Смотреть видео по тегу: ' Анималия. Сортировать по: | Смотрите свежие-розы.рф доставка цветов пермь. | Hyip проекты ссылка.
Бомбардировщик Мицубиcи G3M (Тип 96) "Нелл" PDF Печать E-mail
07.09.2013 05:09


Персонал японского аэродрома укрывается от солнца под крылом бомбардировщика Мицубиси G3M.

Первоначально от этой машины требовалась дальность полета 4000 морских миль (7500 км). Это должно было обеспечить возможность осуществлять полеты над Филиппинами и Гавайями. Однако, эта цифра оказалась нереалистичной и была уменьшена вдвое — до 2000 морских миль. Разрабатывались сценарии, по которым после пролета над Гавайями самолет должен был выйти в условленную точку океана и приводниться. Машина не была гидросамолетом, но должна была обладать некоторым запасом плавучести, чтобы иметь возможность эвакуировать на борт специально выделенной подводной лодки экипаж и кассеты с фотопленкой. Подобное расточительство, неприемлемое в мирное время, считалось вполне допустимым в условиях войны.

В 1933 году Кайгун Коку Хомбу (Управление морской авиации) обратилось к фирме "Мицубиси" с предложением разработать морской разведчик большого радиуса действия. Разработку самолета для флота поручили конструкторской бригаде, возглавляемой Суедо Хондзе. Машине присвоили фирменный индекс Ка-9 и флотское обозначение «Морской 8-Си опытный специальный самолет-разведчик».

Фюзеляж Ка-9, лишенный бомбоотсека, отличался малой площадью поперечного сечения. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы, прикрытое обтекателем хвостовое колесо было неубираемым. В качестве силовой установки выбрали V-образные моторы жидкостного охлаждения «Хиро» тип 91 модель 22 мощностью 750 л.с.

Вскоре в проект внесли изменения, чтобы приспособить его для применения в качестве бомбардировщика. Были добавлены наружные подфюзеляжные бомбодержатели. Вооружение самолета теперь включало два пулемета - верхней башне и носовой установке. В феврале 1934 года обозначение самолета было заменено на «Морской 8-Си опытный, средний бомбардировщик-торпедоносец», одновременно присвоен короткий индекс G1М1.

Прототип самолета был готов к концу марта 1934 года, а 18 апреля машина впервые поднялась в воздух. Испытательные полеты показали, что дальность полета при запасе топлива 4200 л достигала 4400 км и существовала возможность увеличить ее до 6050 км.


Зимой 1936 года один из прототипов G3M1a проходил испытания на лыжном шасси.

Однако устойчивость и управляемость оставляли желать лучшего. Вскоре после начала испытаний Ка-9 разбился при вынужденной посадке. От серийного производства G1М1 вынуждены были отказаться, но Кайгун Коку Хомбу приняло концепцию Ка-9 в качестве исходного пункта для разработки нового ударного самолета берегового базирования.

Новые требования 9-Си предусматривали создание чисто ударной машины. Было усилено вооружение — на самолет следовало установить три пулемета. От предшественника взяли в практически неизменном виде крыло, к которому приделали новый фюзеляж увеличенных размеров. Все оборонительное вооружение разместили в выдвижных башенках — двух верхних и одной нижней. В каждой установили по 7,7-мм пулемету типа 92. Была увеличена площадь двухкилевого хвостового оперения, что благотворно сказалось на балансировке самолета и улучшило его устойчивость. Усилили шасси, одновременно упростив его конструкцию.

Первый прототип Ка-15 был готов в июне 1935 года. Его оборудовали моторами «Хиро» тип 91 модель 1 мощностью 750 л.с. Машина имела обозначение «Морской 9-Си опытный, средний базовый самолет, торпедоносец-бомбардировщик» и сокращенное — GЗМ1. В июле Ка-15 впервые поднялся в воздух. Летно-технические характеристики самолета оказались довольно высокими и в течение последующего года «Мицубиси» построила еще двадцать прототипов.

Четвертый прототип помимо 910-сильных моторов «Кинсей» 3 получил трехлопастные металлические винты изменяемого шага «Гамильтон Стандарт» СS 16. Именно такой состав винтомоторной группы был одобрен для серийных самолетов. После отработки вооружения прототипы передали для войсковых испытаний в кокутай «Татэ-яма».

Из-за того, что лицензионный выпуск пропеллеров «Гамильтон Стандарт» еще не был налажен, первые серийные самолеты комплектовались старыми винтами MW 126. В 1937 году завод «Мицубиси» в Ои выпустил 34 таких самолета.

Прототип самолета был готов к концу марта 1934 года, а 18 апреля машина впервые поднялась в воздух. Испытательные полеты показали, что дальность полета при запасе топлива 4200 л достигала 4400 км и существовала возможность увеличить ее до 6050 км.


Опытные самолеты модификации G3M1c имели остекленную носовую часть.

 

Основные модификации
G3M2 модель 21 - первая крупносерийной модификации (полное обозначение «Морской тип 96 базовый самолет, торпедоносец-бомбардировщик»), оборудованная двигателями «Кинсей» 41 мощностью 1000 л.с. Запас топлива был увеличен с 3805 до 3874 л. В 1937-1939 годах фирма «Мицубиси» изготовила 343 таких бомбардировщика, причем машины поздних серий получили усовершенствованные моторы «Кинсей» 42.

Начавшаяся в июле 1937 года очередная японо-китайская война вскрыла некоторые недостатки бомбардировщика — непротектированные топливные баки и примитивное навигационное оборудование. Для решения последней проблемы в США были куплены лицензии на производство радиополукомпаса и автопилота «Сперри».


Модификация G3M2 модель 21.

G3M2b модель 21В начала выпускаться с 1939 года. Она имела двигатели «Кинсей» 45 мощностью 1070 л.с., отличавшимися лучшими высотными характеристиками.

G3M2c модель 21С поступил в производство в сентябре 1939 года. Он имел измененную схему расположения оборонительного вооружения. Поскольку пулеметные башни в рабочем положении создавали значительное аэродинамическое сопротивление, экипажи при встрече с вражескими истребителями предпочитали не выдвигать башни, а пытались уйти на максимальной скорости. Поэтому на GЗМ2с от верхних башен отказались, перенеся пулеметы в каплевидные блистеры по бокам фюзеляжа.

G3M2 модель 22 начал поступать в части в 1940 году. На них отсутствовала нижняя выдвижная башня, а боковые пулеметные блистеры были сдвинуты в корму. На фюзеляже вместо задней башни установили большой застекленный обтекатель («панцирем черепахи»), а в нем — 20-мм пушку тип 99 модель 1. До февраля 1941 года завод в Ои выпустил 238 самолетов модификации GЗМ2 модель 22.


Модификация G3M2 модель 22.

GЗМ2-Каи - фоторазведывательный вариант самолета, в котором на месте бомбардира смонтировали аэрофотоаппарат для плановой съемки. Действуя с высот 8500—10000 м, они были практически недосягаемыми для вражеских истребителей.

В феврале-апреле 1941 года 37 самолетов GЗМ2-Каи поступили на вооружение 3-го кокутая. Это подразделение 18 апреля 1941 года приступило к разведывательным полетам над Филиппинами. В мае-июне они совершали полеты над Новой Британией, Рабаулом, Гуамом и Французским Индокитаем, а в ноябре вновь интенсивно действовали над Филиппинскими островами.

С конвейера завода в Ои самолет G3М2 был вытеснен новым G4М1. Теперь их стал выпускать завод фирмы «Накадзима» в Коидзуми, откуда до 1943 года вышло еще 412 самолетов.

G3M3 модель 23 выпускался с июня 1942 года на заводе фирмы «Накадзима» в Коидзуми. Он имел двигатели «Кинсей» 51 мощностю 1300 л.с. и увеличенный запас топлива (5182 л). С средины 1944 года они применялись в качестве патрульных самолетов, причем примерно половина из них была оборудована радарами.

G3M3-0 - модификация самолета, оборудованная магнитометром для обнаружения субмарин.

G3M1d модель 11D, позднее L3Y1 модель 11 («Морской тип 96 береговой двухмоторный транспортный самолет») - транспортная модификация самолета. Они применялись для перевозок высших офицеров между Японией и Китаем, а с вступлением Японии во Вторую мировую войну — для поддержания связи с базами на Соломоновых островах, Новой Британии и Новой Гвинее.

G3M2d модель 21D, позднее L3Y2 модель 12 - военно-транспортный вариант самолета с планером от G3M2 модель 21 и двигателями «Кинсей» 45. Из оборонительного вооружения оставили одну верхнюю башенку с пулеметом. Часть LЗY2 приспособили для перевозки 12 парашютистов. 11-12 января 1942 года эти самолеты выбросили более 500 парашютистов из 1-го специального десантного отряда «Йокосука» у аэродрома Лангоан на Филиппинах. 20 февраля 450 десантников, выброшенных с LЗY2, захватили аэродромы Копанг и Дили на Тиморе. Все транспортные варианты GЗМ, в отличие от бомбардировщиков, получили в союзнической системе обозначений имя «Тина».


Модификация G3M2d модель 21D ("Тина").

Всего было выпущено 1048 самолетов G3M различных модификаций.

 

Боевое применение в войне с Китаем
К началу второй японо-китайской войны авиация Императорского флота располагала двумя боеготовыми кокутаями бомбардировщиков берегового базирования — «Кисарадзу» и «Каноя». Всего в них было 44 бомбардировщика (38 GЗМ2 и шесть G2Н1), а также 12 истребителей А4N1.

Важнейшей задачей морской авиации считалась нейтрализация китайской авиации на аэродромах в районе Шанхая. 14 августа 1937 года с аэродрома Тайбэй на Формозе взлетели 18 самолётов GЗМ2 из кокутая «Каноя» и взяли курс на Ханьчжоу. Каждый бомбардировщик нес пару бомб весом 250 кг. На подходе к цели бомбардировщики разделились на две девятки. Первая нанесла удар по аэродрому Куанте, не встретив противодействия. Однако накануне прошли проливные дожди, летное поле раскисло, и большинство сброшенных бомб не разорвавшись. Целью второй десятки был аэродром Шеньчжао, куда перебазировалась 4-я истребительная группа, летавшая на истребителях Curtiss P-36 Hawk американского производства. В ходе воздушного боя японцы потеряли два самолета, сбитых над сушей и один, совершивший вынужденную посадку на воду в тайваньском порту Килунг.

15 августа в 9:20 с базы Омура стартовало 20 бомбардировщиков GЗМ2 из «Кисарадзу». Они сбросили свои бомбы на аэродром Нанкина, но китайцы успели перебазировать свои самолеты в Чуюн. На обратном пути бомбардировщики были атакованы группой истребителей Curtiss P-36 и Boeing Р-26, которые сбили четыре GЗМ2.

За три дня боев оба кокутая потеряли половину самолетов. Девять GЗМ2 было сбито в воздушных боях, еще 11 разбились при других различных обстоятельствах. 17 августа в «Каноя» и «Кисарадзу» оставалось лишь 18 исправных GЗМ2. Теперь их целями стали китайские сухопутные войска, развернувшие в ночь с 16 на 17 августа крупное наступление. 18 августа прибыло несколько новых GЗМ2, и самолеты обоих кокутаев осуществили налет на железнодорожные мосты через Великий канал, правда успеха он не принес.

На следующий день восемь GЗМ2 из «Каной» бомбили Нанкин, потеряв один самолет. Вечером та же цель подверглась налету 14 самолетов с Чеджудо, на этот раз без потерь с японской стороны. 21 августа аэродромы в окрестностях Нанкина вновь бомбили самолеты «Кисарадзу», столкнувшиеся с ожесточенным противодействием китайских истребителей, сбивших четыре GЗМ2 из 15, участвовавших в налете.


Заправка бомбардировщика G3M.

В связи с потерями было решено перевести флотские бомбардировщики на действия ночью. Первый такой вылет оказался неудачным: в ночь с 21 на 22 августа 6 самолетов «Каной» отправились для удара по аэродрому в Ханькоу, но оказалось, что летное поле залито водой, и сбрасывать бомбы не имеет смысла. GЗМ2 пошли на запасную цель — аэродром Сяохань, но прицельно отбомбиться смогли лишь три экипажа.

Ночью 25 августа шесть самолетов отбомбились по Нанкину — на летном поле китайского аэродрома отмечались многочисленные пожары. Два дня спустя во время очередного налета на Нанкин был сбит один GЗМ2.

В сентябре продолжались налеты на китайские аэродромы. Противодействие китайских истребителей существенно ослабло. 25 сентября 14 GЗМ2 кокутая «Каноя» бомбили аэродром в Наньчане, уничтожив на земле несколько истребителей Curtiss P-36 Hawk 25-й эскадрильи, а еще 15 — город Ханькоу, нанеся повреждения сталепрокатному заводу и арсеналу.

В октябре вылеты GЗМ2 продолжались. 6 октября десять самолетов бомбили аэродром Енчи, а еще 12 — Нанкин.

19 ноября кокутай «Кисарадзу» перебазировался с острова Чеджудо на аэродром Наньюнь неподалеку от Пекина. Это позволило бомбить объекты в глубине китайской территории. 20 и 21 ноября ударам подвергся аэродром Хонань. Во время второго налета на летном поле удалось застать шесть И-16, которые как раз заправлялись. Несколько истребителей были уничтожены, был убит командир 4-й авиагруппы Гао Шингань.


"Нелл" несет шесть 60-кг бомб.

22 ноября GЗМ2 появились над Хонанем, на этот раз им на перехват поднялись три И-16 и два Curtiss P-36 Hawk. В воздушном бою был сбит один G3M2. По японским данным, за три налета на Хонань на земле было уничтожено около 20 самолетов. Однако, вскоре полеты G3M2 приостановили в связи с прибытием на прифронтовые аэродромы большого числа истребителей, пилотируемых советскими летчиками.

В декабре полеты возобновились. 9 декабря 15 GЗМ2 в сопровождении восьмерки А5М2 вновь появились над Наньчаном. Японцы уничтожили в воздухе и на земле 12 самолетов противника. 12 декабря на реке Янцзы была потоплена американская канонерка «Пэнэй», сопровождавшая суда фирмы Standard Oil Company. В результате этого разгорелся международный скандал. Первый удар по американскому кораблю нанесли именно GЗМ2. Тройка таких бомбардировщиков, возглавляемая капитан-лейтенантом Сигехару Муратой, сбросила на канонерку 18 60-кг бомб.

В начале 1938 года бомбардировщики GЗМ2 продолжали наносить удары по аэродромам в Ханькоу и Наньчане. 18 февраля над Вуханем состоялся большой воздушный бой с участием 15 GЗМ2, сопровождаемых 11 А5М2, подверглись атаке 29 истребителей И-15бис и И-16, большинство которых пилотировали советские летчики. Японцы потеряли четыре истребителя. Потери китайской стороны составили пять машин.

16 июня шесть GЗМ2 без истребительного прикрытия были перехвачены девяткой истребителей-бипланов Gloster Gladiator. Китайцам удалось уничтожить четыре бомбардировщика.

В 1939 году главной базой GЗМ2 стал Ханькоу, откуда крупные соединения бомбардировщиков бомбили Чункин, терроризируя население.


Осмотр двигателя Мицубиси G3M.

Китайская авиация уже не могла противодействовать налетам. 3 и 4 мая в результате бомбардировок погибло более 8 тысяч гражданских лиц... Масштабы налетов возрастали: 4 ноября 72 GЗМ2 бомбили Ченгду, 26—28 декабря над Ланьчжоу ежедневно появлялись по 64 бомбардировщика.

В 1940 году воздушное наступление против Китая продолжалось. Летом здесь действовало уже четыре кокутая, вооруженных GЗМ2 — «Каноя», «Такао», 13-й и 15-й. В общей сложности они располагали примерно 130 бомбардировщиками, которые продолжали налеты на Чункин, Ченду, Ланьчжоу, Куньмин.

26 октября группа GЗМ2, взлетев из Ханоя, разбомбила авиазавод компании САМСО в Лойвине на китайско-бирманской границе, сорвав планы производства там истребителей по американской лицензии. Однако ближе к зиме большинство частей GЗМ2 из Китая отвели в метрополию для отдыха и переформирования.

В 1941 году над китайскими городами они появлялись все реже и реже.

 

Боевое применение в войне на Тихом океане
На момент вступления Японии во Вторую мировую войну в декабре 1941 года «Нелл» уже заменяли на «Бетти» (G4М1). 7 декабря 1941 года в составе флота имелось шесть боеготовых кокутаев бомбардировщиков берегового базирования.


Кабина бомбардировщика Мицубиси G3M.

На Формозе дислоцировались 1-й кокутай (36 G3М2) и половина кокутая «Каноя» (27 G4М1), а также кокутай «Такао» (54 G4М1). В Индокитае находились кокутай «Михоро» и «Гензан» (по 36 GЗМ2) и половина «Каной» (27 G4М1). На Маршалловых островах дислоцировался кокутай «Титосе» (36 GЗМ2). В метрополии находился проходящий реорганизацию кокутай «Кисарадзу» (более 30 GЗМ2).

Еще несколько десятков GЗМ2 и GЗМ2-К числилось в составе учебных кокутаев «Татэяма», «Мацусима» и «Йокосука». В общей сложности, флот располагал примерно двумя сотнями GЗМ2, а новых G4М1 было вдвое меньше.

7 декабря 1941 года с баз на Маршалловых островах взлетели 34 бомбардировщика G3M2 кокутая «Титосе» и взяли курс на остров Уэйк. ПВО острова была приведена в боевую готовность, в воздух поднялась четверка F4F-3 из эскадрильи VMF-211. Дежурное звено не смогло перехватить японцев - из восьми истребителей, остававшихся на аэродроме, семь были уничтожены, а восьмой поврежден.

На следующий день навстречу 26 GЗМ2 поднялись лишь два F4F-3. Американские пилоты записали на свой счет один «Нелл», но по японским данным все бомбардировщики вернулись на базу. 10 декабря налет на Уэйк повторился с участием 27 G3М2. На этот раз американцам удалось сбить один «Нелл».

А 11 декабря японцы предприняли неудачную попытку высадиться на остров. Вскоре в воздухе появилось 17 бомбардировщиков G3М2 кокутая «Титосе». Звено американских истребителей сбило два бомбардировщика и повредило третий. 14 декабря 30 GЗМ2 внезапно появились над Уэйком, уничтожив на земле один Wildcat. Гарнизон острова понес значительные потери в живой силе — были разрушены казармы морской пехоты. Через несколько дней японцы при поддержке авианосцев провели успешную десантную операцию.


Бомбардировщик Мицубиси G3M.

2 февраля 1942 года налету подвергся японский аэродром на острове Тароа, на котором в тот момент находилось девять GЗМ2. Один из них был уничтожен, но экипажи остальных поднялись в воздух, обнаружили тяжелый крейсер «Честер», но не смогли причинить кораблю никаких повреждений. После возвращения на базу, машины немедленно были заправлены, подвешены бомбы и вскоре пять GЗМ2 снова поднялись в воздух. Японцам удалось обнаружить американское соединение северо-восточнее острова Вотье. Целью был авианосец «Энтерпрайз». Все бомбы упали в воду. Ближайшая из них разорвалась примерно в 30 м от авианосца, повредив осколками надстройку и вызвав небольшой пожар.

Самолет ведущего группы капитан-лейтенанта Накаи, получивший повреждение в бою с истребителями прикрытия, отделился от строя и устремился к авианосцу. Японский офицер решил протаранить американский корабль. Бомбардировщик приближался к авианосцу с кормы.

Зенитные орудия открыли ураганный огонь, а авианосец вновь заложил резкий поворот на правый борт. Благодаря маневру, удар японского бомбардировщика пришелся по касательной — лишь его крыло зацепило край полетной палубы, повредив одного из находившихся там пикировщиков SBD. Бензин, разлившийся из крыльевых баков японского самолета, вызвал пожар, правда, с ним удалось быстро справиться. Сам же японский бомбардировщик упал в море у борта авианосца.

Одновременно с налетом на Перл-Харбор планировалось атаковать американские базы на Филиппинских островах. Среди выделенных для этой цели подразделений был и 1-й кокутай, имевший на вооружении GЗМ2. 8 декабря (7 декабря по гавайскому времени) 1-й кокутай выслал 25 GЗМ2, возглавляемых капитаном 2-го ранга Такео Одзаки. При взлете один из самолетов выкатился за пределы ВПП и разбился. Остальные присоединились к 27 «Бетти» из кокутая «Такао» и сбросили бомбы на аэродромы Кларк и Дель Кармен, в результате чего на земле было уничтожено или выведено из строя около 50 самолетов, главным образом, бомбардировщиков В-17 и истребителей Р-40.

В тот же день вечером девять GЗМ2 бомбили аэродром Николе и Форт МакКинли на Филиппинах. На обратном пути самолеты попали в грозовой фронт и один GЗМ2 пропал без вести. На следующий день из-за тяжелых погодных условий 1-й кокутай потерял еще два самолёта, высланных на разведку.


Бортстрелок бомбардировщика Мицубиси G3M у 20-мм пушки тип 99.

10 декабря 27 GЗМ2 из 1-го кокутая бомбили военно-морскую верфь в Кавите. При этом зенитным огнем было повреждено два самолета, которые были вынуждены садиться на воду у берегов Формозы. Спустя два дня объектами ударов стали аэродромы Кларк и Иба. Над Кларком из 18 GЗМ2 дюжина получила повреждения, а один был сбит. Эта победа была записана на счет филиппинского пилота Хесуса А. Вилламора, командира 6-й эскадрильи, летавшей на истребителях Boeing P-26А Peashooter. 13 декабря самолеты 1-го кокутая вновь бомбили аэродром Николе, а в последующие дни переключились на работу против морских целей.

В операции по захвату Малайи и Сингапура участвовали два кокутая, вооруженных GЗМ2 — «Михоро» и «Гензан». Их главной задачей стала нейтрализация британских линкоров "HMS Prince of Wales" и "HMS Repulse". В первый день войны «Михоро» и «Гензан» выслали 65 GЗМ2 для удара по Сингапуру. Но на маршруте самолеты попали в грозовой фронт, и к цели вышли лишь 17 машин. В результате этой бомбардировки погибли 63 и получили ранения 133 гражданских лиц.

9 декабря патрулировавшая на подходах к Сингапуру подводная лодка I-56 заметила британские линкоры в открытом море. По тревоге все исправные бомбардировщики поднялись в воздух. Поиск противника, продолжавшийся до сумерек, результата не дал.

На следующий день в 5:00 из Сайгона на разведку отправились девять GЗМ2, а также два одномоторных разведчика С5М. Между 6:25 и 8:00 в воздух были подняты ударные группы, насчитывавшие 59 «Нелл» и 26 «Бетти». Все G4М1 и 26 GЗМ2 несли торпеды, а остальные GЗМ2 — по одной 500-кг или две 250-кг бомбы. Около 11:00 японский самолет-разведчик обнаружил британские линкоры, следующие в сопровождении эсминцев в 70 милях юго-восточнее Куантана.

Первым в атаку вышел 1-й хикотай «Михоро». В 11:13 восемь GЗМ2, ведомые капитан-лейтенантом Сираи, сбросили 16 250-кг бомб на «HMS Repulse». Удалось добиться лишь одного попадания в район второй трубы линкора. Бомба пробила ангар, уничтожив гидросамолет, и взорвалась на бронепалубе у офицерской кают-компании.


Бомбардировщик Мицубиси G3M3 на разрушенном японском аэродроме.

Спустя несколько минут ударили торпедоносцы 1-го хикотая «Гензана». Восемь GЗМ2 зашли на «HMS Prince of Wales» с различных направлений. В линкор угодили лишь две торпеды. Одна из них вошла в левый борт за кормовой трубой, разбив опору левого вала, был потерян гребной винт. В довершение, вовремя не были застопорены турбины, и погнутый вал, вращаясь, поразбивал водонепроницаемые переборки. Оказались затопленными котельное и турбинное отделения, помещение турбогенераторов и погреб снарядов 133-мм зенитных орудий. Вторая торпеда попала в район башни главного калибра Y, был поврежден руль. Из-за потери электропитания пришла в бездействие рулевая машинка, были обездвижены четыре из восьми башен 133-мм орудий, затруднилась работа водоот-качивающих помп. Скорость корабля упала до шести узлов. В этой атаке японцы потеряли лишь один GЗМ2, двое других получили повреждения.

Одновременно с атакой хикотая Исихары на «HMS Repulse» вышел 2-й хикотай «Гензана», но он не добился ни одного попадания. Через несколько минут на линкоры ударили торпедоносцы G4М1 из кокутая «Каноя». Они добились четырех попаданий торпед в «HMS Prince of Wales» и пяти — в «HMS Repulse». В 11:46 появились 17 GЗМ2 из кокутая «Михоро», которые добились лишь одного попадания бомбы в «HMS Prince of Wales». Оба британских линкора затонули довольно скоро. Общие потери японцев составили всего четыре сбитых самолета — один GЗМ2 и три G4М1.

После затопления линкоров самолеты GЗМ2 из кокутаев «Михоро» и «Гензан» продолжали оказывать поддержку операций против Голландской Ост-Индии и Сингапура. Во второй половине декабря 1941 года главными их целями были объекты на Борнео, а в январе - Сингапур. К началу февраля 1942 года в Ост-Индии начали действовать 1-й кокутай и кокутай «Такао». 2 февраля 45 GЗМ2 из этих двух частей бомбили объекты на Яве.

3 февраля 19 самолетов 1-го кокутая совершили налет на соединение ABDA контрадмирала Доормана, два американских крейсера получили прямые попадания авиабомб, и атака на японские транспорты с десантом была сорвана. С середины февраля над Явой действовали и GЗМ2 кокутаев «Михоро» и «Гензан». 15 февраля они повредили два американских эсминца.

В начале февраля 1942 года на Рабаул прибыл 4-й кокутай с G3M2. Это подразделение приняло участие в битве в Коралловом море.


Строение бомбардировщика Мицубиси G3M2 модель 21.

«Нелл» никаких успехов при этом не добились, потеряв четыре самолёта из 27, отправившихся на задание. Тем временем количество частей на юге Тихого океана, вооруженных GЗМ2, увеличивалось. На Тимор из Японии перебросили кокутай «Кисарадзу», а в августе 1942 года его передислоцировали на Рабаул. К октябрю сюда прибыли кокутай «Титосе», «Гензан» и «Мисава», а наряду с GЗМ2 в их составе появились и новые GЗМЗ. Бомбардировщики приняли участие в изматывающих боях на Гуадалканале, где понесли большие потери.

Постепенно GЗМ стали переводить на вспомогательные роли. В 1944 году они снова появились на передовой. На Филиппинах в ноябре 1944 года сформировали 762-й кокутай ночных торпедоносцев. В нем устаревшие GЗМ2 использовались в качестве тренировочных. Такие же самолеты получил 772-й кокутай, задачей которого стали самоубийственные атаки на американские корабли.

Специализированные противолодочные авиачасти также испольдовали самолеты GЗМ2 и G3МЗ с ноября 1943 года. Дислоцированные на Суматре, в Сингапуре, Сайгоне, Маниле, Такао, Татэяме, на Окинаве и базах на побережье Китая, они прикрывали ключевую для Японии коммуникационную линию между Сингапуром и метрополией.

 

Летно-технические характеристики G3M2 модель 21:
Размах крыла - 25 м;
Высота самолета - 3,69 м;
Площадь крыла - 75 м²;
Масса (пустого) - 4813 кг;
Масса (взлетная) - 7778 кг;
Масса (максимальная взлетная) - 9250 кг;
Максимальная скорость на высоте 3000 м - 318 км/ч;

 

Летно-технические характеристики G3M2 модель 22:
Длина самолета - 16,47 м;
Масса (пустого) - 4965 кг;
Масса (взлетная) - 8000 кг;
Масса (максимальная взлетная) - 9250 кг;
Максимальная скорость на высоте 4180 м - 373 км/ч;
Крейсерская скорость на высоте 4000 м - 278 км/ч;
Время набора высоты 3000 м - 8 мин., 19 сек.;
Потолок - 9130 м;
Максимальная дальность полета - 4380 км.

 

Летно-технические характеристики G3M3 модель 23:
Масса (пустого) - 5243 кг;
Масса (взлетная) - 8000 кг;
Максимальная скорость на высоте 5900 м - 415 км/ч;
Крейсерская скорость на высоте 4000 м - 296 км/ч;
Время набора высоты 3000 м - 5 мин., 29 сек.;
Потолок - 10280 м;
Максимальная дальность полета - 6228 км.

 


 

 

Источники:
1. Арсенал Коллекция, 2012, № 1

Обновлено 07.09.2013 15:22
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

document.write("<\/a>") //--> Яндекс цитирования
Военно-исторические ресурсы
Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU