзников, патрулирующих Атлантику, немцы устанавливали дополнительное зенитное вооружение на свои подлодки. Теперь они уже не пытались уйти под воду как можно скорее, а принимали бой. Противолодочное вооружение бомбардировщиков состояло из торпед и глубинных бомб.


Первые бомбардировщики B-24 применялись английским Береговым Командованием для борьбы с подводными лодками. Эти машины имели обозначение Liberator GR Mk I. Первые 15 самолетов Mk I поступили в 120-ю эскадрилью в Натс Корнере и 20 сентября 1941 года уже совершили первые боевые вылеты. Вооружение Mk I состояло из специального полуубираемого контейнера с четырьмя 20-мм пушками, который подвешивался в передней части бомбоотсека, четырех бомб массой 227 кг и двух бомб по 114 кг или же шести глубинных бомб. В качестве оборонительного вооружения на самолете были установлены пулеметы: в носу, одинарные или спаренные в носу, хвосте и фюзеляже.

16 августа 1942 года Liberator GR Mk I из состава 120-й эскадрильи потопил первую немецкую подводную лодку. Вторая лодка пошла на дно уже через два дня, когда поступили новые самолеты Liberator Mk II и Mk III. Бортовое вооружение у них было усилено, а также расширен фюзеляж в передней части, чтобы предоставить экипажу больше рабочего места. Новые самолеты поделили между Береговым Командованием, Бомбардировочным командованием и воздушной корпорацией BOAC (British Overseas Airways Corporation).

Самолетами Mk II вооружили 150-ю эскадрилью Бомбардировочного командования. Дислоцированная в Кабрите (Египет) 108-я эскадрилья впервые использовала Liberator в роли бомбардировщика в ноябре 1941 года. В июне в Файяд прибыли 159-я и 160-я эскадрильи, также вооруженные Liberator Mk II. С ноября 1942 года эти две эскадрилью действовали в Индии. В конце 1943 года самолеты Mk III получила 178-я эскадрилья.

Самолеты Liberator, специально переделанные под нужды Берегового командования имели обозначение 'GR'. Машинами Liberator GR Mk III и GR Mk V были вооружены эскадрильи: 53-я, 59-я, 86-я, 130-я и 311-я. Все они совершали патрулирование над Атлантикой. В Индии самолеты Liberator были у 354-й эскадрильи Берегового командования.

В роли бомбардировщика Королевские ВВС применяли Liberator на Дальнем Востоке, где уже имелись вооруженные Mk II 159-я и 160-я эскадрильи. В августе 1943 года к ним присоединилась 355-я эскадрилья, наносившая удары по японским войскам в Бирме. В 1944-1945 годах количество бомбардировочных эскадрилий, вооруженных Liberator'ами в этом регионе возросло до 15. 7 августа 1945 года восемь самолетов Liberator 99-й и 356-й эскадрилий с острова Кокос совершили последний боевой вылет британской авиации во Второй мировой войне.

ВВС Армии США начали получать В-24A в 1941 году. Единственный В-24, находившийся на Гаваях, был уничтожен во время налета японской авиации 7 декабря 1941 года. Вначале эти самолеты использовались как транспортные. Первое боевое задание 6 июня 1942 года провалилось. Четверка В-24, поднявшаяся с Гаваев не смогла найти цель в открытом океане, остров Уэйк. 12 июня 1942 года 13 В-24 из Египта совершили налет на нефтяные вышки в Плоешти, в Румынии.

В последующие годы В-24 появились на многих театрах военных действий по всему миру: в Европе, Африке, на Дальнем и Среднем Востоке, над Тихим и Атлантическим океаном. На Тихоокеанском ТВД В-24 и его морской брат-близнец PB4Y Privateer благодаря своей дальности полета вскоре полностью вытеснили B-17.

B-24J из состава 328-й эскадрильи, потерян 21 сентября 1944 над Бельгией

Тяжелый бомбардировщик В-24 стал рабочей лошадкой американской 8-й воздушной армии (Eight Air Force), участвовавшей в воздушном наступлении на Германию. Одна треть всех ее тяжелых бомбардировщиков состояла из В-24, вторая треть из В-17. Эта воздушная армия действовала с аэродромов на Британских островах. В-24 состояли также на вооружении американской 9-й воздушной армии в Африке и Италии, а также 15-й воздушной армии в Италии. 13 из 18 бомбардировочных групп 15-й воздушной армии летали на В-24. В 1944 году 9-ю воздушную армию перебросили на Британские острова для подготовки десантной операции в Нормандии. Все В-24 были выведены из ее состава.

26 февраля 1943 года над территорией Германии был сбит первый бомбардировщик В-24. Это был В-24 41-23777 'Maisey' 44-й бомбардировочной группы c шестью репортерами из 'The New York Times' на борту. Бомбардировщик был сбит Bf 109 из 1-й истребительной эскадры (JG 1), которым управлял лейтенант Хейнц Кноке. В своем отчете Кноке писал: "Огонь охватил правое крыло. Пропеллеры не крутились. Затем крыло внезапно обломилось. На высоте 900 метров прогремел мощный взрыв. Бомбардировщик развалился. Пылающие обломки приземлялись возле аэродрома Bad Zwischenahn." Из 11 человек, находившихся на борту В-24, спастись смогли только двое. В период с 7 ноября 1942 по 8 марта 1943 года 44-я бомбардировочная группа потеряла 13 машин из 27 имевшихся.

Второй налет на нефтедобывающий район Плоешти в Румынии (операция 'Tidal Wave') уже совершали 178 тяжелых бомбардировщиков В-24. Они поднялись со своих баз в северо-западной части Ливии 1 августа 1943 года. Цели были уничтожены, несмотря на большие потери. На свои аэродромы не вернулись 54 самолета В-24.

Налет на Плоешти, 1 августа 1943 года

223-я эскадрилья Королевских ВВС имела 20 самолетов Liberator VI, на борту которых была установлена специальная аппаратура, чтобы глушить немецкие радары. Уинстон Черчилль в качестве своего личного самолета использовал именно Liberator Mk II.

В феврале 1944 года во второй авиадивизии появились специальные В-24, которые помогали при сборе и формировании боевого порядка крупных групп бомбардировщиков непосредственно в воздухе. Такие самолеты, именуемые "сборочными кораблями" (Assembly Ships) или "кораблями строя" (Formation Ships), оснащались различными сигнальными огнями, широким арсеналом пиротехнических средств, а также окрашивались в полоску, точки или как шахматная доска. Они применялись в 44-й, 93-й и 389-й бомбардировочных группах. Все вооружение и броня с них снимались, а иногда даже и передняя турель. После выполнения своей задачи, самолеты-координаторы возвращались на базу. Обычно экипаж таких самолетов состоял из двух пилотов, штурмана, радиста и одного или двух стрелков из бортового сигнального оружия. В некоторых группах в хвост сажали еще и офицера, наблюдающего за формированием строя. Летчики называли такие самолеты 'Judas Goats', т.е. козлы, ведущие баранов на убой.

С августа 1943 года до конца войны B-24D использовались для специальных заданий в Европе - операции "Саквояжник" (Carpetbagger). Цель операции - снабжение необходимым довольствием силы сопротивления на оккупированной немцами территории. Кроме В-24D к операции привлекались также самолеты С-47, A-26 Invader и английские de Havilland Mosquito. Чтобы быть незаметными в лучах прожекторов эти самолеты окрашивались в глянцевый черный цвет. Кроме снаряжения, оружия и боеприпасов за линию фронта перебрасывались шпионы, группы "Коммандос". В обратный путь самолеты загружались бежавшими из плена солдатами и офицерами. Ночные полеты на малой высоте требовали не малого летного мастерства. Первые экипажи для таких миссий набирались из числа летчиков противолодочных авиационных групп, которые уже имели опыт подобных полетов.

Ранние модели бомбардировщика Liberator использовались в качестве транспортных самолетов дальнего действия, которые летали между Англией и Египтом. Они также использовались при эвакуации с острова Ява на Дальневосточном театре военных действий. Самолеты Liberator II уже использовались как трансатлантические транспортники.

В апреле 1942 года начался выпуск специальной транспортной модели B-24 - C-87 Liberator Express. C-87 имел большие грузовые двери, более слабые двигатели. На него не ставились пулеметные турели. Ранние модели были вооружены одиночным 12,7-мм пулеметом Браунинг в хвосте машины. Для важных персон была сконструирована специальная версия - С-87А. Транспортник С-87 обозначался также RY-2 или Liberator Cargo VII. Всего их было выпущено порядка 300 единиц. Применялись эти машины практически по всему миру. Во время полетов над Гренландией и Исландией был выявлен существенный недостаток - при малейшем обледенении крыльев самолет легко уходил в штопор. В общем эта была неудачная конверсия В-24.

218 самолетов В-24D были переделаны ВВС Армии США под танкеры С-109. Благодаря демонтажу всего вооружения и брони С-109 мог брать на борт 11 000 л. топлива.

На вооружении Люфтваффе, в специальной 200-й эскадре (KG 200) имелся как минимум один В-24, который использовался для тестовых полетов. Не исключено и использование его в ряде секретных операций.

 

Самолет 451-й бомбардировочной группы во время налета на Германию, 19 марта 1945

Варианты и конверсии

ВВС Армии США (USAAF)

XB-24 (Consolidated Model 32)
Сконструирован в 1938 году как усовершенствованная версия В-17 "Летающая Крепость". Заказ на постройку самолета принят в марте 1939 года, первый полет состоялся 29 декабря 1939 года. Всего был произведен один самолет этой модели.

YB-24/LB-30A (прототипы)
Все шесть единиц были отправлены в Англию по ленд-лизу.

В-24
Испытательная версия XB-24. Заказ на постройку принят 27 апреля 1939 года. Всего произведено семь единиц и лишь один из них использовался непосредственно для испытательных полетов.

B-24A/LB-30B
Заказ на эту первую производственную модель поступил в 1939 году. Отличались от прототипов усовершенствованной аэродинамикой. Некоторое количество таких машин отправлено в Англию в рамках ленд-лиза под обозначением LB-30B. Всего построено 38 самолетов данной модификации.

XB-24B
Эта модификация представляет собой XB-24 c замененными двигателями. Двигатели Pratt & Whitney R-1830-33 были заменены на R-1830-41.

В-24С
Конверсия девяти самолетов В-24А путем замены двигателей на более мощные R-1830-41. Позиция хвостового стрелка была усовершенствована, установлена гидравлическая турель Consolidated A-6 со сдвоенными пулеметами Браунинг калибра 12,7 мм. В передней части фюзеляжа добавлена турель типа Martin.

B-24D
Первая модификация в массовом производстве в 1940-1942 годах. Представляли собой В-24С с доработанными двигателями R-1830-43. Самолеты В-24D первоначально оснащались перископическими турелями Bendix. Затем после 287-го выпущенного самолета было решено возвратиться к более ранней системе одиночной пулеметной установки типа "туннель". Позднее эти установки заменены на втягиваемую турель марки Sperry. Всего выпущено 2696 самолетов этой модели.

В-24Е
Слегка доработанная версия самолета В-24D фирмы Ford при использовании двигателей R-1830-65. Часто использовались как тренировочные. Всего выпущена 801 единица.

ХВ-24F
Прототип для испытаний системы защиты от обледенения самолета.

В-24G
Обозначение для В-24D, построенных фирмой North American Aviation в 1942 году. Оснащались турелью марки Sperry и тремя 12,7-мм пулеметами в носу. Всего выпущено 25 самолетов.

В-24G-1
Обозначение для самолетов типа В-24H производства North American Aviation. Большинство этих машин попали в 15-ю американскую воздушную армию в Италии. Всего построено 405 единиц.

В-24Н
Из-за очевидной уязвимости бомбардировщиков В-24 при атаке в лоб на самолетах модели В-24Н появились носовые турели на электроприводе марки Emerson A-15. Было сделано еще много разных доработок: перестроен бомбовый отсек, на хвостовой турели увеличены стекла, чтобы дать стрелку больший обзор, у верхней турели Martin A-3 добавлен широкий купол. Всего выпущено порядка 3100 самолетов В-24Н.

В-24J
Эма модель очень схожа с В-24Н. На В-24J стали использовать усовершенствованный автопилот типа С-1 и бомбовый прицел серии М-1. Всего 6678 единиц произведено.

ХВ-24К
Прототип, полученный путем установки хвостового оперения самолета В-23 "Дракон" на корпусе В-24D. Самолет оказался более стабильным в полете, был легче в управлении.

B-24L
Несколько облегчённая версия B-24J. Нижняя выносная шаровая турель заменена на вмонтированную в пол турель с двумя пулемётами калибра 12,7 мм. Так же изменён тип задней турели: вместо A-6B устанавливалась M-6A. Некоторые поздние машины серии вообще не имели задней турели. Однако по прибытию в войска они устанавливались в полевых условиях силами технических служб.

B-24M
Версия основанная на B-24L. Турель в хвосте самолёта заменена на более лёгкую. За счёт внесения некоторых незначительных изменений в конструкцию увеличен обзор для стрелков. Последняя крупносерийная модификация B-24.

XB-24N
Модификация B-24J с изменённым хвостовым оперением. Так же установлены улучшенные варианты хвостовой и носовой турелей. Пока данная модификация самолёта проходила все стадии разработки и сборки Вторая Мировая уже закончилась и в этом самолёте отпала всякая необходимость.

YB-24N
Предсерийная модификация XB-24N, предназначавшаяся для отработки различных технических вопросов.

XB-24P
Модифицированная версия B-24D, выпущенная специально для тестирования систем управления огнём.

XB-24Q
Модификация B-24L, использующая для наведения хвостовых турелей радарную систему.

XB-41
Поскольку на ранних этапах войны при проведении бомбардировок в глубине вражеской территории бомбардировщики не имели истребительного прикрытия, было решено провести испытания тяжело вооружённого самолёта основной задачей которого являлось прикрытие групп бомбардировщиков. Данная модель B-24 вооружалась четырнадцатью пулемётами калибра 12,7мм. Машина было создана в 1942 году. Испытания начались в 1943 году. Их результаты оказались неутешительными, в результате чего все работы над проектом были сразу же свёрнуты.

C-87 Liberator Express
Транспортный вариант B-24 рас рассчитанный на перевозку двадцати пассажиров.

XC-109/C-109
Летающий танкер со специальным оборудованием для предотвращения воспламенения топлива.

XF-7
Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24D.

F-7
Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24H.

F-7A
Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (три камеры в носовой части самолёта, три - в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.

F-7B
Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (шесть камер в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.

BQ-8
Модификация на базе B-24D, B-24J. Самолёт представлял собой радиоуправляемую летающую бомбу. Разрабатывался для атак на острова Японии.

Морская авиация США

PB4Y-1
B-24D с отличной от базового варианта носовой турелью. Эта же маркировка в дальнейшем применялась и в отношении всех машин на базе G, J, L и M вариантов, сделанных для ВМС.

PB4Y-1P
Самолёт фоторазведки. Переделанный вариант PB4Y-1.

PB4Y-2 Privateer
Патрульный бомбардировщик дальнего радиуса действия.

P5Y
Двухмоторная патрульная версия PB4Y-1. Создан только проект.

RY-1
Морской вариант C-87A.

RY-2
Морской вариант C-87.

RY-3
Транспортный вариант PB4Y-2.

 

Liberator Mk VI из 99-й эскадрильи, аэродром в предместьях Калькутты

Британские обозначения и варианты

Liberator B Mk I
B-24A, заказ для Королевских ВВС, всего 20 самолетов. Считались непригодными для выполнения боевых заданий (не имели брони), некоторые переделаны в GR Mk 1 и использовались для противолодочного патрулирования.

Liberator B Mk II
Первая боевая серия В-24 для Британии. Нос самолета был на три фута длиннее, задняя часть фюзеляжа ниже и хвост шире. Построены с учетом особенностей британского оборудования и вооружения. Малое количество этих самолетов переделано под транспортные. Всего выпущено 165 единиц.

Liberator B Mk III
B-24D с 7,7-мм пулеметом Браунинга в носу. Еще четыре пулемета были в хвостовой турели марки Boulton Paul. Верхняя турель Martin была оставлена. Кроме перечисленного вооружения имелись еще четыре пулемета. Всего произведено 156 самолетов.

Liberator B Mk IIIA
Ленд-лизовская версия В-24D, которая поставлялась вместе со всем американским оборудованием и вооружением.

Liberator B Mk IV
Обозначение было оставлено за В-24Е, однако Британия так и не получила эти самолеты.

Liberator B Mk V
B-24D с большим топливным запасом засчем снятия брони, имела такой же набор вооружения, как и Liberator Mk III.

Liberator B Mk VI
B-24H с хвостовой турелью Boulton Paul. Остальное вооружение было оставлено.

Liberator B Mk VIII
B-24J на службе в Королевсих ВВС.

Liberator GR Mk V B-24D, доработанные Береговым командованием для борьбы с подводными лодками противника. На них устанавливались радары и прожекторы. Некоторые вооружались ракетами, по четыре установки на каждом крыле.

Liberator GR Mk VI
Модификации В-24G/H/J, переоборудованные Береговым командованием для борьбы с подводными лодками.

Liberator GR Mk VIII
B-24J, переоснащенные для борьбы с подводными лодками.

Liberator C Mk VI
Liberator B Mk VIII, переделанные под транспортные самолеты.

Liberator C Mk VII
Британское обозначение для транспортного самолета С-87.

Liberator C Mk VIII
Liberator G Mk VIII, переделанные под транспортные самолеты.

Liberator C Mk IX
Обозначение для самолетов RY-3/C-87C.

В конце войны в Англии переделывали бомбардировщики Liberator для использования на Среднем и Дальнем Востоке. Такие самолеты помечались словом 'Snake' (с англ. "змея"), выведенным по трафарету ниже серийного номера.

Тактико-технические характеристики:
экипаж: 7-10 человек;
длина: 20,6 м;
размах крыльев: 33,5 м;
ширина: 5,5 м;
площадь крыла: 97,4 м2;
вес самолета (пустой): 16 590 кг;
вес самолета (полный): 25 000 кг;
максимальный взлетный вес: 29 500 кг;
силовая установка: четыре радиальных двигателя Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1200 л.с. (900 кВт) каждый; Коэффициент сопротивления при нулевой подъемной силе: 0,0406
максимальная скорость: 470 км/ч;
крейсерская скорость: 346 км/ч;
боевой радиус действия: 3400 км;
потолок: 8500 м;
нагрузка на крыло: 256 кг/м;
вооружение: 10 пулеметов Браунинга М2 калибра 12,7 мм (0.50) в четырех турелях и двух установках в корпусе;
бомбовая нагрузка:
на ближнем расстоянии (примерно 400 миль) - 3600 кг;
на дальнем расстоянии (примерно 800 миль) - 2300 кг;
на сверхдальнем расстоянии (примерно 1200 миль) - 1200 кг.


Источники:
1. Liberator в британских ВВС, Мировая авиация №67;
2. Andrade, John. U.S.Military Aircraft Designations and Serials since 1909. Hinckley, Leicestershire, UK: Midland Counties Publications, 1979;
3. Blue, Allan G. The B-24 Liberator, A Pictorial History. Shepperton, Surrey, UK: Ian Allan Ltd., 1976;
4. Davis, Larry. B-24 Liberator in Action (Aircraft number 80). Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, Inc., 1987.

Обновлено 26.05.2010 09:15